Прощайте, «десятые»! Как поменялась игровая индустрия за прошедшие 10 лет
Спецы и мнения

Прощайте, «десятые»! Как поменялась игровая индустрия за прошедшие 10 лет

GameGuru заканчивает подводить итоги 2019 года. И не только одного года: всего через три дня наступит новое десятилетие. За период с 2010 по 2019 год успело произойти многое — в том числе в игровой индустрии. Мы решили вспомнить все самое важное, что случилось за последнюю декаду в мире игр. 


Геймергейт и его последствия


Со времен самого масштабного видеоигрового скандала двадцать первого века прошло уже более пяти лет. Он начался в 2014 году, когда бывший парень разработчицы Зоуи Куинн обвинил ее в измене с журналистом Kotaku. Часть геймеров увидела в этой ситуации конфликт интересов и высказала возмущение. Журналисты ответили серией статей, обвиняющих игроков в мизогинии и инфантильности. Обсуждение этических стандартов в видеоигровой прессе, протест против леворадикальной риторики и реакция на него представителей журналистского мейнстрима давно переросли в полномасштабную сетевую войну с взаимными обвинениями, оскорблениями, угрозами и вездесущей культурой отмены. Недавно эта война впервые забрала чью-то жизнь.

С годами все более очевидным становится, насколько геймергейт предзнаменовал нынешнее состояние игрового сообщества. Здесь можно было бы вспомнить обвинения разработчиков Ion Fury в гомофобии из-за невинной шутки, обвинения авторов Chuchel в расизме из-за дизайна главного героя, или то, как создателя еще не вышедшей The Last Night затравили из-за пары твитов пятилетней давности, в которых он просто написал, что предпочитает эгалитаризм феминизму. Все это вполне вписывается в рамки общеполитического западного дискурса последних лет, но от этого не становится менее отвратительным. 

31 августа покончил с собой Алек Холовка, разработчик прекрасной инди-игры Night In The Woods. Его смерти предшествовали обвинения в сексуальном насилии со стороны одного из главных действующих лиц геймергейта — Зоуи Куинн (мы прошли полный круг) и последовавшая за обвинениями травля. Учитывая все нарастающую радикализацию сторон конфликта, рано или поздно, конечно, должно было произойти что-то подобное. Но что особенно страшно — кажется, что смерть Алека ни для кого из участников этого конфликта совершенно ничего не изменила. Отряд не заметил потери бойца. А значит, вряд ли он будет последней жертвой.


Мобильный гейминг убил рынок портативных приставок


Портативные приставки, какими мы их знали, мертвы. Убийца всем известен, и имя ему — мобильный гейминг. Крупные компании сходятся во мнении, что рядовому потребителю достаточно одного универсального устройства в кармане, и сегодня таким устройством является смартфон. Тем более, что и игры для мобильных специально разрабатываются для того, чтобы привлечь массовую аудиторию. А совсем недавно все было иначе.

В списке самых продаваемых приставок всех времен две из трех первых строчек занимают именно handheld-девайсы. Это неудивительно: геймеров всегда привлекала возможность поиграть во что-нибудь в дороге, на работе или на учебе. А демократический ценник позволял приобщиться к играм тем, кто не привык тратить на подобные развлечения много денег. Карманные консоли были частью игровой индустрии с незапамятных времен. И похоже, их история подошла к концу. Функционеры Sony не скрывают, что не планируют возвращаться к производству карманных консолей после провала PS Vita. А очень успешная Switch все-таки представляет собой не полноценную портативку, а компромиссное гибридное решение.

Карманные консоли всегда создавались специально для игр, на то они и консоли. Смартфоны никогда не станут настолько же удобными ни для геймеров, ни для разработчиков. Именно на портативных приставках даже крупные студии шли на смелые эксперименты —меньший бюджет позволял. Зачастую они использовали уникальные возможности конкретного устройства: от гироскопа и микрофона до второго экрана и подключаемой периферии. Наконец, некоторые игры, вроде долгих японских RPG или визуальных новелл, попросту приятнее заходят в портативном формате. С уходом этого формата геймеры многое потеряли. А в качестве альтернативы им пока предлагают в основном бесконечные клоны Candy Crush и Clash of Clans. Это печально.


VR-устройства не оправдали ожиданий (пока)


Представители игровой индустрии долгое время убеждали игроков в том, что технологии виртуальной реальности подарят им игры будущего и станут одним из ключевых аргументов в войне консолей. Подводя итоги десятилетия приходится признать, что этого пока не произошло (Microsoft и вовсе свернула планы по поддержке VR в рамках Xbox One). «Пока», как водится, ключевое слово.

VR-технологии все еще слишком молоды. Самим устройствам не хватает удобства, доступности и аппаратных возможностей. А проектам для виртуальной реальности по-прежнему в первую очередь недостает масштабности и проработанности. Даже самые громкие релизы для VR остаются либо вторичными по отношению к старшим собратьям поделками вроде Doom VFR, либо яркими аттракционами, идеальными для того, чтобы произвести впечатление, но не претендующими на что-то большое, вроде Beat Saber.

Впрочем, многое может измениться уже в самом ближайшем будущем. Анонс Half-Life: Alyx стал одним из главных видеоигровых событий последних месяцев, и мало кто сомневается в том, что Valve приложит все усилия, чтобы обеспечить своей легендарной франшизе достойное возвращение. Тем более, это в ее интересах, учитывая наличие собственного VR-шлема Valve Index. Но к перспективам технологий виртуальной реальности на ближайшие годы все еще имеет смысл относиться со скепсисом. По крайней мере до того момента, пока не прояснится, какие планы на VR имеют производители следующего поколения консолей.


Крутые шутеры от первого лица вернулись


Еще не так давно казалось, что жанр FPS в своем классическом изводе был похоронен под горой однообразных, ведущих игрока за ручку военных шутеров с регенерацией здоровья и вездесущими скриптами. Годами эти игры из раза в раз пытались повторить успех Call of Duty 4: Modern Warfare. Сегодня же, вы, скорее всего, даже не вспомните их имен. Тем более, что к большому счастью любителей FPS, последние годы стали для них настоящей отдушиной. 

Одной из первых ласточек, предвещающих возрождение жанра, стала вышедшая в 2014 году Wolfenstein: The New Order от шведской компании MachineGames. Спустя еще пару лет великая и ужасная id Software с новым DOOM показала всему миру: есть еще плазма в BFG. Эти игры продемонстрировали, что величие жанра во многом кроется в его почти первобытных традициях: скорости, драйве, жестокости, удовольствии от стрельбы, а не в эпичных катсценах. Дошло до того, что 3D Realms выпускает Ion Fury на движке Duke Nukem 3D и WRATH. И внезапно эти игры оказываются вполне актуальны в 2019 году. Наконец, сам Джон Ромеро окунулся в прошлое и запилил на радость фанатам новый эпизод для оригинального Doom под названием SIGIL.

Впрочем, в бой идут не одни только старики. Одним из самых ярких новых лиц в жанре стала небольшая независимая компания New Blood, выпустившая мрачный DUSK и адреналиновый Amid Evil. Никому особо не известная студия Blazing Bit Games объединила мясной шутер с rogue-like элементами и получила прекрасную Nightmare Reaper. А, еще одна компания ноунеймов из Польши выдала на гора крайне оригинальную SUPERHOT. Кармак свидетель: шутеры от первого лица действительно вернулись. И это было круто.


Микротранзакции и лутбоксы стали стандартом для AAA-игр


Вообще, тема бессовестного отношения игровых кампаний к игрокам куда шире вынесенных в подзаголовок лутбоксов и микротранзакций. Эту главу можно было бы назвать «анти-потребительские практики», и тогда в нее бы вписались и даунгрейды игр Ubisoft, и ставшие притчей во языцех sweet little lies Тодда Говарда, и много чего еще. Но именно современные схемы монетизации игр наиболее ярко отражают общую тенденцию. 

Сложно поверить, что еще совсем недавно мы рассуждали о том, насколько этично распиливать игру на DLC. В мире, где казавшиеся некогда уделом free-to-play игр лутбоксы и микротранзакции стали стандартом для AAA-проектов, такие вопросы выглядят попросту смешно. Законодателем мод в этом деле, конечно же, стала Electronic Arts со своими наборами карточек из серии FIFA. Дурной пример оказался заразителен для 2K Games с ее NBA. Спортсимами, впрочем, дело не ограничилось, и вот уже фанаты «Звездных войн» вынуждены сталкиваться с напрочь убитым балансом в угоду онлайн-казино в Battlefront 2. Вишенкой на торте из нелепых отмазок стали слова вице-президента EA Керри Хопкинс, которая, выступая на слушаниях в британском парламенте, сравнила лутбоксы с «киндер-сюрпризами» и назвала их «вполне этичными и веселыми для игроков». Это и вправду было бы весело, если бы не было так грустно.

Все разговоры о возможной регуляции лутбоксов на уровне законодательства по сути ни к чему не привели. И какого-либо намека на то, что ситуация в обозримом будущем может измениться, пока не видно. А людям, которые несколько лет назад кричали, что в лутбоксах нет ничего страшного, на сами игры это не влияет и вообще «не хочешь — не покупай», сегодня должно быть очень стыдно.


Ремейки и ремастеры


Для акул игрового бизнеса — равно как и любого другого — никогда не было секретом, что завернуть старый полюбившийся аудитории продукт в новую обертку и снова продать куда проще, чем создавать что-то оригинальное: улучшенные версии игр выходили еще в эпоху аркадных автоматов. Но никогда еще засилье вторпродукта на игровом рынке не было так заметно, как сегодня. Хорошая новость в том, что как минимум ряд крупных издательств стал подходить к созданию ремейков и ремастеров гораздо ответственнее.

К примеру, Activision учла недочеты при создании Crash N.Sane Trilogy вроде утраты оригинального саундтрека и не наступила на те же грабли со Spyro Reignited Trilogy. Nintendo превратила позабытую The Legend of Zelda: Link's Awakening в свежее, яркое приключение с уникальным визуальный стилем, и готовится подарить достойное оформление чудесной Xenoblade Chronicles. А рожденный заново Resident Evil 2 от Capcom и вовсе останется в памяти многих как одно из самых ярких игровых впечатлений 2019-го. Ремейк третьей части, к слову, уже на подходе.

Впрочем, не всем играм так везет. Мы никогда не забудем едва работающие ремастеры первых частей Bioshock и просто позорную Silent Hill HD Collection. То, что Ubisoft сделала с третьими «Героями» вообще должно считаться преступлением против человечества. Но никто еще не преуспел в уничтожении собственного культурного наследия так, как Square Enix. За последние годы эта компания успела превратить сразу несколько старых «финалок» в подобие уродливых поделок начинающего геймдизайнера на RPG Maker, выпустить абсолютно неиграбельное переиздание Chrono Trigger и совершенно никому не нужный ремейк Secret of Mana, в котором поменяла красочные 16-битные спрайты на уродливые модели уровня дешевых мобильных игр. И если с ремейком любимой фанатами Final Fantasy 7 Square Enix тоже умудрится напортачить, репутацию ей отмывать придется долго.


Жанр RPG переживает новый золотой век


Интересно, где сейчас те смельчаки, что гордо заявляли о смерти ролевых игр как чистого жанра? Что говорили, будто у современных геймеров нет времени разбираться в сложной системе прокачки и читать большие тексты, как бы изумительно они ни были написаны. Мол, старички, ведавшие, что почем, перевелись, а новых героев индустрия не воспитала. Не знаю, что сейчас чувствуют эти люди, но вот традиционные масштабные RPG с упором на нарратив точно чувствуют себя отлично.

Одними из пионеров этого золотого века стали ветераны индустрии из Obsidian, доказавшие, что изометрические RPG старой школы живее всех живых в дилогии Pillars of Eternity и Tyranny. Не меньший вклад в нынешнее положение жанра внесли бельгийцы из студии Larian, сумевшие вывести некогда считавшуюся середнячком серию Divinity на совершенно новый уровень. А в AAA-лиге бал нынче правят CD Projekt RED с «Ведьмаком 3». В последние годы выходит так много классных RPG, что каждый может найти что-то свое — гораздо сложнее найти время на прохождение всех этих игр. 

Не зашел новый Torment? Получите и распишитесь за потрясающую Disco Elysium, во многом подхватывающую идеи оригинального Planescape. Предпочитаете тактическую боевку? Не проходите мимо Wasteland 2 и новые части Shadowrun. Мечтаете о мрачном фэнтезийном мире, в котором дорогу себе придется пробивать не мечом, а языком? The Age of Decadence для вас. От слова Wizardry мурашки идут по коже? Псс! Там один безумец спустя 20 лет разработки в одиночку выпустил очень похожую Grimoire: Heralds of the Winged Exemplar.

И что самое удивительное, даже после всех многочисленных успехов последних лет, совершенно не остается ощущения усталости жанра. Только в 2020 году нас ждут Cyberpunk 2077, Wasteland 3 и Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2. А где-то в будущем выйдет еще и Baldur’s Gate 3 от тех же Larian. Только не забудьте собрать команду, прежде чем путешествовать дальше.


Microsoft проиграла консольную войну


Увы, времена, когда Microsoft и Sony соперничали на равных, ушли в прошлое. Для определения победителя в гонке Xbox 360 и PlayStation 3 мог потребоваться фотофиниш. Уходящее же поколение консолей не оставляет пространства для вторых мнений: PS4 обогнала Xbox One по продажам более чем в два раза.

Причем Microsoft по сути сама выстрелила себе в ногу. Неудачи преследовали Xbox One с самого старта. Идиотские решения вроде требования постоянного подключения к интернету или запрета на использование подержанных игр просто не поддаются объяснению. А слово Kinect многие обладатели приставки с крестом на корпусе по-прежнему вспоминают с содроганием. Дон Мэттрик принес Xbox больше вреда, чем красные кольца смерти, и был справедливо отправлен в отставку. Но цена его ошибок оказалась слишком велика. Ситуацию не спасла даже покупка многочисленных игровых студий. Xbox One выжил, но какой ценой? Чтобы сохранить аудиторию, Microsoft пришлось пойти на непростое, но логичное решение — выпускать большинство своих игр и на PC. Список эксклюзивов «коробки» на сегодняшний день исчисляется десятком наименований, среди которых достойны упоминания только Forza Motorsport 5 да Halo: Guardians. Причем и в будущем это вряд ли изменится: потенциальный козырь Xbox Series X в виде Hellblade 2 уже анонсирован для PC. 

Приставка от Microsoft оказалось в другой весовой категории. Теперь это просто устройство для тех, кому удобнее играть на телевизоре и не возиться с конфигурацией компьютера. Кто от этого выиграл? В первую очередь PC-геймеры. Но уж точно не участники гонки. С Xbox все и так понятно. PlayStation же по сути лишилась единственного серьезного конкурента. А здоровая конкуренция по прежнему остается двигателем прогресса.


Nintendo снова на коне — несмотря ни на что


За минувшее десятилетие на долю «Большой N» выпало немало бед. Wii U стала самой провальной приставкой за всю историю компании. 3DS хоть и обзавелась к концу своего жизненного цикла достойной библиотекой игр, все же оказалось бледной тенью своей предшественницы с никому не нужным гиммиком. Ушел из жизни Сатору Ивата — блестящий программист, управленец и геймер, которому Nintendo обязана всеми успехами нулевых. Покинул компанию невероятно харизматичный и смелый руководитель Nintendo of America Реджис Фис-Эме. Тем более удивительным кажется тот факт, что японская компания заканчивает декаду с успешной консолью на руках и уверенным взглядом в будущее.

При создании Switch — о чудо — Nintendo сделала правильно практически все. В компании явно осознали, что не выдерживают поддержку двух консолей одновременно, и сделали одну, причем гибридную. Это гениальное решение позволило сохранить портативность и не идти на существенные компромиссы в плане железа. Все это вкупе с грамотным продвижением позволило решить на Switch главную проблему Wii U: недостаток поддержки сторонних разработчиков. От DOOM и «Ведьмака 3» до бесчисленных инди-игр, которые так и просятся, чтобы поиграть в них в какой-нибудь поездке — Switch готов предложить развлечения широкой аудитории на любой вкус. При этом традиционная фан-база Nintendo все еще получает свои систем-селлеры: новейшие части Mario, Zelda и Super Smash Bros. многие не без причин называют лучшими в серии. А еще Nintendo по-прежнему способна на безумные эксперименты вроде картонных аксессуаров Labo или анонсированного недавно контроллера в форме обруча.

Switch вобрала в себя все лучшее, что можно ожидать от консоли Nintendo, и даже больше. Ей потребовалось неполных три года, чтобы обогнать по продажам Xbox One. И, похоже, это только начало. Из анонсированных эксклюзивов одни только Bayonetta 3, Metroid Prime 4 и Shin Megami Tensei 5 чего стоят. А там, глядишь, и сиквел Breath of the Wild не за горами...


PC — поле битвы за эксклюзивы


До недавнего времени война за эксклюзивы оставалась исключительно уделом консолей, а пека-бояре наблюдали за этим действом с плохо скрываемым чувством превосходства. Запуск Epic Games Store произвел эффект разорвавшейся бомбы, способной изменить расстановку сил в сфере цифровой дистрибуции PC-игр навсегда. В решимости «эпикам» отказать невозможно. Ради того, чтобы отхватить кусок рынка у Steam, они готовы на все: скандально уводить игры из под носа конкурента за считанные дни до релиза, выкупать бывшие консольные эксклюзивы, отказаться от части выручки, раздавать игры бесплатно каждую неделю — благо, бесконечный поток денег от Fortnite позволяет.

Пока сложно давать какие-то долгосрочные прогнозы на противостояние Steam и EGS, но Тим Суини и компания ведут себя так, будто пришли всерьез и надолго. Кроме того, не особенно скрывают прямую конфронтацию, откровенно заявляя, что им неинтересны инди-игры, уже вышедшие в Steam (хотя на релизы в других магазинах им плевать), и не упускают возможности лишний раз напомнить, что магазин Габена платит разработчикам меньше. Valve на словах старается не замечать агрессивного конкурента, но сама, кажется, просыпается от спячки и пытается что-то предпринимать: недавний редизайн библиотеки — тому подтверждение.

У Epic Games Store находится достаточно сторонников и противников, и у каждой стороны есть свои аргументы. Из однозначных плюсов пришествия EGS невозможно не отметить ПК-релизы Heavy Rain, Detroit: Become Human, Beyond: Two Souls, а также ряда менее известных, но не менее любопытных игр вроде Journey. Из минусов — необходимость сталкиваться с ужасным сервисом и наплевательским отношением к игрокам только из-за того, что интересную вам игру выкупил Суини. Чем вся эта история разрешится и как повлияет на рынок — покажет следующее десятилетие. Но следить за этим неожиданно открывшимся вторым фронтом войны за эксклюзивы будет как минимум интересно.


Авторский геймдизайн гонит индустрию вперед


По сути, игрокам до сих пор приходится расхлебывать последствия инди-бума, пришедшегося на рубеж предыдущих десятилетий. Если то было настоящим рождением инди-игр, то на последние годы пришлось их становление. В чем были свои плюсы и свои минусы.

С одной стороны, инди-сектор индустрии чудовищно разросся, пустив на виртуальные прилавки горы второсортного шлака. Каждый месяц в Steam появляются десятки, если не сотни абсолютно чудовищных и никому не нужных игр, собранных на коленке из готовых ассетов. К желающим подзаработать на любителях дешевых карточек и ачивментов еще и добавляются мамкины шутники со всякими симуляторами зэка за 228 рублей. Беда в том, что на фоне этого моря сточных отходов запросто может затеряться что-то действительно оригинальное и заслуживающее внимания. Valve пытается изменить ситуацию, порой удаляя из магазина сотни игр за раз. Но на место сотни приходит тысяча. Общей картины Steam как видеоигровой помойки это не меняет. Да и не Steam единым. В мире, где буквально каждый может сделать и выпустить игру, даже на Nintendo Switch может выйти ужас вроде Vroom in the Night Sky, сходу попавшей в топ-10 худших игр всех времен по версии Metacritic

С другой стороны, первопроходцы инди-сцены проложили дорогу множеству других действительно талантливых творцов. Визионеров, способных изменить индустрию навсегда, и просто маленьких коллективов, состоящих из энтузиастов, любящих свое дело. Ушедшая декада навсегда останется в истории благодаря нарративным экспериментам The Stanley Parable и The Beginner’s Guide. Благодаря доводящим жанровую схему до совершенства Shovel Knight и Into The Breach. Благодаря эстетически безупречным Cuphead и Inside. Драйвовым Hotline Miami и Katana: Zero. Новаторским Papers, Please и SUPERHOT. Душевным UNDERTALE, To the Moon и Night in the Woods. Этот список можно было бы продолжать и продолжать. Главная прелесть инди в том, что независимые разработчики могут позволить себе идти на смелые эксперименты, которые по меркам крупной компании считались бы самоубийственными. И в тех случаях, когда эти эксперименты удаются, игроки имеют шанс получить нечто действительно уникальное и ни на что не похожее. Нет никаких сомнений, что в будущем нас ждет еще больше подобных историй успеха.

Желаем вам играть только в хорошие игры на протяжении следующего десятилетия!

Игры в материале:

Играть
Комментарии (2)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
ZNGRU
1
30.12.2019 07:04
Фиговая статья.
Ян Яненко
Свидетель невероятного
24
30.12.2019 13:35
Видимо после данного комментария пошел писать статью лучше.
Другие материалы на эту тему