Русский народ вселяет страх и ужас в правильных и пунктуальных европейцев, американцев, азиатов — да вообще во всех. Такой отвязностью, безбашенностью и связанного с этим закоренелого стереотипа едва ли какая другая нация может сравниться. При упоминании России иностранцам из дальних стран видятся медведи, балалайки, водка, коммунисты и Красная Армия. А вот разбитые дороги, вечное ожидание «само наладится», воспетая Задорновым смекалка, легендарные туристические отдыхи, после которых турецкая гостиница дымится в руинах, — в этом скрыт потрясающий колорит, прочувствовать который могут только сами русские и близкие к ним народы, хотя в свете последних событий о дружбе не разлей вода говорить становится, к сожалению, неуместно.
Мы собрали игры, полноту атмосферы которых оценят только жители СНГ. Иностранцы, конечно, тоже получат удовольствие от прохождения, но они никогда не поймут, за что мы так ценим эти проекты.
Об одной из двух главных проблем России — дорогах — говорят еще больше, чем о второй. Как и у находчивого председателя провального колхоза, у дорожных организаций всегда найдется объяснение: дороги сыплются через месяц после ремонта — так это от плохих погодных условий, а может, «ну, забыли положить новый асфальт». Встретить идеальные дороги в Москве можно только в убожестве вроде Lada Racing Club. Но в отдельных краях России дорог нет в принципе из-за особенностей местности, хотя машины и люди все же должны там работать. Речь идет о тайге и суровом бездорожье, перед которым пасует любой гламурный вседорожник по цене «двушки» в Москве. Проехать через вязкую грязь, поваленные деревья, болота, реку приличной глубины могут либо подготовленные джипы, либо, с некоторыми оговорками, военные грузовики еще советской разработки.
О внедорожниках повествует серия «Полный привод». Начав с весьма недурственной «ПП: УАЗ 4х4», разработчики стали быстро мастерить аддоны, при этом растеряв качество. В некоторых дополнениях было всего несколько новых машин и пяток трасс — да это же издевательство. Хотя в середине нулевых о DLC еще мало кто слышал, маленькие дополнения считались относительно нормальным явлением. Месить грязь предлагалось продукцией Ульяновского автомобильного завода: легендарные «буханки», «козлы» и их модификации. У нас был огромный выбор по улучшению транспортного средства, модернизации подвергалась почти каждая деталь, которая влияет на проходимость машины. Трассы в большинстве своем получились не только красивыми и разнообразными, но и довольно сложными. Особенно это касается следующих частей серии. Карты, к слову, нет, а неправильный выбор на развилке может окончательно вас заблудить.
Недавняя Spintires забрасывает в еще более суровые условия. Безобидная на вид лужица может оказаться коварным мини-болотом и намертво захватить огромный «Урал» или «КрАЗ». Игра выросла из технодемки для демонстрации физического движка и сразу выстрелила. Множество фанатских модификаций, новые модели техники, ожидаются геймплейные улучшения. Разработчики обещают постоянно дополнять игру. В Spintires лучшая грязь, красивейший густой дым и одна из самых убедительных физических моделей: подвеска автомобилей работает очень красиво и достоверно.
Из дебрей природы вернемся чуть ближе к цивилизации. Аркадий и Борис Стругацкие — известные фантасты, но не напиши они «Пикник у обочины», вряд ли подрастающее поколение знало бы, о чем вообще творчество братьев. Украинская GSC Game World в начале двухтысячных анонсировала амбициозный шутер S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Игру переносили десятки раз, пока в графе «дата выхода» не стало значиться безысходное «when it’s done». Когда надежда пропала, в марте 2007 года S.T.A.L.K.E.R. появилась в продаже. С ворохом ошибок и недоработок, но появилась, и ради атмосферы простить можно было все.
Посиделки у костра со сталкерами и хвастовские рассказы о Зоне от бывалых, какой-то блатной сленг из девяностых, заброшенные покосившиеся дома и постройки, ощущение ужаса катастрофы, о последствиях которой никто не задумывался. Почти что «народный» шутер получил два дополнения (Clear Sky и Call of Pripyat), после чего встал резонный вопрос о полноценном сиквеле. Вторая часть S.T.A.L.K.E.R. даже была анонсирована, стала появляться информация об игре, датой выхода значился 2012 год, после чего… GSC Game World практически закрылась. За компанией сохраняются все права на бренд «S.T.A.L.K.E.R.». Сиквел в настоящее время заморожен.
Отколовшиеся от GSC еще до выхода S.T.A.L.K.E.R. сотрудники начали формировать свои студии. Компания Vostok Games, сформированная людьми из GSC Game World, завершает разработку условно-бесплатного сетевого шутера Survarium, но игра пока выглядит не очень. А вот 4A Games проявила себя в еще одной популярной вселенной — «Метро 2033». Дмитрий Глуховский написал постапокалиптический роман средней паршивости, но благодаря близости темы и родным краям книга стала всенародно любимой. Теперь писатель работает над очередным продолжением «Метро» и попутно пишет не связанные с франшизой романы. Разработчики из 4A Games почти что перенесли S.T.A.L.K.E.R. в тоннели метро, прикрутили технологичную графику и навели игре лоск.
Закрыв глаза на кучу багов (ну не могут СНГ-разработчики без этого), Metro 2033 оказалась неожиданно хорошим для постсоветского пространства шутером. Сиквел Last Light оказался еще лучше. Что делает вселенную такой милой сердцу? Местом действия и условиям — Москва, пусть и разрушенная войной, очень притягивает. Побродить по знакомым улицам и станциям метро, увидеть основные достопримечательности.
Вернуться в эпоху коммунизма и ощутить влияние правящей Партии можно в «Метро-2» и You Are Empty. Обе игры разворачиваются в альтернативных вселенных. «Метро-2» повествует о заговоре с целью убийства Сталина: группе заговорщиков надоело постоянное ожидание светлого будущего, в то время как настоящее выглядит крайне мрачным. Атмосфера довольно интересная, особенно удались засекреченные объекты (то самое Метро-2). В You Are Empty разработчики исказили реальность еще сильнее: Советский Союз оказался господствующей державой, но и этого вождям показалось мало. При создании сверхлюдей что-то пошло не так, улицы наводнили толпы мутантов, наступил конец света. Главный герой бродит по хмурым улицам и отстреливает врагов, а мы проникаемся специфической атмосферой и смотрим на причудливых зомби в милицейской форме тридцатых годов. Общее качество игры хромает, но сеттинг крайне необычный.
Еще одна игра о советском режиме — Cold War. Не особо известный стелс-экшн о шпионе, эдаком Сэме Фишере, оказавшемся в СССР восьмидесятых. Лубянка, застенки НКВД, чекистские операции. Несмотря на то что играем мы за американца, колорит игры исключительно наш, родной. Особенностью Cold War было создание припасов из подручных материалов.
Вторая игра со шпионом в главной роли, но созданная по канонам Hitman, а не Splinter Cell — «Смерть шпионам». Конец войны, тайные операции в тылу врага, хищение документов, диверсии и прочие веселые моменты из жизни агента. Death to Spies оказалась, с некоторыми оговорками, очень интересной игрой, пусть это и чистейшая Hitman в новых декорациях. В настоящее время идет разработка третьей части. Судя по новостям компании, проект все еще жив и скоро должен появиться либо на Kickstarter, либо в Steam Greenlight.
Другая тема – «наши там». Игровые герои тоже порой оказываются в новых условиях, но русская натура рвется наружу. Бывший вояка Сол Майерс отправился в далекую Колумбию за пропавшей дочкой в игре Xenus. Масштабная игра в открытом мире была страшно забагована, до выхода патчей весом в пару гигабайт проходить ее было выше всяких сил. Как обычно, амбиции разработчиков взяли верх над реальными силами. Зато потом Xenus стал увлекательным и разнообразным шутером с вагоном возможностей. Войны группировок, необходимость принять чью-то сторону, поиск загадочных камней «ксенус» и прочий быт эмигранта. В сиквеле, «Xenus 2: Белое золото», герой впутывается в расследование дела о некачественном кокаине.
Сол оказался в Колумбии по необходимости, а вот в «Дальнобойщики 3: Покорение Америки» Ник Перепелов уехал в Штаты исключительно в поисках лучшей жизни. Дальнобойщик быстро поднимается по карьерной лестнице, привыкает к местным нравам и особенностям ведения бизнеса, помогает коллегам и развивает транспортную сеть. Казалось бы, если у него все так непринужденно и легко получается в совершенно незнакомой стране, почему не сделал такую компанию на родине? Хотя вопрос, конечно же, риторический. Исключив отвратное качество игры, «Дальнобойщики 3» остается лучшим симулятором жизни водителей большегрузов. Тем более что это с большой долей вероятности последняя часть серии.
Очередной герой, решивший начать все заново — Нико Беллик. Хотя он и кузен Роман не совсем русские, в Grand Theft Auto 4 широко раскрыта тема эмигранта и «нашей» мафии. Да и радиостанция «Vladivostok FM» с отечественными песнями производит неизгладимое впечатление.
А в каких играх тот самый русский дух ощущали вы? Ждем примеры в комментариях!