Обзор Blacktail. Сказка о юных годах Бабы-Яги — душевная AA-игра с крутым дизайном и мизерными шансами на широкий успех
Обзоры и превью

Обзор Blacktail. Сказка о юных годах Бабы-Яги — душевная AA-игра с крутым дизайном и мизерными шансами на широкий успех

Доводилось ли вам когда-нибудь испытывать тоску по «средним играм»? Не тем, что на «5/10», конечно. А по разработкам, вышедшим из-под пера не самых крупных студий и не лишенным изъянов, но зато сделанных с той самой мифической «душой»? Или, по крайней мере, с творческой жилкой. Доля таких проектов на фоне стабильно работающих AAA-конвейеров и чудовищно разросшегося инди-сектора в какой-то момент ощутимо сократилась. Но сейчас маятник будто качнулся в обратную сторону. Только в этом году мы получили новую часть A Plague Tale, Sifu, Metal: Hellsinger, Ghostwire: Tokyo и недавнюю High on Life — их все условно можно записать в категорию «больше чем инди». Дебютная разработка польской студии The Parasight, постаравшейся пересказать на новый лад сказку о Бабе-Яге, достойна стоять с ними в одном ряду. Blacktail, как бы странно ни звучало такое определение, — образцовая средняя игра, в которую очень легко влюбиться с головой.


Как в старой сказке…

Местную версию происхождения старухи из костяного дома и грозы всех дошкольников смело можно считать апокрифичной. Да и не старуха она еще никакая, а совсем юная девушка Яга, живущая в деревне со своей сестрой по имени Зора. Девочкам приходится непросто: с самого детства они растут сиротами без роду и племени, на которых принято вешать всех собак. Над главной героиней еще и постоянно насмехаются из-за украшающего ее лицо родимого пятна, которое она начинает со временем прятать под маской. 

Когда в деревне начинают один за другим пропадать дети, с которыми Яга по странному совпадению была не в ладах, местные начинают видеть в ней приспешницу ведьмы-людоедки Бабы, по слухам обитающей в лесной глуши. После исчезновения Зоры, когда Ягу уже готовы отправить на костер, ей ничего не остается, кроме как самой сбежать в чащу с верным луком и привязавшимся по дороге черным котом. Вглубь леса ведет ее таинственный голос, как кажется, раздающийся прямо из маски и обещающий вскоре раскрыть все тайны. Стоит только добраться до одной особенной избушки…

Избушка еще не достроена, но уже приветствует гостей

Избушка еще не достроена, но уже приветствует гостей

На крепком фундаменте из родных нам с детства сюжетов разработчики строят не менее чудаковатое строение. В повествовании о местной Бабе-Яге упоминаются как Перун и Велес, так и Белоснежка, Спящая Красавица, и пряничный домик со следом из хлебных крошек. Населяют же волшебный лес говорящие грибы, гнолли и скелеты. Славянскую мифологию и русские народные сказки авторы густо разбавляют европейским фольклором — тематически выходит микс в духе Castlevania: Lords of Shadow, где та же Баба-Яга уживалась в одном мире с древнегреческим Паном и, конечно, графом Дракулой. Что все еще воспринимается достаточно оригинально и складно, однако ждать от игры верности первоисточникам точно не стоит.

Авторы явно очарованы особенно темными уголками сказочных сюжетов: там, где леший бродит, детишек варят в котлах, а дорожки устланы человеческими костями. Несмотря на яркую палитру, сценаристы в традициях жанра не стесняются отправлять героев на убой, а геймдизайнеры периодически пытаются навести страху самыми что ни на есть хоррорными приемами. Ничего такого, что тянет на рейтинг «18+», тут, положим, не найдется, но на всякий случай отметим, что это явно игра не для совсем уж юных глаз. В диалогах красноречиво (хоть и в юмористическом ключе) описываются довольно жуткие пытки, а персонажи не лезут в карман за «fuck’ами» и «shit’ами». Которые в русской версии, конечно же, традиционно превращаются в «черт».

Голос из маски героини обычно играет в диалогах роль «плохого копа»

Голос из маски героини обычно играет в диалогах роль «плохого копа»

И хотя в целом авторам удается соблюсти верный баланс всех составляющих для поддержания атмосферы «страшной сказки», есть один герой, который, кажется, только и мечтает ее разрушить. Этот тот самый голос из маски, с которым Яга периодически вступает в довольно забавные перепалки. Беда в том, что во время этих перепалок он позволяет себе выражения вроде «shit hits the fan», которым явно не место в устах сказочного персонажа. Ладно бы если он постоянно выступал в роли некого постмодернистского элемента или авторы намеренно пытались замешать сказку с современной культурой — такие выходки еще можно было бы если не принять, то понять. Но нет, это просто рандомно проскакивающие в речи героя словечки из совершенно другого времени и мира. Звучит это, мягко скажем, странновато.


Природа чуда

Поначалу кажется, что в геймплейном плане Blacktail представляет собой типичную второсортную экшен-песочницу с кучей привычных и, честно говоря, откровенно заколебавших механик. Тут вам и чертов открытый мир. И постоянный сбор ресурсов, необходимый для крафта стрел и прочих расходников (без стрел вообще никуда не деться: они нужны и для боев, и для головоломок, и даже для быстрого перемещения, так что извольте регулярно подбирать перья и веточки). И бесхитростные, но частые сражения с представителями лесного народца. И нехитрые пространственные головоломки. И не самый удобный платформинг от первого лица с чертовыми бездонными ямами мгновенной смерти. И совершенно ужасный арбитрарный кармаметр… 

Многие головоломки построены вокруг телепортации между комнями-идолами. А вот настоящего платформинга в игре не так много

Многие головоломки построены вокруг телепортации между комнями-идолами. А вот настоящего платформинга в игре не так много

Blacktail есть за что ругать, и она запросто могла бы оказаться полнейшим проходняком, идентичность которого ограничивается исключительно необычным сеттингом. Если бы не огромный, даже ОГРОМНЫЙ объем человеческих стараний, который чувствуется практически за каждым из ее элементов. Прежде всего, местный открытый мир далек от штамповки в духе Ubisoft, а идейно гораздо ближе к Elden Ring (хотя и ощутимо меньше по масштабу). И исследовать его хочется не для того, чтобы запылесосить карту от значков вторичных квестов и коллекционных предметов. Здесь вообще этих значков практически нет, сама карта выглядит крайне опрятно и симпатично. А самое главное, чувствуется, что все полянки, тропинки, опушки, речки, пригорки, лагеря и прочие точки интереса расставлял живой человек. Чувствуется, не побоюсь этого слова, дизайн.

И хочется идти дальше уже хотя бы для того, чтобы увидеть, что же еще этот человек там нагородил. Исследование мира воспринимается буквально как диалог. Не раз и не два случалось так, что я забредал в какие-то совершеннейшие дебри мира Blacktail и думал: «Окей, у меня нет ни единой причины здесь находиться. По всем законам унылых песочниц тут не должно быть ничего интересного, так что за следующим поворотом меня встретит либо тупик, либо невидимая стена». А невидимый собеседник словно бы отвечал мне: «Тупик — это ты здорово придумал. Но как насчет секретки? Или головоломки? Или — я даже не знаю… целого подземелья с кучей развилок и опционального контента?» И после таких моментов, ей-богу, очень тяжело удержаться от того, чтобы обследовать каждый закуток этого леса.

Выбегающий из сортира стражник источает вокруг себя ядовитые облака — вот это внимание к деталям!

Выбегающий из сортира стражник источает вокруг себя ядовитые облака — вот это внимание к деталям!

Куда ни пойдешь, обязательно натолкнешься на какую-нибудь необязательную фишечку. То встретишь бегающего с огромной скоростью беса, из которого при должной ловкости можно вытрясти ценные ресурсы. То найдешь рыбное место, где можно наловить и рыбки для кота, и сувениров, чтобы обустроить избу. А то судьба сведет тебя с приспешником самого Дьявола, который предложит подписать интересный контракт, способный перевернуть геймплей с ног на голову. Скажем, поменять местами урон и лечение. Где-то это вам поможет, а где-то превратит жизнь в сущий ад! Но, к счастью, не навсегда: стоит лишь дождаться первых петухов, как дьявольские чары развеются.

И схожая трансформация в какой-то момент происходит со многими другими сторонами игры. Боевка со временем обрастает любопытными приемами, очень здорово работающими в симбиозе с дизайном врагов и даже представляющими возможности для творческого решения конфликтов. Помимо лука с тремя видами стрел у Яги есть горизонтальный рывок, пара заклинаний и тотем в виде метлы, который можно наделить различными свойствами: от замедления врагов до высасывания жизни — поиграться есть с чем. Баланс сложности выдержан очень здорово, особенно в битвах с боссами: пройти все с кандачка не выйдет, но и страдать как в иных подражателях Dark Souls, слава Велесу, не приходится.

Первый же босс проверяет умение игрока вовремя уворачиваться от атак — ключевой для прохождения навык

Первый же босс проверяет умение игрока вовремя уворачиваться от атак — ключевой для прохождения навык

Второстепенные квесты — вообще раздолье креатива. Их в игре всего с десяток, но практически каждый запоминается и требует уникального подхода. В одном игроку предстоит оборонять каменоломню от орд гноллей, телепортируясь между оборонительными башнями и пользуясь заранее расставленными ловушками: получается целая мини-игра в жанре tower defense от первого лица. А по ходу другого задания вам придется поучаствовать в ожесточенной баталии, развернувшейся между двумя отрядами разумных булыжников, которые двигаются только тогда, когда на них никто не смотрит. Из этого выходит серия увлекательных головоломок с потрясающим сюжетным поворотом, который наверняка заставит многих если и не рассмеяться, то по крайней мере улыбнуться остроумию авторов.

Стоит отвернуться, как эти исполины снова сойдутся в битве...наверное

Стоит отвернуться, как эти исполины снова сойдутся в битве... наверное


Судьба — злодейка

И даже в откровенно жутковатом графическом исполнении игры наблюдаются проблески блестящего стиля. Авторы не гонятся за реализмом, напротив: множество визуальных деталей напоминают об ирреальности происходящего. Стоит только обратить внимание на то, какими пузырчатыми облаками и рисоваными звездочками усыпан местный небосвод — да они и будто сошли со страниц ярко иллюстрированной детской книжки! Иногда и вовсе может показаться, что вас заперли в полотне какого-нибудь именитого экспрессиониста. Впрочем, разглядывать текстурки вблизи, все же, не рекомендуется: вы увидите отнюдь не мазки Ван Гога. И да, поскольку вы уже знаете, за что эта игра заслуживает внимания, хочется на секундочку вернуться к кармаметру, потому что это божий анекдот.

Все-таки, местами Blacktail умудряется быть очень красивой

Все-таки, местами Blacktail умудряется быть очень красивой

В общем, у нашей Яги есть возможности придерживаться пути света или тьмы, что влияет на отношение к ней некоторых героев, меняет некоторые второстепенные механики и позволяет получить разные полезные перки. Удержимся от обсуждения принципиальных родовых проблем подобных механик и взглянем, как это работает на деле. Чтобы быть злой и получать очки плохой кармы, можно, например, убивать мирных по отношению к вам животных: птиц, ежей, лисиц или жуков. Но при этом за убийство пробегающего мимо оленя вас никто не накажет. Видимо, потому, что Лара Крофт доказала: выживальщику оленей убивать можно. Неприятно, но необходимо. Дальше — лучше: убивая столь же безобидных муравьев, героиня и вовсе очищает карму. Почему? Потому что они злые! А значит, можно убить по ходу прохождения каждого встречного оленя и разрушить каждый муравейник, и все равно остаться в глазах всего леса самой добродушной девочкой. Такая вот новая сказочная этика!


Ради чего стоит играть:

  • Удачная реализация формулы «страшной сказки»
  • Рукотворный дизайн в самых отдаленных уголках карты
  • Экспрессивный стиль порой спасает жутковатую графику
  • Компетентная боевка с приятным балансом сложности
  • Интересные и разнообразные сайд-квесты 
  • Говорящие грибы, мурлыкающий кот и очаровательные жабки
  • Отличная озвучка

Что портит удовольствие:

  • Графика все еще выглядит жутковато
  • Крайне нелогичная система кармы
  • Необходимость постоянно собирать мусор для крафта
  • Концовка слегка разочаровывает
  • Иногда встречаются некритичные багули

Час геймплея Blacktail. Источник: Rubhen925


Итог

И все же в Blacktail очень легко влюбиться и оставить в ней до 20 часов — именно столько у меня заняло получение всех ачивок. При том что основной квест легко пробегается часов за семь, а откровенного филлера в игре не так много: опциональный контент удался на славу. Но у многих ли будет шанс с ней ознакомиться — большой вопрос. Все-таки как бы ни были прекрасны пресловутые «средние игры», их главная беда даже не в производственном бюджете, а в том, что они часто оказываются обречены на безвестность. Релиз Blacktail случился без особой помпы, а количество пользовательских отзывов в Steam даже спустя неделю не превышает трех сотен. Это очень мало даже по меркам скромного релиза. С другой стороны, чудеса, все-таки, случаются. И лучшим чудом, которое могло бы случиться с этой игрой, был бы выход в Game Pass.

Игры в материале:

Играть
Комментарии (15)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Nightyshar
Рок-звезда
61
25.12.2022 15:41
Как же задолбала эта система кармы,принимаю такое только в МЕ и ЗВ,но если так подумать,тут она реально нужна,все таки ее ложно обвинили, и можно стать такой,какой ее видят,или наоборот🧐
Я тоже так подумал, но... ниже мааааленький спойлер
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
на основной сюжет и концовку карма вообще не влияет :D
Nightyshar
26.12.2022 14:42
Мда,тогда вообще никакого смысла,а хоть на что-то влияет?
На отношение вcтречных персонажей.
На ход прохождения второстепенных квестов.
На возможность сразиться с парой опциональных боссов.
На ряд второстепенных механик (скажем, у злой Яги метла замедляет врагов, а у доброй, кажется, лечит её саму).
Ravan
Судьбоносный
64
25.12.2022 13:01
Баба-ежка в смешнявом фентези? Уже интересно.
RUNAS
Не такой как все
47
25.12.2022 04:31
Спасибо за обзор, пойду брать
rachel_kidman
Олдфажище
41
24.12.2022 21:01
Надо брать!
Podbiowolf
Смотрящий по играм
65
24.12.2022 09:42
спасибо за обзор. похоже что отличная игра получилась.
Thiefling
Собачка-неудачка
48
24.12.2022 05:33
>за убийство пробегающего мимо оленя вас никто не накажет
А что не так?
Tumsfestival
GURU team
38
24.12.2022 05:23
SOMEBODY ONCE TOLD ME
Как я говорил в другой новости, Авалон Пенроус — главная причина для меня, чтобы сыграть в эту игру.
Jonshadow
44
24.12.2022 02:54
Нужно будет поиграть!
glioma
Doom Slayer
24
23.12.2022 23:53
👍
Комментарии на сайте