Мы продолжаем подводить итоги уходящего года. Настал черед эпических провалов: давайте посмотрим, кто и как из игровых разработчиков садился в лужу в 2018 году.
Сто и одна беда Fallout 76
Fallout 76 — онлайновое ответвление Fallout 4 — раскололо комьюнити фанатов вселенной уже на момент анонса.
Одни ждали от игры веселого кооперативного опыта, другие — ругали ее и заодно всю Bethesda за то, что студия вытворяет с их любимой франшизой. А потом Fallout 76 вышла. И ввергла всех в шок.
В первые две недели с ее релиза не было ни дня, чтобы вокруг проекта не возник еще один стремный инфоповод, начиная от разного масштаба багов, заканчивая отменой возврата средств за предзаказы и обман с содержимым коллекционной версии. Кажется, от этого неприятного пятна на своей репутации Bethesda не отмоется никогда.
В 2018 году Bethesda попыталась запрыгнуть в уходящий поезд под названием «Игры как сервисы», что подразумевает разработку многопользовательской игры, которая будет долгое время развиваться и предлагать все новый и новый контент своим пользователям.
Это хорошая схема, когда она работает. Но Fallout 76 показывает, что у Bethesda нет ни умений, ни возможностей создать такой механизм. Вместо этого нам выкатили пустой и забагованный открытый мир, в котором у игрока нет адекватной цели в долговременном плане и интересных активностей в плане краткосрочном.
Зато есть четкое ощущение, что его развели на деньги.
Fallout 76 — это буквально олицетворение всего, за что ругают современную игровую индустрию. Однако провал мог бы быть вовсе не таким громким. Его могло бы и не быть вообще, выпусти Bethesda в релиз игру в удовлетворительном техническом состоянии.
Олдскульные фанаты смирились бы с произошедшим, а новая аудитория франшизы могла бы вполне себе весело провести в ней время. Онлайновая Fallout — это ведь настоящий мем из далеких нулевых годов. Люди и правда хотели бы увидеть такую игру. И хотя Fallout 76 даже в концепции — это совсем не та онлайновая Fallout, какую хотели бы увидеть люди, даже этот экспириенс пришелся бы по душе куче народу, не сгуби его ужасная реализация.
Но в одном Fallout 76 не откажешь: это невероятно ценный урок и очень полезный опыт для Bethesda. Больше так делать не будут.
Бойкотирование Battlefield 5
История с выходом Battlefield 5 — одна из самых противоречивых в этом году. После анонсирующего трейлера фанаты, не ожидавшие увидеть во Второй мировой азиаток с киберпротезами, обрушили на разработчиков из Dice и издателей из Electronic Arts шквал праведного гнева.
Несмотря на полностью переработанную физику разрушений, новые онлайн-режимы и потрясающие графику и звук, BF5 получила катастрофически низкий показатель предзаказов: он не только был меньше, чем у предыдущих частей, но и существенно проиграл аналогичному показателю Call of Duty Black Ops 4, также вышедшей осенью.
Виной тому — странная маркетинговая кампания, спорные высказывания разработчиков и форсированная отправка в релиз. Более того, многие технические проблемы игры, на которые пользователи жаловались во время бета-тестов, перекочевали и в финальную версию, которую каждую неделю приходится «патчить».
В целом я могу понять людей, которых задели некоторые высказывания разработчиков и издателей. Не все понимают, что «Батла» — это не исторический шутер и уж точно не какой-то военный симулятор. Это просто ААА-шутер в сеттинге Второй мировой войны, со всеми вытекающими условностями вроде универсальных по полу и расе моделей солдат или розовой раскраски скинов пушек.
Но, кстати, стоит отдать должное: собрав весь негативный фидбэк, Dice игру действительно по возможности улучшила и «отрезала» совсем уж абсурдный контент. А в плане базовых механик — стрельбы, карт, баланса — все прекрасно. Другой вопрос, что тупо не хватает времени все пофиксить как следует, поэтому у коммьюнити остается множество причин для хейта, причем максимально токсичного и не всегда адекватно обоснованного.
Короче, одна из лучших игр в серии жутко недобрала из-за отрицательного хайпа вокруг, и это очень печально, ведь Battlefield 5 заслуживает, чтобы в нее играли, так как доставляет максимальное удовольствие любому фанату жанра, способному простить условности казуальной видеоигре.
Честно говоря, вердикт Battlefield 5 я выносил авансом. Мол, вот пройдет время, тогда уж баги починят, оружие отбалансируют и контент завезут. Так вот: смело делите на два. Я играл в проект с релиза и до сегодняшнего дня. Провел там уже около 80 часов. И новости неутешительные.
Солдат со Штурмгевером или KE7 (даже после нерфа!) практически непобедим, болтовые винтовки не нужны, а спустя полтора месяца после релиза в игре полным-полно критических багов, затрагивающих ключевые механики. Мало того: Battlefield 5 втихаря подкручивает очки выигрывающей команде, разработчики посреди ночи меняют на 70% серверов ТТК (Time to Kill), чтобы угодить казуалам, ломая, тем самым, весь оружейный баланс, а описания части заданий вообще не соответствуют действительности. И это я еще молчу про глобальный «Ход Войны», который заставляет игроков выполнять абсурдные зачастую задачи, вместо того чтобы просто играть в свое удовольствие. К примеру, в определенный момент толпы солдат занимались строительством и разрушением своих же укреплений где-нибудь в тылу, вместо того чтобы идти сражаться на фронте.
Одним словом, игра очень некомфортна, местами сломана и приносит скорее раздражение, нежели удовольствие. Главное разочарование года.
Blizzard за полцены
В уходящем году Blizzard допустила, кажется, самую большую ошибку за все время существования компании. На BlizzCon 2018 — главном событии года для фанатов «метелицы» — все ждали анонса Diablo 4. Слухи об этом ходили задолго до проведения мероприятия, и все стояли на ушах.
Однако вместо полноценного продолжения серии Blizzard анонсировала... мобильную игру. В ответ на улюлюканье негодующей толпы пиарщик, представлявший проект на огромную аудиторию, не нашелся сказать в ответ ничего лучше «Да ладно, ребята, у вас что, мобильников нет?»
После этого акции Activision Blizzard стремительно рухнули вниз: за месяц компания подешевела на 30%.
Непонятно, что заставило «Метелицу» пойти на такой шаг. Видимо, дурное влияние Activision, потому что это ни что иное, как плевок в лицо фанатам Diablo — причем сделанный прямо в ходе Blizzсon 2018. Представить игру для iOS и Android на выставке, 90 процентов посетителей которой являются ярыми приверженцами PC, 9 процентов — консолей, а оставшиеся — просто персонал? Очень смело, Blizzard. Очень смело.
Будто этого было мало, выяснилось и то, что работа над игрой ведется в застенках китайской компании NetEase, успевшей прославиться своими второсортными клонами самой Diablo. Черт, да даже сама Immortal похожа на кальку с Crusaders of Light, которая в свою очередь является калькой с Diablo 3...
Понимаете? Diablo: Immortal — это клон клона Diablo.
Я в анонсе Diablo: Immortal не вижу ничего ужасного. Все-таки у Blizzard прямо под носом лежит рынок мобильных игр, который тоже хочется освоить. Проект принесет компании солидную прибыль, которая позволит сделать для хардкорных фанатов хорошую полноценную игру в дальнейшем. А провал случился не из-за анонса самого по себе, а из-за того, что компания сильно отдалилась от аудитории.
Вскоре после обвала цен на акции сайт Kotaku выпустил огромное инсайдерское расследование о процессе разработки Diablo 4: игру, оказывается, уже долгое время разрабатывали, но отменили и начали делать с нуля... И все эти невероятные инсайды выяснились прямо после катастрофы на Blizzcon. Совпадение? Вряд ли. Просто таким образом Blizzard попыталась смазать разрушительный эффект от произошедшего.
А вот расскажи компания об этом перед анонсом — или хотя бы покажи тизер-трейлер с логотипом, как сделал Тодд Говард, — и никакого скандала бы не было. Дескать, ребята, игру мы пилим, скоро покажем, а пока мы ее делаем, поиграйте вот в это. Ну или не играйте вообще, а за серию переживать не стоит.
А кто по-вашему мнению ударил лицом в грязь сильнее остальных в 2018-м?