Свен Винке, руководитель Larian Studios, честно предостерегал всех игроков: не покупайте игру в раннем доступе, если не хотите выступать в роли бета-тестеров. Но его не послушались. Baldur’s Gate 3 показала феноменальный старт для проекта в не самом популярном для 2020-го жанре «классическая RPG», плюс в раннем доступе. Да еще и с ценником 1999 рублей — законченной, насыщенной контентом и оптимизированной игры.
73 980 игроков в пике и 40 147 человек в игре на момент написания превью — откуда вообще такой безумный интерес? Нам кажется, геймеры в Steam сошли с ума и впали в ностальгию по золотой эпохе ролевых игр. Ну как иначе объяснить подобный интерес к CRPG в слегка подзабытом сеттинге Dungeons & Dragons, предыдущая часть которой вышла 20 лет назад?
Уверены, люди скучали по играм вроде Pool of Radiance, Planescape: Torment или Dragon Age: Origins. По действительно традиционным, олдскульным «ролевкам» с магией, драконами, кубиками, дроу и прочими атрибутами жанра.
Кого сделать первым в редакторе персонажа? Конечно же, соблазнительную дроу с красными глазами и Ллос в качестве божества
Хитрец Винке подарил им нечто новое — партийную RPG, как в 2000 году, но с современной графикой и ассетами народно любимой Divinity: Original Sin 2. К слову, она до сих пор остается самой популярной игрой от Larian, а BG3 обосновалась в «Стиме» на почетном втором месте.
Поэтому не стоит удивляться, что новинка комбинирует лучшее из двух миров — сеттинг «Забытых королевств» (Forgotten Realms) от Wizards of the Coast и фирменный стиль Divinity, на одноименном движке которой как раз разработана третья часть Baldur’s Gate. Или нам лучше называть ее Divinity’s Gate 3?
Как бы там ни было, с первых же минут BG3 бросает игрока в пекло в буквальном смысле слова — воздухоплавательный корабль «пожирателей разума» по ошибке попадает в Аверно, первый круг ада, и на него нападают демоны. Главному герою подсаживают мозгового паразита, который превращает его в раба иллитидов, монстров, подчиняющих волю других рас. И чтобы выбраться с уже горящей, но все еще летающей крепости, нашему протагонисту предстоит объединиться с мозгом на ножках и желтоликой воительницей-гитьянки, дабы телепортироваться в другое место и уцелеть.
Первый спасенный нами NPC — мозг на коротких ножках, который оказывается куда более опасным спутником, чем притворяется поначалу
Любая из предыдущих частей, да и культовая DOS 2, начиналась с относительно легкой прогулки. В оригинальной Baldur’s Gate герою предстояло сбежать из семейной крепости Кэндлкип, а в сиквеле — из тюрьмы чернокнижника, ставившего эксперименты на живых жертвах. Но столь монументального размаха для первого часа игры Larian еще не делала. Команда героев поневоле оказывается на войне двух демонических рас, которые сцепились насмерть. При этом фирменные фишки серии, например, способность убить собеседника мощным словцом (Power Word Kill!) посреди диалога, никуда не исчезли. К слову, здесь, как во всех играх Larian, работает правило трех «У»: укради, уговори, убей. Вариант выбирается под каждую ситуацию и в зависимости от скиллсета вашей партии.
Локализация на русский язык доступна с первого же дня — все диалоги, интерфейс, описания, меню и прочее переведены на совесть, хоть и не без огрехов. Зачастую встречаются куски фраз на английском, а многочисленные книги, кажется, вообще не переведены, но размеры самой локализации впечатляют.
Кажется, последний раз с таким количеством слов мы сталкивались в «супер-болтливой» Torment: Tides of Numenera. Вообще, если к переводу почти нет вопросов, то к технической части их более чем достаточно.
Битва бобра с ослом. Двое соперников нам на радость выясняют отношения, а мы просто прокрадемся мимо
Начнем с мелких неприятностей: персонажи периодически забывают шевелить губами во время диалогов, иногда на лицах застывают странные гримасы, и герои словно не могут переключиться на другую лицевую эмоцию. Часть предметов не подсвечивается по нажатию соответствующей кнопки. У компаньонов возникают проблемы с нахождением пути, и они застревают в трех березах.
Есть и более тоскливые вещи: однажды мой главгерой не смог воспользоваться лестницей и после этого отказывался выполнять хоть какие-то действия. В другой раз не загрузилась катсцена, и персонажа выкинуло на локацию раньше времени — не прогрузились ни враги, ни союзники, ни предметы, просто поле без каких-либо интерактивных объектов. Пришлось загружать сохраненку. И почти каждый раз после загрузки игры персонажи стоят в Т-позах. Кроме того, RPG умудряется лагать на средних настройках графики там, где Divinity: Original Sin 2 работала с ультра-настройками — на системе с RTX 2070 и 16 ГБ ОЗУ.
Экран экипировки удобен — все герои как на ладони, все надетые предметы отображаются на самих моделях героев
У Baldur’s Gate 3 в этом году нет прямых аналогов, из похожего — лишь Wasteland 3, но в совершенно другом сеттинге. Возможно, поэтому игроки с такой жаждой набросились на новинку, несмотря на многие технические проблемы. Честно говоря, в играх Larian их и после раннего доступа хватает. Но зато геймплей верен оригиналу: в редакторе персонажа можно провести три часа, создавая эльфийку своей мечты, каждый квест можно решить минимум тремя способами по принципу «У», а любому NPC можно залезть в голову с помощью нужного заклинания или свитка. И, конечно, 1d6 — кубики тут повсюду, и на каждое действие включается «проверка» броском шестигранника, будь то чтение рун или урон от критического удара в спину.
Проверка на интеллект успешно пройдена — поздравляем, вы не дебил!
Ветераны серии могут быть расстроены отсутствием боев в реальном времени с «умной авто-паузой», как в прошлых частях. Бои теперь происходят исключительно в пошаговом режиме, где персонажи ходят по очереди в зависимости от их инициативности. При этом битвы стали динамичными благодаря тому, что у каждого героя есть шкала выносливости, которая нужна для перемещения, а также два набора действий: основные и вспомогательные. За один ход можно передвинуть персонажа, оттолкнуть врага пинком и затем наколдовать файрбол. Или окунуть меч в костер в качестве бонусного действия, а потом ударить им в виде основного. А ведь вместо огня могут быть самые разные жидкости — от серебряной крови иллитида до кислоты.
Олды тут?
Геймеров за сорок наверняка волнует вопрос: кто из старожилов серии остался при делах? Ведь, как вы помните, события BG3 происходят через столетие после окончания финальной битвы Baldur’s Gate 2. Разработчики намекают, что кого-то из старых знакомых мы еще увидим, но увы, ни Виконии, ни Джахейры, ни Саревока, ни других долгожителей, которые способны были бы протянуть эти 100 лет за другими занятиями, в «демке» найти не удалось. Единственный герой, который является визитной карточкой Forgotten Realms, добавлен скорее в качестве пасхалки. Речь про Волотама Гедарма, для друзей просто Воло, путешественника и барда, который появлялся в первых двух частях BG, а также в Neverwinter Nights 2. Хотя фанам серии хватило бы харизматичного варвара Минска и его боевого карманного хомячка Бу.
Те, кто говорили про обширность Baldur’s Gate 3, не соврали. В первом акте игры нам доступна огромная, практически бесшовная карта, с возможностью исследовать Андердарк, серию подземелий с особо опасными врагами. Контента уже сейчас предостаточно, и пожалуй, не хватает только оптимизации, стабильности и возможности играть за одного из пяти сюжетных персонажей. Эту функцию обещают добавить позднее, как в Original Sin 2, но пока что любого из этих героев можно взять в свою партию приключенцев. Если вы, конечно, не проморгаете диалог с нужным NPC, или не нахамите ему настолько, что он отправит вашу когорту восвояси.
К слову, местами игру легко спутать с DOS 2 — те же пасторальные леса, те же самые текстуры, даже бочки с горючими веществами запрыгивают в инвентарь так, словно мы вновь играем в лучшую RPG 2017 года. И все же в текущем состоянии BG3 можно рекомендовать только самым стойким фанатам масштабных RPG. Почему? Слишком уж много багов, глитчей и проблем.
По заверениям авторов, в раннем доступе Baldur’s Gate 3 проведет около года, то есть релиз мы можем ждать во второй половине 2021-го. К тому времени «Врата Балдура» наверняка преобразятся в лучшую сторону. А пока у вас три опции: пройти мимо, заплатить две тысячи и отложить игру до лучших времен или заплатить эти же деньги, чтобы с мучениями играть в то, что напоминает одну из лучших ролевых игр нашего времени. Даже в редакторе персонажей с его богатыми возможностями, из которого поначалу не хочется выходить, слишком много заблокированных опций. А после него — отвратительная оптимизация, мириады ПК-проблем разного рода и немного любопытства: «Как же главный герой вытащит пожирающего разум паразита из своей головы?»
Первые 50 минут Baldur’s Gate 3. Источник: rubhen925
Стоит ли играть в BG3 сейчас? Зависит от того, насколько хардкорный вы геймер. Готовы к мучениям ранней беты? Глухи к резонному совету главного идеолога игры? Не знаете, куда бы потратить 1999 рублей? Тогда вы по адресу. В любом другом случае мы рекомендуем дождаться релиза и не смазывать первые впечатления от потенциально лучшей CRPG современности.