• GameGuru
  • Статьи
  • 15 лет Painkiller — последнему классическому шутеру

15 лет Painkiller — последнему классическому шутеру

Такого больше не делают: как изменился жанр и вся игровая индустрия
Поделиться
Отправить
Поделиться
12.04 2019

Ровно пятнадцать лет назад, 12 апреля 2004 года состоялся релиз Painkiller, возможно последнего представителя жанра классических шутеров. Пятнадцать лет для развивающейся игровой индустрии — это очень много. Вы удивитесь, как все поменялось с тех пор.

«Последним классическим шутером» Painkiller считался уже в момент выхода — а как могло быть иначе, если тремя неделями ранее журналисты почти все как на подбор раздавали девятки Far Cry, игре про приключения парня в красной гавайской рубашке, где можно было бегать по большим открытым уровням без загрузки и любоваться на реалистичный океан? Еще раньше раньше, в ноябре 2003-го, Infinity Ward запустила серию Call of Duty, а в 2001 году и вовсе родился Мастер Чиф. 

Индустрия менялась, а вместе с ней — все игровые жанры. И шутеры, конечно, не исключение. Лишь Painkiller радостно встречал игрока, словно продавец сувенирной лавки, не знающий языка туриста, только что перешагнувшего порог. «Да, шутер, стрелять, да — монстры много, оружия много, очень весело!» — говорили разработчики из People Can Fly. И не обманывали.


Painkiller — геноцид демонов под тяжелый рок

Painkiller была игрой про чистый экшен: никаких скрытых комнат, кинематографических вставок посреди уровня, стелс-элементов, раздражающих NPC и даже задач. Кроме одной: убей все, что движется, включая большого жирного босса в конце уровня. Любая составляющая Painkiller работала для того, чтобы игроку было весело устраивать геноцид дьяволов, демонов и прочих населяющих ад созданий. Карты «Таро» — чтобы получить какую-нибудь крутую способность и убивать. Души — чтобы их собирать, и потом снова убивать монстров, видов которых в игре десятки. Даже сюжет не отвлекал от геймплея. Вы умерли, и чтобы пройти к своей любимой, ждущей вас в раю, нужно пройти через ад. 

Painkiller словно говорила: «Веселись, игрок, пока ты можешь! Ведь таких игр уже не осталось».

На смену шутерам, позволяющим игрокам приятно проводить время, расстреливая толпы врагов, постепенно приходили игры нового формата. Еще до анонса Xbox 360 и PlayStation 3, консолей, которые изменят все, «на огонек» заглянет Гордон Фримен. Но шутеры уже меняются. 

Через четыре месяца после Painkiller на свет фонарика прилетит Doom 3, где в течение первого часа игрок бродит по базе, слушает NPC, смотрит в темные углы и наконец-то получает свое первое оружие — пистолет. Все изменилось окончательно и бесповоротно. Старые шутеры действительно стали старыми, но это станет понятно лишь осенью 2005-го. Сначала выйдет Serious Sam 2, где от былого задора первой части не осталось и следа, а затем состоится релиз чего-то непонятного под названием Quake 4. В ноябре в домах геймеров начнут довольно журчать консоли Xbox 360, во всю раскручивающие диски с Call of Duty 2

В те времена дежурная высадка в Нормандии просто срывала крышу своей постановкой. В те времена дежурная высадка в Нормандии просто срывала крышу своей постановкой.

Blah-blah-blah, nuclear missile bomb

Благодаря Call of Duty привычный жанр шутеров получил новый, сначала будораживший воображение, а через несколько лет начавший раздражать эпитет — рельсовый. С легкой подачи Modern Warfare шутеры превратились в голливудский блокбастер: Америке, а считай всему Миру угрожает опасность, демонов Doom и Painkiller заменили фанатики и террористы, из оружия — до боли реалистичные АК-47 и М416. Никаких «Больших чертовых пушек» и стреляющих молниями ружей — это уже несерьезно. Двери перестали просто открываться, теперь нужно нажать на специальную кнопку. И это в лучшем случае. Иногда ведь приходится и штурмовать помещения в слоу-мо. 

На смену чистому веселью пришла драма, эмоции и технологии. В одном из самых запоминающихся уровней Call of Duty: Modern Warfare на город сбрасывают атомную бомбу, а игроку дают возможность понаблюдать за грибовидным облаком и даже немного поползать в муках и страданиях. От этого взрыва жанр не отошел, кажется, до сих пор.

...но то ли еще будет.


Дивный новый мир

Благодаря развитию технологий, появлению новых игровых движков и платформ у геймдизайнеров наконец-то появились возможности создавать шутеры, в которых не только приятно убивать, но и развиваться, выживать и сопереживать. Шутеры перестали быть просто набором уровней с оружием и противниками. Теперь это технологические песочницы. 

Far Cry 2 уходит в гиперреализм — оружие клинит, а в теле застревают осколки. Crysis переносит геймера в тело суперсолдата и выпускает в джунгли — поиграть с беззащитными пехотинцами. F.E.A.R. заставляет сходить с ума, а S.T.A.L.K.E.R. дает посидеть у костра и послушать анекдоты, чтобы потом выйти в открытый мир и поймать маслину. Границы между жанрами стерлись, и теперь любая игра с огнестрельным оружием неожиданно стала шутером, потому что shoot — это стрелять. Становится непонятно, где RPG с элементами шутера, а где шутер с элементами RPG. И веселая Borderlands, недавно получившая ультрасовременное переиздание, яркий тому пример. 

Вот так старая школа и словила маслину.

К 2011 году старая школа все еще никому не нужна. Выходит Painkiller: Redemption, которую не заметили тогда и о которой сейчас, кажется, никто и не вспомнит. А разработчик оригинала, студия People Can Fly под крылом Epic Games выпускает великолепную Bulletstorm, в основе которой лежит система Skillshot, поощряющая игрока за креативное убийство с использованием окружающих предметов и различных способностей. Но тогда игра провалилась. 

До признания, ремастера и выпуска специальной версии с Дюком Нюкемом в качестве главного героя еще 8 лет. А тогда никому не были нужны энергохлысты и пинки противников под зад. Игра запомнилась лишь смешным рекламным трейлером, пародирующим уже тогда надоевшие военные шутеры в стиле Call of Duty.


How do you do fellow kids?

Жанр олдскульных шутеров сейчас, в 2019 году, переживает что-то близкое по духу ко второй молодости. Одни разработчики копируют дух 90-х и выпускают одну из самых высокооцененных PC-игр 2018 года DUSK. Другие хорохорятся и возрождают серию максимально близко к оригиналу, но в современной упаковке — см. Shadow Warrior 2. Но любовь большего числа геймеров удается заработать тем, кто хорошо умеет комбинировать задор и безрассудство шутеров старой школы с требованиями современного геймера. 

И пусть новый Painkiller нам не светит, хочется надеяться, что Doom: Eternal и RAGE 2 слегка притупят эту боль и тоску по прошлому.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
12 апреля 2019 20:53
а чем вам Doom 2016 года - не классический шутер? или Wolfenstein: The New Order?
Ответить
12 апреля 2019 23:14
ну в Вульфе слишком большой акцент на сюжет...катсцены и "бла бла бла....Нуклеар бомб....бла бла бла...демократия"....А Дум пожалуй да....как раз и начал возвращать любовь к старым коридорным веселым пострелушкам)))) А Буллетсторм, еще когда только вышел в оригинале, прошел с огромным удовольствием.
Ответить
13 апреля 2019 20:43
Великая игра, да.
Ответить
13 апреля 2019 03:29
Кажется, что автор как-то тонко покритиковал Quake 4. Обидно сейчас было, однако
Ответить
13 апреля 2019 14:20
Left 4 dead
Singularity
Resistance
Duke Nukem Forever
Prey(2006)
F.E.A.R.
Dark Messiah of Might and Magic
Hard Reset
Bulletstorm ннах!
Syndicate
Хуле тебе еще надо, нытик!?!?!?!
Ответить
13 апреля 2019 20:39
Платочек ;(
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения