Мы написали этот обзор еще зимой, но затем он пропал где-то в царстве мертвых на долгие месяцы. Тринадцатого августа одна из лучших игр 2020-го, высокооцененный инди-экшен Hades наконец-то доберется до консолей, и как раз к этому времени наш текст сумел выбраться из ада. Самое время вспомнить, почему многие геймеры и критики предпочли релиз от студии, состоящей из 16 человек, многим крупным тайтлам, а скромная инди сражалась с мастодонтами индустрии за звание GOTY 2020. И, наконец, разобраться, почему вам стоит сыграть в Hades, если вы до сих пор не.
Hades была анонсирована и выпущена в ранний доступ во время The Game Awards в декабре 2018-го, а два года спустя билась на этой же престижной премии за звание игры года. Превращение неплохого концепта в игровой шедевр далось разработчикам нелегко, но их труды с лихвой окупились: пускай награду в итоге предсказуемо отдали The Last of Us Part 2, разработчики Hades могут своей игрой гордиться не меньше, ведь она однозначно обожаема геймерами. Девять баллов на Metacritic и 99% положительных отзывов в Steam — Дракманну такое однозначное одобрение и не снилось. Почему же инди-проект команды из 16 человек получился круче многомиллионных блокбастеров? В этом нам и предстоит разобраться. Но одно ясно точно: если The Last of Us или DOOM погружают вас в Ад, то Hades дает возможность из него выбраться. И теперь наконец-то ею могут воспользоваться те, кто смиренно ждал релиза на PlayStation и Xbox.
Hades, опираясь как вы понимаете на древнегреческую мифологию, рассказывает о Загрее, сыне Аида. Последовательно уничтожая врагов в разных регионах Царства мертвых, он пытается пробиться на поверхность. Путь от Тартара до мира живых в среднем занимает от 25 до 30 минут. При условии, что за дело не взялся спидраннер или профессиональный игрок в Hades. Каждый забег — это полчаса безудержного, яркого экшена, который постоянно эволюционирует. Игрок получает новые способности вплоть до поединка с финальным боссом в лице Аида.
Вход в последнюю локацию охраняет Цербер. Он откроет проход, если угостить его вкусняшкой. Наверное, он самый довольный персонаж Hades, потому что кушал он исправно.
Стиль геймплея меняют дары, которых в игре свыше сотни. Каждый из девяти богов спешит дать Загрею частичку своей силы, чтобы он наконец добрался до Олимпа и рассказал, как там дела у его бати-отшельника. Дары выпадают случайным образом, поэтому иногда герой превращается в совершенную машину для убийств, а иногда — в бесполезную размазню без шансов добраться хотя бы до третьего региона, Элизиума. Благодаря своей меняющейся натуре Hades заставляет игрока постоянно анализировать и адаптировать свой боевой стиль. Необходимо учитывать особенности даров, врагов, арены и оружия. Но геймплей настолько легок в освоении, что спустя несколько часов уже не нужно вчитываться в описания и вглядываться в иконки. Hades превращается динамичный забег, которому позавидовал бы Джейсон Стэтхэм в фильме «Адреналин».
Злой батя будет частенько напоминать, что сбежать из его царства не так просто, как кажется
В какой-то момент Аид предлагает Загрею подписать «Пакт о наказании». Это очень гибкая настройка сложности приключений. Можно сделать врагов сильнее, повысив им количество жизней или добавив броню и силу. Или же открыть неизведанную территорию и даже новые приемы для боссов. Делать забеги сложнее нужно не для того, чтобы похвастаться удачным прохождением в социальных сетях. Изменение настроек позволяет получать важные награды для прокачки. Например, оружие — его в игре шесть видов: меч, копье, щит, лук, перчатки и нечто, что можно описать как автомат с гранатометом. Да, есть и такое. При этом у каждого из них есть Аспекты, которые меняют способности и характеристики. Обилие даров, способности Загрея, пакт, оружие — Hades позволяет создать десятки, если не сотни билдов. Многообразие делает игру уникальной для каждого. Кроме того, это «легкий рогалик», не наказывающий за каждое неудачное прохождение. Умирать в Hades неприятно, но не страшно. Более того, смерть — это движущая сила повествования.
Игроки признаются, что главная причина, по которой Hades попала в их сердечко и осталась там надолго — это сюжет и его подача. Повествование не останавливается в том случае, если игрок застрял и не может одолеть Аида. А несколько одинаково сильных сюжетных линий заставляют сомневаться: а это точно история о побеге Загрея?
Писатель Грег Касавин подает историю без катсцен и продолжительных диалогов. В среднем герои обмениваются тремя, может быть, четырьмя репликами. Это лишь усиливает интерес и подталкивает к очередной попытке сбежать из Царства мертвых. Попытке, которая при любом исходе закончится смертью. Она отправляет Загрея обратно в приемный зал Аида, где его ждут герои, готовые вести непродолжительный диалог. Постепенно становится понятно, что Hades — это история о не том, как сын с батей сцепились и испортили всем праздник. Несмотря на то, что действие происходит в Аду, это история о любви, недопонимании и прощении. Каждый герой, которого встречает Загрей, глубоко несчастен. Может быть кроме Сизифа, который смирился со своей участью и даже дал имя камню. Но и в его поведении можно увидеть какой-то жизненный урок о смирении.
Фанатское сообщество за годы существования игры породило не только множество смешных мемов, но и огромное количество прекрасных артов
Важно, что никто из персонажей не отводит героя в сторону и не читает ему глубокомысленную мораль. Истории подаются маленькими кусочками, которые постепенно пережевываются сознанием. Пазл становится картиной, и вот Загрей уже намекает Мегере, что с ее вещами в покоях было как-то уютнее, или бежит рассказывать Эвридике, что Орфей сожалеет о потере своей музы. Но разработчики никого не заставляют влюбляться в героев и лезть к ним в душу. Hades можно пройти как классический рогалик, добиться цели, посмотреть титры и спокойно удалить. Но для игроков, почувствовавших симпатию к персонажам, разработчики приготовили сюрприз. Титры — это не финал истории и после них еще десятки часов контента. Возможно, даже больше, чем в основной кампании. Каждый забег все еще вознаграждает игрока новыми способностями и механиками, а друзья Загрея обретают счастье. Впрочем, как и он сам.
Влюбиться в Hades довольно просто. У игры удивительная связь между всеми элементами. Дизайн, нарратив, музыка и геймплей выдержат проверку самым привередливым критиком. Но все вместе они рождают ощущение фантастической иммерсивности. Возможно, залог успеха в том, что Supergiant Games — маленькая студия, которая насчитывает лишь 16 человек. Все они не только тесно общаются друг с другом, работая в небольшом офисе, но и делят обязанности. Они играют в каждый билд и дают друг другу советы, а также принимают участие в озвучке персонажей. Например, голосом композитора Даррена Корба говорит главный герой Загрей и его закадычный товарищ по тренировкам — Скелли. Работать в ограниченном составе сложно, но сплоченность коллектива проявляется на экране. Это очень тяжело описать словами, это можно лишь прочувствовать.
Живое выступление Даррена Корба, композитора и актера Hades. Он хорош!
Мы очень хотели, чтобы Hades стала игрой года на The Game Awards в прошлом году. Ее победа могла стать не только замечательным завершением истории игры, анонс и релиз которой состоялся во время этой же премии. Тем не менее попадание в список номинантов — уже триумф геймеров. Основным мотивом релиза в раннем доступе была возможность создавать что-то для игроков и вместе с ними. Студия постоянно прислушивалась к советам и отражала пожелания сообщества.
Именно игроки сделали Дузу и Скелли не просто комиками для отвлечения внимания, а значимыми героями со своей историей. С помощью игроков разработчики настраивали баланс оружия и даров, благодаря чему после релиза ни у кого нет любимой ультимативной пушки и непобедимого билда, с помощью которых они прошли всю игру. Конечно, за музыкой, артом, сюжетом и программированием стоят вполне конкретные люди. Но если игроки посчитают, что приложили руку к успеху Hades, то вряд ли сами разработчики захотят с этим спорить.
История The Game Awards началась в 2014 году, но премия уже давно считается аналогом «Оскара». Hades не стала первой инди, заслужившей звание лучшей игры года. Но ее уже можно назвать символом, показывающим, что можно бросить работу в Electronic Arts, открыть студию у себя дома и добиться глобального успеха со всенародной любовью. Что геймеры хотят видеть игры с живыми персонажами, трогательным сюжетом и не серой, а яркой как все цвета радуги моралью. Это как никогда важно: уже который год подряд журналисты подсчитывают fps и пиксели, громкие релизы порождают обсуждение багов и судебных разбирательств, а игроки ожесточенно спорят, на какой из консолей на самом деле нет игр. А вы лучше сыграйте в Hades, она того заслуживает.