Почему геймеры в ярости? Пытаемся разобраться, когда и как любители игр стали злыми и недовольными
Спецы и мнения

Почему геймеры в ярости? Пытаемся разобраться, когда и как любители игр стали злыми и недовольными

Геймеры в ярости. Этот ставший крылатой фразой шаблон заголовков СМИ появился неспроста — и очень емко отражает психическое состояние большого числа активных в интернете любителей видеоигр. Они собираются на форумах и сообща бомбардируют оценки ненавистных тайтлов, уводя их в красные зоны. Но почему геймеры в 2021 году так недовольны? Что их злит? Дело в застое, в котором пребывает индустрия видеоигр, или проблема куда комплекснее и сложнее? Анализируем ситуацию и философствуем в этом материале.


На самом деле, причин геймерскому недовольству настолько много, что они наслаиваются и вклиниваются одна в другую непредсказуемым тектоническим процессом. Какие-то из этих причин важны в моменте и прямо сейчас, другие — просто создают предпосылки. То есть почву, на которой это недовольство прорастает. Я предлагаю попробовать спуститься по этой лестнице сверху вниз, от конкретных объективных причин прямо сейчас до нюансов психологического состояния отдельного геймера.


Игорь тонет

Многие геймеры со стажем играют с ранних лет. Более юное поколение тоже взрослеет бок о бок с играми. И тем и другим становится очевидно, что игровая индустрия уже несколько лет пребывает в стагнации, несмотря на улучшающиеся из года в год графики прибыли и уровень графики в этих самых играх. Отчетливо проявляться ситуация начала к середине жизненного цикла восьмого поколения игровых систем — Xbox One и PlayStation 4. Стало понятно, что период разработки AAA лишь растягивается и растягивается, а все больше новых игр отчего-то похожи друг на друга как разные капли воды. Все жанры сформировались, в каждом были проведены десятки экспериментов — и выигрышные ходы растащили на проверенные рыночные формулы. AAA стали большими, красивыми и одинаковыми.

Чтобы понять, насколько геймер пресытился главными игровыми «сериалами», далеко ходить не надо: новые части всем известных франшиз уже давненько прописались в желтых или даже красных зонах на Metacritic. Там редко что-то меняется, хотя от новой части всегда ждут чего-то… нового. Хотя порой и вообще не поймешь, чего ждут игроки — ведь и объективно неплохое новое постоянно закидывается низкими оценками. Возьмем, к примеру, Death Stranding — это хорошо поставленный, любопытный и действительно уникальный эксперимент, выделяющийся из общей ниши. На релизе он утоп в недовольстве!

Deathloop — тоже небезынтересный эксперимент, который пресса просто завалила десятками, а игроки… Ну, вы знаете. Здесь хотя бы причина недовольства видна отчетливее: Arkane опять выпустила в релиз позднюю бета-версию. Но почему этого не отметили журналисты? Откуда вообще возникла такая разница в оценках? Мы обязательно коснемся этого чуть дальше по тексту: это очень показательный комплекс деталей.

Сейчас важно понять, что пользовательский Metacritic не отображает «реальную» оценку игры в противовес «купленной» оценке журналистов. Это общий эмоциональный фон, который окружает конкретный релиз. И нет, это не защита «правильных» журналистов. Напротив, чисто эмоциональное отношение к игре в среде активных геймеров — это не менее важный показатель, чем попытка уместить множество разносторонних впечатлений и имиджевых рисков для издания в десятибалльную шкалу со стороны профессионального или не слишком представителя прессы. И да, в последние пару лет мы видим, что активные игроки встречают с улюлюканьем все больше новинок — несмотря на их высокие «профессиональные» оценки.

Разница между оценкой СМИ и игроков не просто колоссальна — она еще и ставит вопрос. Почему сломанная ПК-версия Deathloop получила всего на балл меньше PS5? «К релизу починят?»

При этом причины недовольства варьируются от игры к игре. Иногда они объективны, а иногда — не очень. Давайте вернемся к Deathloop, чтобы понять, что причины недовольства в каждом конкретном случае бывают ну очень разными, и их нельзя сгрести в одну кучу. Тут у нас есть, казалось бы, конкретная вещь, с которой нельзя спорить — технические проблемы. Если бы игра работала лучше, возник ли бы вокруг ее релиза такой пожар? Изучив, что пишут на странице Deathloop пользователи, мы увидели, что у двух версий очень разные проблемы.

В случае с ПК при оценке в 4,8 балла игроки гораздо чаще отмечают именно проблемы оптимизации, которые мгновенно сводят к нулю их итоговую сумму впечатлений — уже по касательной и мимоходом прилетает какой-то плохой графике и какому-то не интересному сюжету. Однако у версии для PS5 оценка выше — она составляет уже 6,4 балла, что совсем недалеко от зеленой зоны. Но причины недовольства здесь иные: графика действительно плохая, а сюжет действительно не интересный. Только теперь уже без влияния на итоговые впечатления огромного якоря в виде фризов и тормозов, а поэтому и общая оценка получилась сильно выше. Так получается, тут перед нами сразу плохая и сломанная игра одновременно?

А давайте представим, что до релиза Deathloop получила от прессы справедливые для нее 75-80 баллов, а не 88. Кажется, в таком случае порог ожиданий со стороны игроков не наткнулся бы на огромную преграду в реальности. Не случилось бы коллапса, не случилось бы ярости, а оценки игроков были бы куда более сдержанными. Разве не так? Так получается, что в недовольстве геймеров виновата… пресса? Да, это еще одна причина.

Почему вообще пресса поставила такие оценки Deathloop? Дело в том, что мы с вами, читатели, сейчас находимся в зловонной гниющей яме! Яме игровой индустрии, пораженной коронавирусом и последовавшим за ним дефицитом железа. И эта чума началась прямо в эпоху кроссгена, которая еще во времена перехода с седьмого на восьмое поколение дала ясно понять, что это очень грустное время. Держателям платформ нужно перетащить активную аудиторию на новое железо, но не забывать и о старом — там много выручки. В итоге игры в течение нескольких лет выходят сразу на двух железках: и на безбожно устаревшей, и на более или менее современной. Конечно же, прочность цепи определяет самое слабое ее звено, поэтому игры, мягко говоря, выходят не совсем некстгенные. То есть совсем не некстгенные.

Кстати, через год после релиза оценки Death Stranding очень сильно выросли. Да и лишь за последний месяц пользовательский рейтинг Deathloop вырос на 0,1 пункта для всех версий

Прошедшее поколение еще сильнее раздуло геймерскую аудиторию. Перетаскивать на другую платформу надо еще большее число игроков. Бац — коронавирус, прямо в разгар праздника. Заводы встают, ломаются производственные цепочки, все плохо. Новые консоли не из чего делать, старые раскупили предприимчивые Майклы и Пети, а план наполнения консолями рынка и без учета апокалипсиса насчитывал как минимум пару лет. Теперь он в лучшем случае умножился вдвое. Если у пользователей нет железа, некому продавать некстгенные игры. Поэтому будут продавать пастгенные, и еще очень долго. Ну и да, сами игры: объяснять, как карантины и изоляции повлияли на привычную работу создателей игр, будут еще очень долго разные эксперты. Если коротко, то все очень негативно: и без того долгий процесс создания ААА увеличился еще больше.

Где игры-то? А вот там — в затянутой разработке под железо, которого нет у игроков.

Так при чем здесь Deathloop? Она вышла и стала одной из немногих AAA для новых консолей, которых в этом году по пальцам сосчитать можно. К тому же, последняя выходила очень давно — мы пережили и без того засушливое лето, которое в период пандемии влажнее не стало. Журналисты проголодались, съели первое же попавшееся блюдо не жуя и совершенно без обидок на повара отплюнули в сторону какие-то проблемы вроде оптимизации (к релизу починят). Ну и наставили высших баллов — ура, игра вышла! Та самая игра. Для новой консоли. Которые раньше вроде как были обычным делом. А затем наступает реальный плейтест. И теперь играют не 100 представителей медиа с профессиональной деформацией и очень странной оценочной шкалой игр в голове, где «шесть» равно «ноль», а предыдущие пять цифр не существуют. Играют миллионы, которые заплатили за это повышенную цену в $70 и поверили в десятки. Ну что ж, просто случилась вот такая дезлупа, бывает.

И каждый отдельный пример недовольства — это еще один такой же разбор деталей, причин и тонкостей. Новая Diablo оказалась старой и слишком хардкорной для геймеров-ньюфагов, а олдам не понравилась цензура. New World не пускает на серверы. Genshin Impact обманула на призы. Call of Duty опять не меняется, потому что разработчики впопыхах пытаются за три года освоить пятилетку, а издательство — получить стабильных огромных денег. GTA 6 вообще скрывают от масс, чтобы еще немножко заработать на GTA 5. FIFA 22... существует.

Обиженные на жлобскую годовщину игроки в Genshin Impact бомбили не Metacritic, а мобильные сторы. При колоссальных 2,8 млн отзывов им удалось превратить около четверти этого значения в разгневанные единицы

Да, объективных причин много, индустрия действительно стагнирует, а игры перестали быть такими новыми и интересными. Но под всем этим скрывается еще одна причина. Тот самый нижний пласт, который задает весь тектонический процесс. Всю эту странную и не очень здоровую пляску. Это самое ядро проблемы, температура возле которого позволяет выковать геймеров в ярости.


Геймер в ярости

Психология. Что внутри головы у человека, который при больших и маленьких проблемах первым делом бежит на Metacritic и выписывает там ненавистные оды той дешевке-игре, которая посмела ему в чем-то не понравиться? Зачастую создавая десятки фейковых аккаунтов для бомбежки. На этот вопрос очень сложно ответить, но вряд ли там много чего-то светлого, доброго и вечного.

Даже если оно там и есть, а человек просто пришел выразить свое мнение, потому что заплатил за игру деньги и не получил, чего хотел, то, наверное, вы все равно не будете спорить — такое встречается несколько реже. А еще стоит учитывать и другой момент: люди в принципе выражают недовольство чем-либо гораздо чаще, чем удовлетворение. Вот вспомните, когда вы последний раз писали позитивный отзыв на, скажем, ресторан? А когда негативный? Если попался волос в булке, блюдо принесли холодным или обманули на чек — это 0 баллов, никому не рекомендую. А если все было нормально? Ну, ты получил то, за что заплатил. Что тут хвалить, так и должно быть.

Пожалуй, на самом глубоком уровне корневая причина недовольства (и не только в сторону игр!) кроется именно в этом. Когда все хорошо — это нормально. Когда все плохо — это ужас! Ведь счастье, то самое счастье, что продало нам столько пакетов сока, выпив который мы почему-то не начинали сиять улыбкой как эта довольная семья в рекламе по телику, на самом деле заключается в том, что… Тебе нормально. Счастье — это не когда тебя трясет эйфорическая вспышка и резкий перепад настроения, который уже спустя несколько часов отправит тебя в эндорфиновую яму, а когда отсутствует недовольство в чем-нибудь. Это самое стабильное и равномерное счастье, которое мы попросту не замечаем. Потому что оно стерильно.

И тут нам стоит задаться другим вопросом. Почему же мы такие недовольные? А дело в том, что человеческое внимание — волшебная вещь с огромной силой. Оно делает настоящим то, что замечает. А того, что им не замечается, просто не существует. Если повсюду вниманием человек подмечает один лишь негатив и редко обращает внимание на какие-то позитивные вещи, то со временем станет хронически недовольным. Практически без возможности для выздоровления: так он сам настроил работу своих внутренних систем, которые дальше по инерции уже сами тащат его вперед. А если этот человек еще и геймер, то… Да-да. Мы только что освидетельствовали рождение геймера в ярости.

Конечно, если не уходить в столь глубокие и далекие от вопроса околофилософские дебри, а вернуться в приближенные к вопросу околофилософские дебри и суммировать сказанное, то нам стоит рассмотреть и контекст. Почему в ярости именно геймер? Ну, он играет всю свою жизнь. Скорее всего, он многое уже повидал. Самым ценным и ярким на эмоции был первый опыт, а любой последующий с каждым новым годом все сильнее походил лишь на бледную его тень. 

Так работают вещи. В детстве нам кажется, что когда мы вырастем, то будем кушать только одну сгущенку. Подрастаем — есть деньги на «рафаэлки», но даже их уже не охота. Удовольствие не бесконечно: чем дольше мы его получаем, тем меньше мы его получаем. Устал стоять, присел. Посидел, устал сидеть, встал. Поиграл год, два, три, пять, десять — что-то не те уже игры пошли, вот раньше какие были… Да, раньше игры действительно были какие-то другие: не стоит отметать и объективные причины недовольства, описанные в первой части этого текста. Но и багаж нашего опыта тоже стал другим, усугубив проблему. В итоге мы хотим нового, необычного, экстраординарного, но получаем слегка переработанное старое, рабочее, выгодное. Да и новое не всегда доставляет — какое-то оно не такое, как надо. Раньше лучше было.


Кому-то что-то

В целом-то картина перед нами какая встает? Мы видим на экранах несколько искаженную версию действительности, которую в свою сторону склоняет активное меньшинство. Во многом это реакции самой боевой и не всегда адекватной геймерской прослойки, которая всегда готова рвать и метать в интернете. Каково же реальное положение дел — неясно. Хотя и тяжело отрицать, что, по ощущениям, в последнее время отношение активной в интернете аудитории к видеоиграм просело в пессимистичные зоны сразу на несколько пунктов. 

Но сколько людей просто покупают какую-то игру и ничего в итоге о ней не пишут? Сколько людей просто проходят мимо того, что им не нравится, покупая лишь игры, от которых они гарантированно получат фан? Сколько людей просто иногда играют в игры, а не яро увлечены ими в качестве главного хобби? Мнение кого из них важнее? Это риторические вопросы, ответы на которые можно только представить. Наверное. Но в рамках этого материала не будем даже и пытаться. 

Свидетель каждой эпохи говорит, что живет в очень странное время. Мы тоже. Мы живем во время электронного кайфа, где, как в удобном кресле «Матрицы», можно подключиться к другой вселенной через ограниченные устройства ввода — глаза, уши и ум. Когда-то эта вселенная была центром чистых удовольствий, но теперь она стала обыкновенным таким бытом, в котором нас всегда что-то не устраивает. В данный же момент времени даже этот быт стал совсем жидким — железок нет, игорь тонет и зарабатывает, а конца и края этому пока не видно. Поэтому геймеры все чаще впадают в приступы ярости, вымещая на новинках все свое скопившееся недовольство — как от конкретных игр, так и от жизни в целом. Но на горизонте вроде как виднеется полноценный рассвет некстгена, который наступит через пару-тройку лет. Сможет ли он снять с геймеров это проклятье? Узнаем в новом сезоне.

Игры в материале:

Комментарии (22)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
onemix
5
07.04.2022 10:16
Как по мне, основной причиной МОЕЙ ярости являются баги и лаги. Плохая графика, не слишком проработанный сюжет, сложность игры - это все ничего по сравнению с бесячими лагами, которые, не смотря на мое железо, бывают довольно-таки часто.
Артем Ненько
2
17.11.2021 13:41
Заметил что моё мнение об игре почти всегда совпадает с оценкой сми. Сам же ни разу в жизни не писал отзывов на metacritic, хотя игра может очень нравиться. И думаю таких как я большинство. Читаю отзывы недовольных игроков о последней батле и аж противно становится, такое ощущение что собралась кучка нытиков-неудачников обиженных на жизнь, которым в принципе угодить невозможно. И вот они сидят и мусолят друг с другом о том какая игра плохая. Просто 90% людей которые оставляют отзвывы - токсичные подростки, которым нужно выплескивать свой негатив где то. Мне вот игра очень понравилась, но чтобы я что то написал, а если еще и надо регистрироваться для этого, надо чтобы меня сильно в этом замотивировали. Отличная статья, всё в точку.
Elindorn
23.11.2021 01:13
Ну, мы негативили на батлу вполне справедливо, ибо из недели игры шесть дней смотрели на корабль и сообщение ошибки)) Такого быть не должно.
Может что не так установилось? Вообще ни разу такой ошибки не возникало. Сейчас только вылетает иногда после матча, мелкие баги в рассчет не беру ибо это всё поправимо. То что технически игра сыровата - согласен. Но это же всё поправят. Мне кажется что нужно оценивать именно сам геймплей, а он там всё таки интересный, особенно механики специалистов которые вносят разнообразие. Обзор gameguru на батлу считаю справедливым))) Думаю что те кто любил батлу, продолжат дальше играть.
Buran2000
1
13.11.2021 20:15
Геймеры в ярости соверешнно справедливо. Но этому есть всего одна и неоспоримая причина. Бабки, лаве, кпуста, грязные зеленые бумажки. В сраку катится не только игровая индустрия, но и тот же, например, кинобизнес. Который занимается самокопированием и клонированием. Фишка стара, как мир. Издатели игОр хотят бабок и много, при этом ничего кардинально нового не делая. Кругом переиздания, чтобы нарубить еще мани, с уже однажды проданного (с этого особенно ору). И даже это уже нормально сделать не могут. Потому что надо скорее продать, при минимальных затратах на производство. Результат закономерен.
И полная чушь про якобы большое "влияние" пользователей на метакритик, уж простите автор, что я так про ваше ИМХО. Из купивших поливают говном игру единицы, капля в море, пятнышко на больших трусах, остальные пиплы хавают, иначе не было бы таких продаж. Да, вопли снижают прибыля, падают акции, но мыши продолжают жрать кактус. Сколько там был возврат Сайберпанка? 3% от общих продаж? Остальная молча жующая масса, которая голосует рублем, долларом, юанем, евро ЗА такую индустрию. И делают предзаказы, сметают "горячее" с полок. Shut up and take my money! Чего вы ожидали? Что качество игр будет расти?
Олдфаги страдали от этого еще 15-20 лет назад. Теперь ньюфаги сами стали олдами... велкам в нашу песочницу господа)
В том что есть переиздания и низкокачественные конвееры виноваты сами игроки. Пока есть экономическая выгода и спрос на такой продукт, то его будут выпускать и делать на этом деньги. И это касается не только игр, но и всего вообще что продаётся и покупается.
zakhardushenko57
1
13.11.2021 08:56
Думаю вина в том почему просто не спросить геймеров и игроков чего они хотят над какими ошибками стоит поработать тогда и геймеры не будут в ярости
Это так не работает. Люди очень часто сами не знают чего хотят. И частенько пуканы рвутся от получения желаемого)
Flame for all
Властелин лута
60
10.11.2021 20:53
Было бы здорово, если бы ещё развеяли миф, что больше всего "геймеров в ярости" и токсиков обитает в ру.сегменте. Мол на западных ресурсах больше доброты. Чушь собачья, регулярно на Reddit или Metacritic вижу нытьё по поводу и без поводов.
Wetgoose
GURU team
69
10.11.2021 21:03
Это очень верное замечание. Вообще, судя по моим исключительно субъективным ощущениям, на Западе в принципе больше нытиков и токсиков — хоть в той же Dota 2, например
Ну там и геймеров в принципе больше. Думаю в процентном соотношении от общего числе везде примерно одинакого. И тут как с меньшинствами - они просто громче)
Wetgoose
GURU team
69
11.11.2021 08:54
Мне кажется тут еще что-то замешано на чрезмерном уровне комфорта, в котором западный житель усреденный обитает. Ну, по сравнению с россиянами, по крайней мере. Это изнеживает и дает гораздо больше причин, скажем так, сильно преувеличивать степень свалившихся на твою изнеженную жепу бед )
N3crid
3
09.11.2021 21:22
я думаю тут больше дело в возрасте. чем старше становишься, тем больше всего видишь на своем веку. и мир воспринимается иначе. не только игры.
Wetgoose
GURU team
69
09.11.2021 22:12
Частично да, во второй части текста я об этом писал.
Vladik25567
1
09.11.2021 19:55
Очень категоричный текст, отражающий исключительно позицию автора.

Вот например

"В итоге мы хотим нового, необычного, экстраординарного, но получаем слегка переработанное старое, рабочее, выгодное."

Зачем вы говорите за всех, и вы точно не забыли, как игры выглядели скажем 30 лет?
Wetgoose
GURU team
69
09.11.2021 20:27
Про категоричный текст — отчасти справедливо, но на то в материале и стоит тег "Мнение". Однако в этой части скорее говорится о том, что взрывообразная эволюция игр, когда они перешли из 2D в 3D, сейчас значительно замедлилась. Это чисто объективно тяжело отрицать. 🤷‍♂️

К тому же в целом не совсем корректно сравнивать эпоху 2D с 3D, появление полноценного третьего пространства изменило все на до и после. Но, если смотреть с такого ракурса и заглядывать так далеко назад, конечно, вы по-своему тоже правы.
DedushkaZedd
Король-лич
49
09.11.2021 17:23
«Сколько людей просто проходят мимо того, что им не нравится, покупая лишь игры, от которых они гарантированно получат фан?»
Тут как минимум один. Рабочий способ, рекомендую. И все примущественно прекрасно. А со временем еще желание и готовность немного расширить свой диапазон просыпается, и вот уже проблем с "новым" нет)
Wetgoose
GURU team
69
09.11.2021 20:30
Все правильно сделал, самый адекватный подход. Хотя в целом мне легко представить человека, который в принципе потерял способность получать фан и теперь может только токсить на игры)
Полагаю это профдеформация) Хотя мне тоже легко представить таких людей. Сам той еще истеричкой был. Что забавно - в более благодатные времена, если об играх говорить)
Keith
2
09.11.2021 15:56
игроки злые с тех пор, как интернет в каждую избу провели. можно тут великих анализов не давать тащемта.
Tumsfestival
09.11.2021 16:57
- Почему геймеры в ярости?
- Им провели интернет.
Нет это не проблема это потому что они покупают игру

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?