Обзор Total War Saga: Troy. Троянскому коню в зубы не смотрят
Обзоры и превью

Обзор Total War Saga: Troy. Троянскому коню в зубы не смотрят

Серия Total War поделилась на три направления. Первое представляет собой большие, сложные и предельно исторические части. Второе погружает игрока в мир фэнтези-вселенной Warhammer и предлагает более казуальные механики, пользуясь возможностями выдуманной вселенной. Ну а третье — наиболее уютное и камерное, показывающее какой-то отдельный конфликт на небольшой по меркам серии территории. Оно получило приписку Saga. «Троя» относится именно к этому типу стратегий, но и здесь игра умудрилась отличиться. 

Во-первых, Total War Saga: Troy представляет собой гибрид концепции камерных сражений в историческом сеттинге «Тронов Британии» с рядом фэнтези-механик из Warhammer, что в итоге смотрится весьма странно. Ну а во-вторых, Epic Games Store в день запуска отдает игру бесплатно, что для свежайших однопользовательских AAA-игр является совершенно новым прецедентом. В общем, давайте разбираться, что это вообще такое и почему это отдают бесплатно.

Строго говоря, исторической игру нельзя назвать при всем желании. Дело в том, что так называемый «Микенский период» в истории Древней Греции — время мифов и легенд. Это события, произошедшие за сотни лет до Александра Македонского и Пелопоннесской войны. Ну и знаем о них мы лишь по сохранившимся черепкам древних амфор, редким руинам и трудам Гомера (который не факт, что существовал вообще) «Одиссея» и «Илиада». Это эпос. Миф. Да, Троя существовала, но деталей настоящей истории этого города, как и самого описываемого периода, мы практически не знаем. 

Ничего удивительного, что разработчики могли воротить здесь вообще что угодно. Собственно, именно это они и сделали, запихнув в игру массу довольно любопытных, но совсем уж мифических механик. Так, карта игры — ровно те самые территории, описанные Гомером. То есть: Пелопонесский полуостров, Малая Азия, ряд средиземноморских островов и окрестности Черного моря, где, самой собой, обитают дикие амазонки. 

Ключевым событием этого периода, разумеется, будет осада величественной Трои греками-данайцами. То есть, Спартой, Микенами, Аргосом и другими городами-государствами с полуострова. Под предлогом возвращения жены царя Спарты Менелая — Елены Прекрасной, похищенной юным троянским царевичем Парисом, союз отправляется за море воевать с могучей Троей. С той стороны армия тоже весьма внушительна и союзников у нее хватает.

Тем не менее, осадой великого города все не ограничится. Это, все-таки, Total War, а это значит, что по каноническому сценарию здесь практически наверняка дело не пойдет. Каждая фракция имеет собственные задачи и цели, равно как и связанные с ними механики. К примеру, царю Микен Агамемнону вместе с союзниками предстоит сперва объединить земли Пелопоннесского полуострова, и лишь затем отправляться в Трою. С другой стороны, сын правителя Трои Гектор должен славными деяниями доказать отцу, что именно он, а не его тщедушный братец должен принять командование обороной города. А сам герой-любовник Парис вообще во всем зависит от похищенной жены, которую вынужден повсюду таскать за собой. 

Собственно, именно эти механики и являются реальной новинкой игры. Каждая сторона имеет свои уникальные особенности геймплея, завязанные на мифах и легендах. Ну или просто на фантазии разработчиков. Так, легендарный предок всех римлян Эней вообще разговаривает с духами павших героев прошлого, получая от них бонусы, но сильно гневая собственное население непристойными ритуалами. И тут, кстати, с населением Троады мы согласны: ну какие еще, к Аиду, духи?

Подобным манипуляциям здесь отведены отдельные окна и меню, уникальные для каждой фракции. Что справедливо, ведь кроме этого и ряда уникальных отрядов и героев игровые стороны здесь больше ничем не отличаются. Все они греки с одинаковыми постройками и базовой армией. Даже имеющий некие восточные корни Серпедон. Что же касается упомянутых выше уникальных механик, то, в отличие от разговоров с духами, среди них есть действительно интересные и осмысленные. Например, Спарта умеет заселять пустующие колонии на расстоянии без ввода туда войск, Ахиллес подвержен собственным страстям, причем его состояние влияет на то, как идут дела в подопечном ему государстве, а Агамемнон назначает своих генералов на должности и собирает дань с вассалов особым способом. 

Другой уникальной механикой можно назвать систему поклонения богам. Строя храмы тому или иному божеству, мы получаем бонусы от его почитания. Причем чем сильнее почитание, тем больше будет доступно плюшек. Ну а если что, всегда можно провести особый ритуал или помолиться, чтобы получить профит прямо здесь и сейчас. К примеру, оперативная молитва Аресу во время войны способна существенно усилить стартовые позиции перед битвой. Хотя, честно сказать, для серии эту механику откровенной новой не назовешь — подобным образом можно было делать и в Warhammer

Сам игровой процесс тоже очень напоминает игры по фэнтези-вселенной. Тут тоже погоду делают невероятно крутые и мощные герои, стоящие половины армии. Единственный надежный способ расправиться с вражеским героем — натравить на него своего, с которым он будет эпично биться один на один. Многие механики кампании фанатам Warhammer будут также хорошо знакомы. Разве что вместо одной валюты здесь их несколько: продовольствие, бронза, золото, камень и дерево. Не удивительно, что на содержание армии будут идти продукты, тогда как на строительство — камень и дерево. При недостатке одного ресурса всегда можно попробовать выменять недостающее у соседа, который, возможно, испытывает избыток искомого. 

Ввиду скромного технического оснащения тех лет тактических возможностей не так много, как обычно. Конницы практически нет, а ее роль выполняют колесницы. Лучники тоже довольно редки, зато на поле боя полно пращников и застрельщиков. Зато чтобы разбавить подобный набор отрядов, в игру добавили кентавров, циклопов и минотавров. Несмотря на многообещающую номенклатуру, добавлять монстров вроде боссов из AC: Odyssey разработчики все же не решились и сделали пускай сильных и эффективных, но все-таки людей в масках и устрашающих костяных доспехах. Тот же минотавр — просто здоровенный мужик с дубиной, а кентавры — полуголые всадники. Ничего удивительно, что среди агентов на глобальной карте можно встретить Медузу и сатира. Они хоть и способны одним видом до смерти напугать вражескую армию или завершить все строительство в городе, но послужат всего на один раз. Увы. 

А теперь о том, как все это играется на практике. Да, это все еще Total War, а значит превозмогать наседающих со всех сторон врагов и при этом прокачивать свою растущую империю все еще интересно. Да, принимать непосредственное участие в гомеровском эпосе тоже довольно увлекательно, особенно если знаешь, у чего откуда растут ноги, и с самими поэмами знаком. Тем более что декорации вроде нарисованного в стиле рисунков на античных амфорах неба глобальной карты картину прекрасно дополняют. 

Но отсутствие разнообразия у враждующих сторон в глаза все-таки бросается. Не спасают даже уникальные отряды с циклопами и новые механики. Да и карта по меркам серии тут действительно весьма небольшая. Уже к двадцатому ходу мы владели половиной Пелопоннеса к югу от Коринфского залива.

При этом есть ощущение, что игру делали второпях, из-за чего ряд банальных для Total War механик не работает так, как должен. К примеру, уже на пятом ходу за Микены к стенам столицы подошли добрые спартанские «союзники», которые стали без зазрения совести грабить наши земли в режиме налета. Послушавшись советника, мы, разумеется, всыпали наглецам, которые нарушили границы и взялись мародерствовать прямо у нас под носом без объявления войны. В итоге весь Пелопоннес тотчас заявил о том, что наш Агамемнон — клятвопреступник, не чтящий священного союза. Через какое-то время каждый захудалый царек полуострова обрушил на наше не успевшее окрепнуть государство ВСЕ находящиеся в его распоряжении армии. Стоит ли говорить, что до расположенной далеко за морем Трои дело не дошло и в помине. С ней пришлось разбираться уже в другой кампании.

Дипломатия вообще стала абсолютно отвратительной. Неприемлемое с точки зрения ИИ предложение даже не дадут сделать, хотя раньше у нас был пускай и небольшой, но шанс на его принятие. Попросить грабящую нас армию свалить подальше система тоже не дает. Более того: когда все государства Греции отправили армии в Микены, дабы поставить на место зарвавшегося, по их мнению, Агамемнона, его вассал с полной армией сидел рядом и даже не думал вмешиваться. Кнопки в меню дипломатии «Договориться о совместной атаке» и «Указать цель для объявления войны» не работали. Вообще. Ну и система обмена ресурсами тоже работает как-то странно. Одним словом, дипломатия тут такая, что лучше сразу готовиться к войне. Причем со всеми без исключения, так как прочность военного союза здесь аналогична уважению царевича Париса к институту брака Спарты.

Ну и на поле боя стоит, с одной стороны, отметить явно поумневший ИИ, который научился здорово защищаться от фланговых атак и посылать отряды для перехвата стрелков, но с другой — тот же ИИ, который был пойман на откровенном жульничестве. Дело в том, что в серии издавна работала механика засады, когда отряды можно было прятать в лесу, чтобы потом извлечь оттуда в нужный момент. Так вот, если оставить в лесу стрелков, то ИИ замечает их с другого конца карты, будто они стоят посреди пустыни, и тотчас посылает к бедолагам колесницы или что-нибудь еще, сводя на нет все тактические преимущества лесистой местности. Причем посылает ровно в то место, где они стоят. Зачем тогда вообще делать значок укрытия?


Час геймплея Total War Saga: Troy. Источник: MrSmartDonkey


Да, мы уверены, что большинство описанных проблем происходят от сырости игры, а не от задумки сделать кампанию хардкорнее. Тем более, что даже несмотря на войну со всем полуостровом, к двадцатому ходу мы уже разбили основные карательные силы и захватили половину территорий к югу от Коринфского залива. Но от этого проблемы все равно не перестают быть проблемами, причем весьма неприятными. 

На выходе же у нас довольно неоднозначная игра с кучей механик, намешанных из трех разных частей серии. Она более аркадна, чем исторические Total War, но элементы мистики вкупе с фальшивыми минотаврами все равно оставляют какое-то двойственное ощущение. С одной стороны, от реализма разработчики ушли, но до настоящего фэнтези с огромным чудовищем с головой быка и пожирающей корабли Сциллой почему-то дожать не решились. Некоторые герои подозрительно похожи на свои прототипы из фильма «Троя» 2004 года, а некоторые не похожи совсем. Некоторые механики выглядят логичными и законченными, а некоторые предлагают вызывать духов или повсюду таскать за собой жену. Везде сквозит какая-то нерешительность и незаконченность. Либо разработчики пытались уйти от изначального концепта, но довести дело до конца не успели, либо вообще изначально не понимали, что именно хотят сделать. Ну и напрочь сломанная система дипломатии очков игре явно не добавляет.

Вы не подумайте: это все еще Total War и играть в нее интересно, но Creative Assembly без всякого сомнения может лучше. Либо ей просто не хватило каких-нибудь шести-семи месяцев, чтобы сделать нечто более законченное. Но пока, к сожалению, реальность такова, что из трех ответвлений лучшей стратегической серии современности именно Saga — самая слабая. Хотя, как говорят, дареному коню в зубы не смотрят, даже если этот конь — троянский. Стоп, погодите-ка...

Игры в материале:

Комментарии (3)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Sairus001
35
16.08.2020 18:35
Вот почему ее бесплатно раздавали Epic Games
Во Вово
1
14.08.2020 21:40
Поиграл, теперь эта игра самая худшая в серии, до неё был трон бритнании, но даже там поразнообразней как-то
Izizaem
1
12.08.2020 22:03
Оу ничего себе, ждем этот шедевр!

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?