Какова формула идеального продолжения? Нужно взять все то, что так понравилось игрокам в оригинале, и переиначить настолько, чтобы результат казался чем-то действительно новым, необычным, захватывающим, но, в то же время, не лишенным собственного шарма и теплого чувства déjà vu.
Сегодня, когда крупные издатели ревностно держатся за свои франшизы и клепают бесконечные продолжения или переосмысления, что-то действительно новое и интересное — большая редкость. Да и как двигаться дальше и предлагать что-то новое, если у целевой аудитории атрофировалось собственное мнение, и поэтому любой, даже второсортный по всем признакам, до безобразия скучный продукт гениев маркетинга воспринимается массами как что-то революционное. Тем не менее, сквозь густые как смоль тучи уныния все же пробиваются яркие лучи надежды. Но не в нашем случае.
***
Tomb Raider 2013 года была хорошей игрой, в которой основной акцент был сделан на становление юной мисс Крофт как отважной героини, способной в одиночку противостоять сбрендившим психам и сверхъестественному. Ползание на карачках, полуразрушенные храмы, манипуляции с законами физики и логики, смертельные ловушки, стрельба из лука и различного огнестрельного оружия — в перезапуске было все, чего только могли желать фанаты. Появление продолжения было лишь вопросом времени.
С формулой идеального продолжения в Crystal Dynamics, как видно, не очень хорошо знакомы, иначе нам бы не пытались подсунуть все ту же игру, которую мы не успели забыть за пару лет.
Сюжет снова дает слабину. Лара все никак не уймется в стремлении пойти по стопам своего отца и таки отыскать артефакт, дарующий своему обладателю бессмертие. Как ни странно, попытки друзей урезонить энергичную девушку не увенчались успехом, и Лара таки отправилась искать приключения, попутно нажив себе врагов из древней религиозной секты под названием Триединство (Trinity).
Сюжетные витки все так же предсказуемы, а местами даже нелепы. На главного злыдня с его злодейскими планами и чуть ли не комичными репликами вообще без слез не взглянешь. Что странно, большинство найденных документов вызывают куда больший интерес, нежели разглагольствования персонажей о пользе для человечества, которую таит искомый артефакт.
Детская наивность госпожи Крофт, говорящей о том, что артефакт может избавить людей во всем мире от болезней и страданий, легко может достигнуть астрономических масштабов, как и тупость сценаристов, писавших подобные реплики. Ей богу, в Crystal Dynamics кто-то явно не отрабатывает свой хлеб.
Игра вообще полна нелепостей и каких-то жутких ляпов. Так, совсем непонятно, как СИЗОД (средство индивидуальной защиты органов дыхания) позволяет дышать под водой без баллона с кислородом. Или огромное полотно всплывающего интерфейса, перекрывающее добрую треть экрана. Лара умеет свежевать животных, но способность резать веревки появляется только с после того, как героиня раздобудет боевой нож.
Хотя это все мелочи, пусть и досадные, которые никак не влияют на общее впечатление от игры. Негативный эмоции полностью нивелируются просто потрясающим дизайном. Локации в игре просто огромны и безумно красивы. Хотя некоторые зоны достаточно прямолинейны, большинство локаций весьма просторны и скрывают немало маршрутов, доступ к которым закрыт до тех пор, пока Лара не разживется необходимой экипировкой. С другой стороны, постоянные блуждания по одним и тем же тропинкам может здорово надоесть, особенно если вы из числа тех игроков, которые любят заглядывать под каждый камень.
Вторичные задания часто сводятся к «пойди туда», «раздобудь то» и «сломай это», но поскольку они сулят неплохое вознаграждение, ими не стоит пренебрегать.
Никуда не делись и скрытые гробницы, которые заставляют игрока наматывать круги по локациям в поисках правильного маршрута к этим шедеврам архитектурной мысли. Но поиски, какими бы муторными они не были, определенно стоят того. Каждая гробница выглядит потрясающе и таит в себе немало головоломок.
Заядлые путешественники смогут найти и маленькие склепы, которые не так величественны, как вышеупомянутые гробницы, но зато их сложней и интересней искать.
Игре удается поддерживать размеренный темп, довольно сильно растягивая и без того продолжительное приключение. Эпизоды с жаркими перестрелками и громкими взрывами плавно сменяются головоломками, свежеванием медведей, отстрелом волков или игрой в прятки со снежным барсом.
Некоторые эпизоды позволяют превратиться в кровожадного хищника и использовать скрытный подход к решению конфликтных ситуаций. Лара легко может утащить кого-нибудь под воду, попытаться вытащить позвоночник ледорубом или вонзить нож в шею, спикировав на бедолагу с дерева. Лара также умеет минировать тушки павших врагов, превращая их во взрывные ловушки для их товарищей, а также швыряться самодельными зажигательными коктейлями.
Хотя Ларе и доступен относительно обширный арсенал из различного оружия, верным луком вы будете пользоваться намного чаще, ведь им куда проще бесшумно дырявить головы врагов стрелами или травить их самодельными стрелами из ядовитых грибов. Крофт вроде как уже стала матерой искательницей приключений в предыдущей части, но игрокам по-прежнему необходимо рыскать в поисках всякого хлама и потрошить зверушек, чтобы всячески улучшать навыки выживания и снаряжение Ларисы.
Если основная кампания оставляет в целом неплохие впечатления, то режим Expeditions заставляет задумываться о том, что разработчики впустую потратили немало времени. В Expeditions вы можете переигрывать уже пройденные главы и посещать уже знакомые локации, пытаясь спасти заложников или раздобыть какой-то секретный документ.
Миссии и условия игры можно всячески изменять при помощи специальных карт. Некоторые карты наделяют Лару всякими умениями, другие всячески ограничивают, но взамен дают неслабые бонусы, когда третьи придуманы просто для веселья, заменяя стрелы курицами или увеличивая головы. Несколько бесплатных комплектов карт можно заработать в процессе прохождения основной сюжетной линии, когда другие необходимо докупать за игровую валюту или реальные деньги.
И ежу понятно, что Expeditions — это такая гнилая попытка срубить ещё немного денег с игроков, втиснув аркадный автомат в серьезную игру. Она бы не так злила, если бы режим был хоть чуточку интересен, а не вызывал неконтролируемые приступы зевоты уже через час.
Горы, величественные храмы и дикая, необузданная природа во всей своей опасной красе — в Rise of the Tomb Raider есть все, чего может желать истинный искатель приключений. И если сюжетная кампания покажется вам посредственной, то сам игровой процесс заставит досидеть до финальных титров.