Обзор Far Cry 4: безумие ради безумия
Спецы и мнения

Обзор Far Cry 4: безумие ради безумия

Far Cry 3 была замечательной игрой. Большой, открытой, красочной и по-настоящему просторной. Far Cry 4 должна была стать примерно тем же, но в большем количестве. Примерно так, в общем, и вышло, что многие расценили как несомненное достоинство, тогда как другие назвали главным недостатком. А вот чего ожидать от нее было на порядок сложнее, так это градуса безумия, царящего в Кирате. То есть, конечно, многие подозревали, что Ubisoft выкинет нечто эдакое, но никто не был готов к тому, что пресловутый Ваас Монтенегро покажется рядом с происходящим в местных Гималаях просто жеманной школьницей.

Удивительная история Аджая Гейла

Аджай Гейл прилетает из Штатов в вымышленную страну Кират, что находится на границе с Индией у подножия Гималаев. Аджай — вовсе не турист: ему необходимо доставить прах почившей матери к некой Лакшмане. Что это такое, главный герой не знает, да и понять толком не успевает: его автобус тормозят бойцы армии местного тирана и диктатора — Паган Мина. Этот без преувеличения шикарный эпизод вы наверняка неоднократно видели в роликах. Затем мешок с головы Аджая снимают, и он оказывается за столом, где в ходе недолгой беседы Мин сообщает тому, что он вовсе не пленник, а гость короля, который питает к нему теплые чувства из-за любви к его покойной матушке, с которой, очевидно, у него был роман.

На этом вразумительная часть сюжета, к сожалению, и заканчивается. Далее Аджай, вместо того чтобы подождать возвращения отлучившегося Паган Мина и отведать знаменитый крабовый рангун, сбегает к повстанцам. Здесь-то и начинается безумие. Ополченцы называют свое движение Golden Path, целью которого стоит свержение короля и возвращение мифической свободы в Кират. Они рассказывают Аджаю истории о его героическом отце, сражавшегося против Мина, о матери, которая сбежала в Штаты от тирана, прихватив с собой и маленького сына. Тот моментально проникается идеями сопротивления и бежит воевать с королевскими войсками.

Из инфантильного юноши Гейл-младший моментально становится профессиональным убийцей-коммандос, выкашивающим целые толпы врагов (и, судя по всему, получающим от этого удовольствие), ловко ездящим на слонах и приземляясь в центр вражеской базы на стильном вингсьюте. При этом в диалогах он преимущественно молчит и безропотно выполняет многочисленные поручения первого встречного, а в первую очередь двух лидеров ополчения — Амиты и Сабала. С этими все обстоит еще хуже. Сабал — застрявший в прошлом идеалист, который жаждет не только избавить Кират от диктатора, но и вернуть древние традиции, которые здесь уже давным-давно никому не нужны. Амита, однако, еще хуже: эта истеричная дама без колебаний пользуется методами Паган Мина, чтобы, собственно, свергнуть самого Паган Мина.

Печальнее всего то, что нам то и дело приходится выбирать, чью сторону выбирать. Разрушить ли опиумный завод, или захватить, чтобы производить опиум самим. Мало того, что нас заставляют выслушивать долгие, скучные и малосодержательные патриотичные диалоги, так еще и вынужденный выбор, который нужно делать, приводит к тому, что в следующей же миссии обиженная сторона столь же долго высказывает нам, какие мы, дескать, плохие, и как неправильно поступили. Раздражает вся эта повстанческая карусель просто неимоверно.

С генералами Мина все несколько лучше. Загадочная Юма и садист Пол могут даже понравиться, хотя и тоже явно склеены из шаблонов. Сильно вытягивает происходящее сам Паган Мин. Король часто обращается к Аджаю по рации, пытаясь вразумить съехавшего с катушек юнца. Он красноречив, интересен, да и вообще сразу вызывает симпатию. Более того, глядя на Кират, легко понять, почему королем этой страны стал именно он: Мин здесь попросту самый здравомыслящий и адекватный, что лишь доказывает великолепная концовка, неожиданно венчающая весьма слабый сюжет, будто бы нарочно состоящий из собранных в кучу «обзорных» миссий. Да чего уж, это вообще самый интересный и харизматичный злодей последних лет, затмивший не только Айронса из недавней Call of Duty, но и своего предшественника — Вааса.

Страна, которой хватит на всех

Прелесть Far Cry, однако, традиционно заключалась не в сюжете, и даже не в персонажах. Главной фишкой серии всегда была свобода и вариативность в решении многочисленных задач. И здесь четвертая часть превзошла все ожидания. Контента в игре столько, что хватит на несколько проектов калибром поменьше. Его здесь изучать на порядок интереснее, чем проходить кампанию. Занятий находится столько, что очнуться не помогают даже периодически всплывающие в мозгу мысли вроде «завтра на работу», «уже поздно», «а вот и рассвет». Затягивает с головой.

Начать стоит с того, что сам Кират действительно огромен и полон сюрпризов, поэтому его интересно просто исследовать. Вот заброшенная автозаправка, оккупированная волками, вот озерцо, в котором валяется остов упавшего самолета, вот вышка, на которую нужно забраться, чтобы открыть карту (а вы сомневались?), вот аванпост, который необходимо отбить и получить охапку новых миссий, а вот таинственный грот за водопадом, где наверняка можно найти что-то интересное. Добавьте сюда горный характер местности, и вы получите большой простор для создания разнообразных ландшафтов и климатических зон. С горы можно спуститься на дельтаплане, вингсьюте и парашюте, а подняться по узкому серпантину, на небольшом одноместном вертолетике или с помощью альпинистского снаряжения (которое, правда, на PC работать как следует у нас отказывалось). И действительного: простых автомобилей и квадроциклов для передвижения по Кирату было бы явно недостаточно.

Выглядит все это тоже очень впечатляюще. Зеленые долины на фоне заснеженных вершин, утренние лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, развевающие на ветру флажки… в NVIDIA не зря потратили на улучшение графической составляющей Far Cry 4 столько времени. Получилось очень атмосферно.

Однако вернемся к местным развлечениям, потому что любованием видами и исследованием Кирата все, очевидно, не ограничивается. Во-первых, это, конечно же, охота. Есть вероятность, что вы не угомонитесь, пока не отловите нужное количество медоедов, козлов и тигров для создания улучшенных рюкзаков, кошельков и прочих приспособлений. Как и в третьей части игры, увлекает это неимоверно. И пускай вас не смущает, что для нового кошелька понадобится четыре шкуры носорога. Просто… вы не знаете всех тонкостей его изготовления. Смущает скорее принцип охоты на хищников: вы просто кидаете кусок мяса на поляну, куда тотчас прибегает случайный хищник, вы убиваете его, вырезаете новый кусок мяса, бросаете на поляну… На конечных этапах «крафта», правда, попасть на нужное животное не так-то просто, однако это не отменяет того факта, что функция с моментальным приманиванием диких зверей в конкретное место несколько абсурдна.

Помимо этого мы собираем маски демонов, сдираем со стен агитационные плакаты, атакуем блокпосты и целые крепости (по одной на каждого генерала Мина) и выполняем побочные миссии. Их разновидностей существует довольно много. Тут и спасение заложников, и заказные убийства, и сопровождение конвоя с продовольствием (с гранатометом в руках, разумеется), и гонки на время, и несколько разновидностей охоты. Нам особенно запомнилась миссия, в которой предлагается за определенное время урезонить целую стаю разбушевавшихся медоедов. Для этого нам дают набор взрывчатки и джип с крупнокалиберным пулеметом. Играется это так же феерично, как и звучит, а ничего подобного раньше, признаться, ваш покорный слуга не видел даже за весь свой многолетний игровой опыт.

Захватить одну и ту же базу, как водится, можно десятком разных способов. Можно тихонько перестрелять всех из лука, можно забросать лагерь приманками для хищников, попутно выпустив из клеток всех сидящих там зверей, которые расправятся с охраной самостоятельно, можно ворваться туда с тяжелым пулеметом, а можно просто использовать слона. Слон — уникальная фича Far Cry 4. Оседлав такого, можно почувствовать себя наездником Годзиллы. Это животное выдерживает огромное количество урона, разносит джипы, давит и бодает толпы врагов, и вообще расправляется с любым сопротивлением очень быстро. Помните гигантского динозавра из финала Blood Dragon, который уничтожал на пути все живое? Так вот: слон Far Cry 4 сильно напоминает его облегченную версию.

Не обошлось и без ставших уже привычными для жанра атрибутов — прокачки героя и улучшения оружия. Здесь все как обычно: открываем навыки за очки опыта, улучшая либо ветку «слона» (здоровье, особые навыки и изготовление стимуляторов) либо «тигра» (все, что связано с убийствами). В местный магазин сдается всякий хлам, а покупается оружие со всевозможными апгрейдами и «уникальными экземплярами». В определенный момент у Аджая даже появится собственный дом, который он сможет обставлять и улучшать.

Если по какой-то нелепой причине описанной горы однопользовательского контента вам будет мало, то можно попробовать себя на местной арене. Здесь мы получаем ранги, прокачиваемся (отдельно!) и на выбор имеем сразу несколько режимов, чтобы затем щеголять набранным счетом в онлайн-таблице. Здесь, понятно, творится настоящий хаос, все против всех, а ключ к выживанию кроется в том, чтобы грамотно стравливать между собой, скажем, носорогов и тяжелых огнеметчиков. Интересно, что создавать испытания для других игроков можно с помощью мобильного приложения-компаньона.

Есть и классический мультиплеер. В специальном режиме мы сражаемся с другими игроками в матчах на десять человек, когда одна команда играет за вооруженных, но заметных солдат, а другая за полуголых демонов, вооруженных луками и умеющих становиться невидимыми. Ничего нового и революционного здесь нет, поэтому и останавливаться подробно, собственно, не на чем. Куда интереснее получился кооператив, позволяющий затащить друга к себе в мир Кирата, и уже вместе с ним развлекаться на полную катушку, скажем, врываясь во вражеские крепости на парочке слонов. Far Cry 4 оказалась очень подходящей для подобного кооператива. Довершает картину внутриигровой редактор, позволяющий создавать миссии самостоятельно и делиться ими с сообществом. Мы можем выбирать из сотен пользовательских заданий, играть в миссии друзей или просто лучшие карты сообщества. Ну, если всего вышеописанного раньше вам все еще будет мало. В чем мы сильно сомневаемся.

Безумие и наркотики

Есть в игре и большие побочные задания. О них мы нарочно не говорили раньше, оставив самое интересное на закуску. В некоторых из них мы невинно бегаем по заснеженным вершинам в кислородной маске, однако другие заставляют серьезно задуматься. Так, Аджай добровольно принимает участие в экспериментах по употреблению новых видов наркотиков, после которых может проснуться голым в медвежьей пещере, а потом бежать по розовому лесу, пытаясь превозмочь многочисленные галлюцинации. В другом задании он оказывается на задымленном кирпичном заводе, где с ним происходит такое… что даже и описывать-то было бы слишком странно.

В некоторых эпизодах реальность смешивается с фантазиями и галлюцинациями настолько тесно, что уже не понимаешь, снится все это главному герою (а заодно и игроку) или происходит на самом деле. Все это обычно происходит под задорную музычку и грохот фейрверков, так что выглядит, частенько, совсем уж сюрреалистично.

Отдельно хочется отметить Шангри-Ла — параллельную реальность, в которой Аджай без штанов бегает по атмосферным локациям и из лука стреляет в демонов-невидимок. Эпизоды получились неожиданно хорошими, да и вообще, пожалуй, лучшими из всего «нарко-контента», представленного в игре. В первую очередь из-за белого тигра, вместе с которым мы и силимся одолеть всех врагов. Тигр получился невероятно красивым и милым.

На этом, правда, заканчивается лишь запланированное разработчиками безумие. А ведь в Far Cry 4 есть еще масса спонтанного. Здесь «отжигают» все. Вот по горной дороге идет одинокий торговец, позвякивая колокольчиками. Из-за поворота выезжает микроавтобус и не торопясь подъезжает к путнику. Перед самым автомобилем торговец вдруг издает нечеловеческий крик и бросается пол колеса. Умирает. Занавес.

Вот дорогу патрулируют повстанцы, как вдруг из леса в их сторону выбегает по пояс оголенный боец королевской армии и начинает швырять в них коктейли Молотова. Загораются повстанцы, загорается трава, загорается лес, однако пиротехник не успокаивается и кидает еще один вдогонку, притом что ополченцы и так уже напоминают мечущиеся факелы. Вместо них попадает в дерево рядом с собой и загорается сам. Все пылают, включая весь окрестный лес. Занавес.

Все выкрутасы местных NPC, правда, блекнут по сравнению с тем, на что способны животные. В Ubisoft явно не тратили лишнего времени на просмотр Animal Planet или прочтение книг о повадках азиатской фауны. Сильнее всех отличились орлы. Они могут схватить упитанного козла и сбросить его бездыханное тело прямо на игрока, что, по первости, повергает в шок. Но главное не это: они повсеместно нападают на людей, пытаясь, очевидно, отщипнуть себе кусочек, а бросившийся на тебя во время ожесточенной перестрелки орел может изрядно подпортить нервы. Забавнее всего, правда, то, как реагируют на этих птиц местные жители. При малейшем приближении пернатого (а они летают поблизости практически всегда) мирные жители любят громко и жалостно вопить, а солдаты без лишних разговоров начинают дружно палить по птице из АК. Именно под эту канонаду и проходит большая часть игры.

Есть еще слоны, которые могут забросить обидчика в стратосферу, носороги, появляющиеся крайне неожиданно, и, конечно, всеобщие любимцы — медоеды. Это такие зверьки, напоминающие барсука, которым, как известно, плевать. На все и всех (honey badger doesn't care). Из-за толстой шкуры убить их крайне непросто, зато накинуться из леса на тебя такой норовит в самый неподходящий момент. На арене так и подавно разъяренный медоед одним укусом стабильно отнимает у игрока ровно 99% здоровья, что можно назвать главной причиной преждевременного выбывания из боев.

На медоедах, пожалуй, мы и закончим эту и без того чересчур красочную и эмоциональную рецензию, добавив лишь, что автору этих строк никогда еще не было так тяжело вывести итоговый балл настолько разной и контрастной во всех отношениях игре. В определенные моменты тут маячит твердая девятка, тогда как в другие хочется взять и поставить шесть. Искать истину, как водится, пришлось где-то посередине, потому что выставлять две оценки сразу играм, к сожалению, пока нельзя.

Far Cry 4 — наиболее необычная «большая» игра этого года, которая объединяет в себе прекрасный Кират, великолепного злодея, зашкаливающий градус хаоса, безумия и наркотиков, очень слабый сюжет, придурковатого главного героя, а также свободу, которой порой оказывается даже слишком много. И медоедов, разумеется.

Игры в материале:

Комментарии (17)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
jeihun
1
08.12.2014 16:37
закроет глаза за шикарный обзор))
40% прашел а сюжета так и не заметил, то ли это побочные кв то-ли сюжетные, у меня такое ощущение что мы увидим главного злодея только в начале и самом конце игры, безумия не вижу, по мне так 3 часть лучшая по сюжету
Lola Li
1
30.11.2014 16:51
Игра вполне себе нечего, зверушки конечно полностью упоротые и своим поведение показывают что такое БЕЗУМИЕ.
malaxow.e
1
28.11.2014 19:48
Хорошо ,с вашего позволения просто Олег.
malaxow.e
1
28.11.2014 14:58
Дядя Олег спасибо за ваш грандиозный обзор,впечатление от игры хорошие ,хотя всю не прошёл пока.
Кыш
1
27.11.2014 23:53
Весьма радикальные оценки в последнее время
ZNGRU
Легенда GameGuru
33
27.11.2014 06:48
Ваас Монтенегро передает вам привет.
Давай хоть 80 не ?
Мазафакер
1
27.11.2014 01:56
Малая оценка
Ker Laeda
1
26.11.2014 23:28
Спасибо за классный обзор!

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?