Обзоры и превью

Обзор релизной версии Chernobylite. Ищем S.T.A.L.K.E.R. в польском шутере

Невнимательно посмотрев на Chernobylite можно решить, что это очередной онлайновый шутер или survival без сюжета, или что угодно еще. Но разработчики намешали в проекте столько возможностей, сеттингов и жанров, что поначалу это выглядит дико. Поможет ли игра скоротать время поклонникам S.T.A.L.K.E.R. или стоит так и оставить амбициозный шутер в недрах Steam? Это достаточно сложный вопрос, но сегодня мы попытаемся пролить на него свет.


Действие происходит в альтернативном 2016 году. На месте чернобыльской аварии появилось загадочное вещество — чернобылит. Несмотря на то, что в реальном мире оно также существует, здесь ему приписывают абсолютно фантастические свойства. Зону отчуждения оккупировала корпорация НАР, которая исследует его и занимается чем-то мутным на ЧАЭС, а также пытается не дать кому-либо еще проникнуть в окрестности.

Главный герой Игорь Химинюк — ученый, который отправляется в окрестности Припяти, чтобы найти свою возлюбленную Татьяну. Они оба работали на ЧАЭС в апреле 1986-го, но девушка пропала за несколько дней до известной катастрофы. Спустя 30 лет она начала являться Игорю во снах, поэтому тот все бросил, нанял несколько наемников и отправился с ними искать правду.

Кажется, «миссия в Припяти» раньше выглядела по-другому…

В основном история развивается в диалогах, сделанных на манер jRPG. При этом все они озвучены, но актеры чудовищно переигрывают, даже хуже, чем в Metro 2033 или сюжетном трейлере S.T.AL.K.E.R. 2. Не помогает делу и странное отношение авторов к современной российской политике: время от времени проскакивают фамилии и организации, о которых вне политических передач говорить не принято. Само по себе это может и неплохо, но что это дает сценарию? Абсолютно ничего.

Несмотря на то, что завязка звучит довольно банально, на самом деле сценаристы переусложнили историю. Здесь очень много элементов научной фантастики — тот же чернобылит позволяет открывать червоточины в пространстве и времени. Химинюк использует их для того, чтобы быстро возвращаться на базу, но в игре даже есть возможность изменять принятые ранее решения, меняя события в прошлом. Также из-за чернобылита в Зоне стали появляться монстры, которым уделили на удивление мало внимания в сюжете. Впрочем, они не представляют особого интереса и в геймплее.

Во вступлении на ЧАЭС игра цитирует сериал от HBO практически дословно

На странице в Steam авторы навешивают на Chernobylite в том числе ярлык хоррора, но это совершенно неоправданно. Да, здесь есть несколько скримеров, есть бесполезные монстры, есть разные паранормальные события, главное из которых — время от времени возникающая в неожиданных местах Татьяна в красном платье. Есть даже местный Мистер Икс — Черный Сталкер, который охотится на Химинюка и пытается усложнить ему жизнь. Но все это совершенно несостоятельно и не страшно.

Основная задача игрока — подготовка к финальной миссии, эдакому «ограблению» ЧАЭС, где, по мнению Игоря, злые наемники зачем-то держат Татьяну. На пути к этому необходимо выполнить несколько подготовительных этапов: составить план, собрать команду, найти всю необходимую экипировку. Чтобы узнать правду о произошедшем, вы ищете различные документы, которые проливают свет на некоторые события. Когда достаточное количество фактов собрано, Игорь с помощью специального шлема «переживает» в виртуальном пространстве произошедшие события, которые зачастую меняют сюжет.

Зона меняется каждый день, что влияет на геймплей: например, становится больше патрулей или монстров, а в тумане Игоря труднее заметить. Каждое утро мы смотрим на ситуацию свысока и назначаем миссии нашим напарникам

Команда соберется сама по себе, главное никому не отказывать. Пять напарников представляют собой в основном странноватые личности, но по-своему интересные. С ними можно поговорить, они часто влезают в диалоги и навязывают свою точку зрения на те или иные выборы. Принятие решений вообще похоже на игры от Telltale, но время от времени это действительно на что-то влияет. Если ухудшить отношения с кем-то из команды, он уйдет по-настоящему.

Улучшить отношения (или еще больше их подорвать) можно на выдаче пайков. Игра разделена на дни, в конце каждого из которых вы распределяете, кто сколько еды получит. Каждый день начинается с раздачи заданий — нужно назначить миссию для себя и каждого из своих напарников, путешествовать вместе нельзя. В конце дня приходят результаты: этот принес столько-то пайков, другой нашел патроны, третий медикаменты, а последний свою миссию по добыче строительных материалов провалил. После этого у Игоря остается время на прокачку и обустройство базы.

Юмор в игре специфический, но шуткует в основном лишь один коллега

Если строительство похоже на Fallout 4 и при грамотном расходовании ресурсов уже к середине игры полностью не нужно, то прокачка реализована интереснее. Химинюк получает очки опыта за свои действия, и может обменять их у своих напарников на различные заметные бонусы: увеличение урона на 25%, бесшумное перемещение, увеличение размера инвентаря, улучшение сканера, увеличение скорости бега и так далее. Прокачка проходит не просто так, а на специальной локации, куда мы отправляемся с партнером и проходим тренировку.

С помощью специального сканера можно искать различные материалы на локациях и следить за радиацией. Он подсвечивает все предметы поблизости, а также может указать направление к определенному ресурсу прямо на экране. Их видов всего ничего, что приводит к забавным казусам — ученый умудряется создавать сложные устройства буквально из сломанных электрических схем, металлических пластин и травы. Также можно готовить различные мази и успокоительные средства. Поставить костер, на котором из пары травинок и грибочков получится слабое вещество можно прямо в поле, а вот армейскую аптечку или серьезные капли от радиации можно приготовить только на верстаке.

Застройка базы напоминает Fallout 4, только камерную

Расходники нужны для восстановления показателей. У Игоря две важные характеристики: здоровье и психика. Здоровье поглощает урон, а его общее количество сокращает радиация, которую надо выводить отдельными средствами. На психику влияют разные паранормальные события, а также убийство людей и даже использование сильнодействующих расходников вроде аптечки. Впрочем, чтобы противников можно было незаметно оглушать без урона для психики, нужно всего лишь пройти одну тренировку у напарника.

Вообще, стелс в игре довольно примитивный. Чтобы стать абсолютно невидимым, достаточно просто спрятаться в кусты. Конусы зрения врагов странные, как и искусственный интеллект. Иногда солдаты и монстры могут заметить персонажа с другого конца локации, а иногда никак не реагируют на трупы соратников, сквозь которые проходят.

Солдат спокойно проходит сквозь своего мертвого сослуживца

Альтернатива стелсу — боевая система. Видов оружия всего полдюжины, а стрельба сделана довольно средне. Возможно, разработчикам стоило сделать ее более реалистичной, на манер той же Escape from Tarkov. Но в Chernobylite из реалистичного только необходимость прицеливаться из оружия перед стрельбой. Впрочем, этот аспект сделан на вполне удовлетворительном уровне и как минимум не вызывает большого дискомфорта на средней сложности.

Исследовать и участвовать в сражениях предстоит в окрестностях Припяти — и это одновременно лучшая и худшая сторона игры. Разработчики хвастаются тем, что Зона в их игре создана с помощью фотограммометрии и благодаря этому выглядит реалистичнее, чем где бы то ни было. Это действительно так: кафе «Припять», рыжий лес, радар «Дуга», здание ЧАЭС, жилые районы — все это воссоздано достаточно похоже на прототипы, и, скорее всего, лучше, чем в любых других аналогичных проектах. Также все это пропитано русским духом. Серость, безысходность, панельные дома, родные просторы — если это вас привлекало в S.T.A.L.K.E.R., то в Chernobylite такого даже больше.

Если играть агрессивно, к концу истории противники станут бронированными

С другой стороны, в локациях заключается большая проблема: на всю игру их всего пять штук, не считая ЧАЭС, на которой мы побываем лишь во вступлении и в финальной миссии-ограблении. И даже эти пять локаций сами по себе маленькие, на них часто встречаются одинаковые ассеты и даже целые помещения и здания. Не раз и не два важные для сюжета события будут происходить в кафе «Припять» или в припятском госпитале, доводя роль этих зданий в истории до абсурда.

Стоит сказать и о техническом исполнении. Chernobylite провела достаточно много времени в раннем доступе, и выданная на обзор версия, судя по отзывам, лишена многих проблем более ранних билдов. За 15-часовое прохождение случился лишь один вылет и несколько графических артефактов. Также стоит похвалить и хорошую оптимизацию — игра запустится даже на средних конфигурациях, а выставить «ультры» и получить хороший фреймрейт можно будет уже на карточках уровнях GTX 1060. Впрочем, картинка хоть и симпатичная, но воображение не поражает. Хотя для отображения красот местной Зоны отчуждения ее вполне хватает.

Локации хоть и маленькие, но атмосферные

Игра в целом довольно камерная, но необходимость раз за разом возвращаться на одни и те же локации сильно портит впечатление. Заниматься этим захочется либо тем, кому очень понравится местная Зона, либо тем, кому приглянулся сюжет. Он в целом напоминает сценарий залихватского B-movie: пестрит неожиданными поворотами и придурковатыми персонажами, пытается сочетать в себе сразу кучу разных жанров и временами переходит грань, за которой начинается бред. Стоит отметить, что в предыдущей игре разработчиков Get Even в сценарии было намешано еще больше элементов (часть из которых переехала и в Chernobylite), но он в целом был гораздо сильнее.

В отличие от другого известного польского шутера последнего времени, The Farm 51 хотя бы смогла унять свои амбиции и связать воедино все элементы. Все части работают, каждая механика хоть для чего-то, но нужна. Проект напоминает кадавра лишь поначалу, складываясь по итогу во что-то цельное. Но много ли кому эта странная смесь понравится в принципе?

Целевая аудитория Chernobylite широка, но по вкусу игра придется лишь очень небольшой ее части. Любители исследовать заброшенные окрестности Припяти будут разочарованы масштабом мира, а те, кто пришел за сюжетом, могут быстро утомиться недоsurvival-геймплеем. Да и просто «польский шутер» из игры получился средним, как и стелс. Впрочем, для кого-то самобытность проекта и реалистичная Зона могут послужить куда более веским аргументом к покупке, чем все негативные отзывы и недостатки.

Комментарии (8)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Con Pa3yma
08.08.2021 20:48
Русофобская клюква, как я и ожидал. Тем кто надеялся на что-то похожее вроде Сталкера - тоже мимо. Это что угодно, но не Сталкер.
Это больше похоже на медленную и печальную версию Фар Края с огрызками системы прокачки в псевдо-чернобыльском сеттинге. Добавьте сюда тупой как шпала сюжет + все современные клише антироссийской пропаганды. Вот и вся игра!
Vyse 
01.08.2021 09:32
Похоже игра плоха, раз статью написал не Александр Никитенко, который является горячим поклонником Сталкера)
Попробовал Че-то мышь не работает
Grob 
29.07.2021 12:55
Честно говоря выглядит подозрительно хорошо для польского шутера. Придется испробовать.
Galactrix 
29.07.2021 05:08
Выглядит интересно и стоит копейки. В субботу засяду. :)
Callista
28.07.2021 15:32
выглядит интересно в ожидании ждалкера. жаль на консолях пока не вышла.
Bogus 
28.07.2021 14:20
Бесит конечно, что из реальной трагедии сделали аттракцион про зомби. И до сих пор продолжают делать.
Комментарии на сайте