Обзор Little Orpheus. Мультяшная одиссея советского космонавта Ивана Иваныча к центру Земли в контрклюквенном шедевре британцев
Обзоры и превью

Обзор Little Orpheus. Мультяшная одиссея советского космонавта Ивана Иваныча к центру Земли в контрклюквенном шедевре британцев

В потоке осенних релизов практически незамеченным остался выход на ПК и консолях Little Orpheus — бывшего эксклюзива Apple Arcade и последней на данный момент игры именитой в прошлом инди-студии Chinese Room. Ну и, казалось бы, кому какое дело? Какой-то там бюджетный платформер с мобилок. Вышел аж два года назад, выглядит по скриншотам как типичная дешевая поделка, никто о нем особенно не говорит… Но не все так просто! За невзрачной вывеской скрывается невероятно очаровательное и увлекательное приключение, да еще и с необычным колоритом, способным согреть сердечко любому жителю территорий бывшего СССР, который помнит, как смотрел мультики по утрам перед школой.


Наш Советский Союз покарает…

В центре разворачивающегося в середине 1960-х сюжета оказывается советский космонавт-недотепа Иван Иванович, отправившийся в одиссею не к далеким звездам, а в совершенно противоположенном направлении: к центру Земли. Видите ли, во вселенной Little Orpheus ученые неожиданно выяснили, что конспирологические теории о полой Земле — отнюдь не чепуха, и внутри нашей планеты скрывается огромное неисследованное пространство. Ивана снаряжают в экспедицию, чтобы проверить: возможно ли колонизировать подземный мир и установить мировой коммунизм не только на всей земле, но и под ней. Вместе с экспериментальным ядерным аппаратом «Маленький Орфей», обеспечивающим радиосвязь сквозь толщу земной коры, герой погружается в жерло потухшего вулкана и бесследно пропадает. 

Неужели доисторические цивилизации тоже строили коммунизм?

Неужели доисторические цивилизации тоже строили коммунизм?

А спустя три года его находят разгуливающим как ни в чем не бывало возле станции метро «Красные ворота». Разумеется, парня тут же хватают по подозрению в дезертирстве и измене и отправляют на допрос к суровому генералу спецслужб. Там он и рассказывает о своем удивительном приключении, где ему повстречались и живые динозавры, и раса синекожих гуманоидов, и даже считавшийся погибшим еще сто лет назад путешественник Эдуард Васильевич фон Толль! Что это — бред сумасшедшего? Или попытка скрыть преступление? Напряжение в воздухе растет, и генерал готов в любой момент отдать приказ о расстреле. Но чтобы выяснить, куда пропал казенный прибор с потенциалом ядерной бомбы, ему приходится вместе с игроком погрузиться в россказни Ивана…

Узнаем в следующей серии!

Узнаем в следующей серии!


Допрос с пристрастием

По самой игре совершенно невозможно догадаться, что ее сделали люди, выпустившие в прошлом Dear Esther, Everybody's Gone to the Rapture и Amnesia: A Machine for Pigs. В ней нет и тени привычного стиля студии Chinese Room: никакого натужного философствования и поэтической многозначительности. Если что и выдает в Little Orpheus творение команды Дэна Пинчбека, то лишь практически полное отсутствие геймплея. По сути это двухмерный симулятор ходьбы с минимальными вкраплениями платформинга и головоломок. Игроку предлагают прогуляться по восьми линейным уровням-воспоминаниям Ивана Ивановича (плюс один бонусный в переиздании), попутно выслушивая блестяще написанные и фантастически круто озвученные диалоги космонавта-фантазера и ироничного следователя. И именно они в первую очередь поднимают вторичную по механикам адвенчуру с графикой уровня мобильных устройств до уровня маленького шедевра.

Работа художников способна вытянуть даже графику уровня мобилок

Работа художников способна вытянуть даже графику уровня мобилок

Во-первых, они просто-напросто очень смешные. Качественная комедия в играх — большая редкость, и Little Orpheus можно отнести к немногим приятным исключениям. Сценаристы отлично работают с разрушением ожиданий игрока и регулярно подкрепляют комичные перебранки Ивана с генералом эффектными визуальными и звуковыми гэгами. Во-вторых, реплики персонажей прямо-таки пестрят псевдосоветским колоритом. Авторы обошлись с далекой для себя фактурой с огромным уважением и вниманием к деталям, так что доля развесистой клюквы сведена к минимуму. Если в ходе флэшбеков всплывает какая-нибудь необычная флора или фауна, то генерал саркастически предлагает рассказать о ней не просто каким-то советским ученым, а конкретно биологам из зоологического музея МГУ. Пытаясь отсрочить кару лирическими отступлениями, Иван Иваныч не просто вспоминает детство, но конкретно запах горячего сбитня и поездку на озеро Байкал. А из всех передряг герой выбирается, по его твердому убеждению, только благодаря «самому лучшему в мире социалистическому образованию!».

Здесь герой подобно Пиноккио оказывается в желудке кита...и этому морскому зверю точно не помешало бы навестить гастроэнтеролога!

Здесь герой подобно Пиноккио оказывается в желудке кита...и этому морскому зверю точно не помешало бы навестить гастроэнтеролога!

Наконец, лютую долю очарования рассказанной истории придает выдающаяся работа актеров озвучки. И речь не только про блестяще выверенные и максимально попадающие в образы персонажей интонации. Столь аутентичного славянского акцента в играх не было, кажется, никогда! При этом корявую английскую речь герои то и дело разбавляют характерными русскими словечками — и не только попсовыми «tovarisch’» или «vodka», а куда более изысканными заимствованиями. Экспериментальный прибор Иван называет «shtukovina», столкнувшись с очередным фантастическим открытием благоговенно выдыхает: «Obaldet’!», да и за крепким словцом в карман не лезет: тут вам и «kozyol borodaty», и «chuchelo tuporyloe». Ошибки в произношении проскакивают лишь изредка. А разгадка проста — разработчики наняли профессионального репетитора русского. Кому-то скажет: мелочь, но сколько же шарма это добавляет! Госпожа Нела Хайец, мы вам аплодируем!

Кульминация сюжета подводит героя к Мировым Часам — пульсирующему сердцу истории... Какая еще Spasskaya Bashnya?

Кульминация сюжета подводит героя к Мировым Часам — пульсирующему сердцу истории... Какая еще Spasskaya Bashnya?


Ребята! Приключений час!

Больше всего Little Orpheus напоминает качественный мультсериал или фантастический приключенческий фильм для всей семьи (разработчики заявляют, что вдохновлялись картинами Рэя Харрихаузена: «Седьмое приключение Синдбада», «Ясон и аргонавты» и «Битва титанов»). И в этом будет ее самая сильная и слабая сторона — в зависимости от восприятия каждого игрока. С геймплейной стороны едва ли вы найдете в ней что-то интересное: примитивный и репетативный платформинг, легкие пазлы, нехитрые стелс-сегменты. А графика, хоть и была обновлена для большого релиза, все равно с головой выдает свое мобильное происхождение. К счастью, ее отчасти вытягивает недурственный мультяшный визуальный стиль: отдельные скриншоты можно и на рабочий стол поставить. Но все же эта игра ценна не своими механиками, а атмосферой захватывающего приключения, в которое так и тянет погрузиться с головой. Но этой атмосферой сможет проникнуться не каждый.

Местный стелс едва ли впечатлит поклонников жанра. Зато каков саунд-дизайн! Звуки шагов крадущегося Ивана Иваныча будто перекочевали из классики «Диснея»

Местный стелс едва ли впечатлит поклонников жанра. Зато каков саунд-дизайн! Звуки шагов крадущегося Ивана Иваныча будто перекочевали из классики «Диснея»

В наследство от мобильной версии игре досталась еще и эпизодическая структура: каждый уровень начинается с анимационной заставки и заканчивается титрами, а Иван то и дело обрывает свой рассказ на самом интересном месте. С одной стороны, это вызывает еще больше ассоциаций с мультсериалами, а рамочный нарратив в духе «Тысячи и одной ночи» отлично сочетается со сказочным характером истории. Но ближе к середине игры становится ясно, что все эпизоды разворачиваются примерно по одной формуле, пока дело не приходит к развязке. Которая хоть и вытекает из общего настроения игры, многим наверняка покажется излишне наивной.   

Главная беда этой игры, если не считать релиза в день выхода нового Nintendo Direct и PlayStation State of Play (ну кто знал!), заключается в том, что все ее недостатки видны невооруженным взглядом по скриншотам и трейлерам, а самые главные достоинства скрываются на уровне каких-то эфемерных материй: «атмосферы», «колорита», «ощущений» и всего такого… В итоге Little Orpheus очень тяжело кому-либо продать: об этом можно судить хотя бы по жалкой пригоршне пользовательских отзывов в Steam. Жаль, что такой необычный и сделанный с явным тщанием проект проходит мимо аудитории. Дайте этой игре шанс. Не проникнетесь — верните деньги за покупку. А может, подобно автору этого текста, неожиданно обнаружите для себя один из самых приятных сюрпризов на игровом пейзаже 2022 года.


25 минут геймплея Little Orpheus. Источник: FullThrough


Ради чего стоит играть:

  • Крутой сценарий с множеством отличных шуток
  • Блестяще озвученные диалоги с очаровательным русским акцентом
  • Симпатичный местами художественный стиль
  • Яркий псевдосоветский колорит с вниманием к деталям
  • Можно играть вместе с детьми, если они уже готовы читать субтитры

Что может испортить удовольствие:

  • Это двухмерный симулятор ходьбы с мобилок
  • Примитивный геймплей не вызывает какого-либо интереса
  • Большинство уровней похожи друг на друга как две капли сбитня

Итог

Little Orpheus — прекрасный интерактивный мультфильм с блестящим сценарием и кучей отличных шуток как для детей, так и для взрослых. И даже на непритязательный геймплей можно закрыть глаза, если вам позволяют окунуться в чарующую атмосферу беззаботного детства, когда любой короткий мультик мог таить в себе целый мир, полный приключений. Весь вопрос в том, готовы ли вы простить игре примитивные механики ради остроумно рассказанной истории? Если да, то этот неприглядный на первый взгляд проект может стать для вас маленьким шедевром.

Играть
Комментарии (20)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Nightyshar
Маэстро
43
6 дней назад
Ооо,обожаю когда используют такой подход с "неправдивым" рассказчиком,который вечно перебивает и все приукрашивает. До чих пор обидно что в борде пре-сиквеле принебрегли такой возможностью
6 дней назад
Комментарий был удален пользователем или администрацией сайта.
Pekrosha
GURU team
9
6 дней назад
Вот уж не подумал бы, что этой игре можно поставить в упрёк нереалистичное поведение динозавров (!), живущих в центре Земли (!!) в воспоминаниях ненадёжного рассказчика (!!!). Не рекомендую смотреть мультфильмы никогда, там вечно какая-то нелогичная наркомания. В «Утиных историях», скажем, утки говорящие. А в советском «Винни-Пухе» вообще свинья стреляет из ружья по медведю, который взлетает к пчелиному улью на воздушном шаре.
rachel_kidman
16
7 дней назад
Подумала, боже, да кому нахрен надо (особенно сейчас) делать игру, где есть хоть что-то про СССР. Потом увидела "The Chinese Room". Понятно, подумала я, и ушла.
Игра изначально вышла два года назад в Apple Arcade. И на прошлые игры The Chinese Room она совершенно непохожа.
StreamThread
Искусственный интеллект
44
7 дней назад
The Chinese Room британская студия, если что)
И ведь всё равно странно.
StreamThread
Искусственный интеллект
44
7 дней назад
Сеттинг СССР интересен людям во всем мире, несмотря ни на что. И это не только "Развесистая клюква".
Ну, в принципе, и третий рейх до сих пор интересен многим, это да.
StreamThread
Искусственный интеллект
44
7 дней назад
Смелое сравнение)

Мне вот кажется несправедливым, хотя я в совке не жил. Да, хрень творилась всякая. Но подобное много где происходило. Не совок единый приуспел на этом поприще. И уж точно до конкретного "скотства" (мягко сказано) по всем аспектам не опускался, в отличие от рейха.

Хорошее тоже было. Сколько открытий прорывных совершили. И некоторые люди того времени жили вполне себе счастливо.


Если перед тобой что то "серое", не стоит сразу же трактовать его "черным". В нем и "белого" много, иначе он просто не мог бы быть "серым". И, возможно, этого "белого" пропорционально даже больше чем черноты. Если хорошо поискать.
От чего ж смелое. Я сильно не первая в этих сравнениях. Но, заметьте, "чёрным" характеризуете Вы, а не я. ;)
Сейчас о всем советском либо плохо, либо никак, отсюда наверное и такое вполне конкретное чтение между строк)
rachel_kidman
7 дней назад
Кхм. Так это смотря, где читать. :))) Знаете же прекрасную теорию, что когда человек ХОЧЕТ найти подтверждение любой нелепой теории — он найдёт. 😄
Тоже верно, но рефлекс дело такое)
rachel_kidman
7 дней назад
Тут, главное, не увлекаться. 😄
О да, такая приписка наверное не помешает каждому и в отношении абсолютно всего)
StreamThread
Искусственный интеллект
44
7 дней назад
> "чёрным" характеризуете Вы, а не я. ;)
Лично я бы совок охарактеризовал "белым". "Белым и пушистым" (с красными пятнышками) ;)

Про "серое" абстрактно написал только потому, что сейчас так модно. Серая мораль, все дела.
> хотя я в совке не жил.
:)
> сейчас так модно.
Не всё, что модно хорошо. :))
StreamThread
Искусственный интеллект
44
7 дней назад
Aleksey
13
7 дней назад
Хороший обзор!
Podbiowolf
Смотрящий по играм
42
8 дней назад
за обзор зачет.
Комментарии на сайте