Обзор Circus Electrique. Замечательный клон Darkest Dungeon, но для прохождения потребуется клоунский нос
Обзоры и превью

Обзор Circus Electrique. Замечательный клон Darkest Dungeon, но для прохождения потребуется клоунский нос

Часто инди-разработчики для своих игр заимствуют концепции уже вышедших и пользовавшихся популярностью проектов. Речь не о работе в рамках одного жанра, а о своеобразном повторении структуры с добавлением своих идей (в идеале), что может вызвать у игрока мысль: «Где-то я уже это видел…» Так, всеобщее внимание привлекла и вышедшая в 2016 году Darkest Dungeon — ролевой «рогалик» в мрачной стилистике, вдохновленной произведениями Лавкрафта. В результате схожий геймплей, пошаговые бои, интерфейс и прочее вы можете увидеть в ряде инди-игр последних лет (например, в WARSAW, Iratus: Lord of the Dead или частично в Legend of Keepers). Circus Electrique — тоже клон Darkest Dungeon, как бы «рассуждение на тему» со своими идеями, стилистикой и дополнительными механиками. Она не построена на заимствовании целиком, сделана качественно и даже изобилует сюжетом. На первый взгляд, у нее нет проблем. Правда. На этом не только вступление, но и весь обзор можно было бы закончить. Однако именно само выступление за этим роскошным цирковым фасадом оставит насмотренного зрителя в смешанных чувствах.


Ну почему?

События Circus Electrique происходят в альтернативном стимпанк-Лондоне на рубеже XIX и XX веков. Главная героиня Амелия отправляется на представление цирка «Электрикум», чтобы написать о нем репортаж. Цирком заведует ее дядя, которого журналистка ужасно ненавидит из-за трагедии, произошедшей десять лет назад. Словом, павшая на плечи работа ее совсем не радует. Однако стоит Амелии появиться на входе, на нее нападают внезапно обезумевшие стражи порядка. Волна сумасшествия мгновенно захлестывает весь город, и противостоять злодеям могут только артисты «Электрикума». А Амелии предстоит объединиться с циркачами и взяться за расследование происходящих событий.

Почему? Нет, правда, «Почему?» — главный вопрос, который я задавала себе буквально каждые 20-30 минут игры. Почему все вдруг обезумели? Почему враги здесь какие-то гротескные стимпанк-полицейские разных званий? Почему у одного типа противников вместо ног протезы, на которых он скачет, как угорелый, и боксерские перчатки? Почему именно циркачи всех спасают? Вопросы, конечно, отсеивались по мере прохождения, но на их месте возникали новые. Например, некоторые относились непосредственно к решениям, связанным с игровым процессом.

Как вы могли догадаться по этому скриншоту, в игре есть элементы визуальной новеллы

Как вы могли догадаться по этому скриншоту, в игре есть элементы визуальной новеллы. Не очень интересной визуальной новеллы


Боевые клоуны в менеджмент-рогалике

Геймплейно это ролевой «рогалик» с пошаговыми боями. Описывая коротко и простыми словами, в цирке вы набираете отряд из четырех циркачей и отправляете их в город на столкновения с врагами, после которых проходит день и движется дальше сюжет. В процессе исследования района вам могут встретиться различные случайные события и мини-игры. Завершив их, отряд может получить предметы, деньги, опыт и прочее. В конце скитаний по улицам каждой локации неизменно будет ждать босс, играющий важную роль в сюжете, а также новые катсцены. Всего таких районов предстоит исследовать шесть.

Бои представляют собой сражения с применением способностей, присущих различным классам. Разработчики выделяют как особенность шкалу преданности каждого персонажа: если она дойдет до нуля, герой сбежит с поля боя, а если он в этот момент находится в лагере — уволится; однако это опять же переработанная шкала безумия из Darkest Dungeon. Что забавно, учитывая, что в Circus Electrique тоже многое строится на сошедших с ума людях, хоть и по иным причинам нежели в другой игре.

Между прочим, на геймплей напрямую влияют погодные условия. Но на одной только этой идее маркетинг с «особенностями игры» не построишь

Между прочим, на геймплей напрямую влияют погодные условия. Но на одной только этой идее маркетинг с «особенностями игры» не построишь

Одна из настоящих особенностей Circus Electrique — на самом деле это не просто «рогалик» — это «рогалик» с элементами менеджмента цирка. Имея перед глазами большой список нанятых артистов, в начале каждого дня вы не только отправляете в город отряд, но и планируете представление, которое состоится, пока будет идти бой. Этот геймплейный момент довольно прост в теории, но заставляет держать в голове много переменных: у каждого циркача есть предпочтения, с персонажем какого класса он готов выступать, а с кем работать не любит; к тому же нужно учитывать, на каком акте шоу специализируется тот или иной герой, а также его сценические характеристики — умение рассмешить публику и тому подобное.

Что мне ваш Darkest Dungeon… У меня другая цель — управлять цирком!

Менеджмент представлений добавляет проблем по той простой причине, что список бойцов и артистов — общий. В результате при найме персонажей нужно смотреть не только на их боевые характеристики, но и на сценические. Если что-то где-то не сойдется, качество одной из геймплейных сторон пострадает. Можно, конечно, пару дней обойтись без представлений, чтобы не занимать себе голову, однако со временем отсутствие дополнительного заработка и опыта для «Электрикума» даст о себе знать, а артистам надоест сидеть сложа руки и захочется уйти.


Но потом опять вспоминаешь про сюжет

И опять же — почему все так? Почему нельзя было разделить эти две части? Иными словами — почему Лондон спасают клоуны? С тем же успехом Амелии в ее расследовании происходящего могли помочь какие-нибудь друзья-борцы с системой, а цирком можно было бы управлять для получения дополнительных монет и опыта, и ничего бы толком не изменилось. Возможно, придумать 15 классов для игры потешными революционерами было бы сложнее (хотя каким-то образом потешных полисменов напридумывали).

Под гнетом постоянного вопроса «Почему?», на который эта игра никогда не спешит отвечать, заваливая тоннами текста (пусть и с блистательной озвучкой, важно отметить), я так и остановилась на середине. В Circus Electrique мне не захотелось возвращаться — и вовсе не из-за какой-то хардкорности, предлагаемой игровым процессом, а из-за банальной скуки. Амелия сутками сыпет колкостями своего дядю, в ответ получая постоянные рядовые отшучивания. Интересно выглядящие катсцены показываются раз в год. Во имя всего святого, в этой игре злодеев прозвали Злодеями!.. И ведь не скажешь, что по-клоунски получается — игра-то про цирк!

Читать придется очень много, если действительно хотите понять, что происходит в этой истории. Не то чтобы оно того стоило, на самом-то деле


Darkest Dungeon с клоунским носом

Городская разруха, о которой пишут в каждой газете и слово через слово говорят герои, никак не показана. Она просто где-то там есть. А в целом во время исследования города, если что, можно и поиграть с кем-то, и толпу повеселить (вы эту толпу не увидите), и книжки купить, и с другими циркачами посражаться. Участники «Электрикума» и главная героиня в частности как будто существуют в вакууме и сами себе придумывают приключения.

При этом важно сказать, что в целом, опуская нарративный бред и вторичность механик, Circus Electrique — проект поразительного качества. Он выглядит хорошо, работает хорошо, играется хорошо. Но как только на экране появляется текст…


Ради чего стоит играть:

  • Отлично оформленный визуал
  • Идеальная озвучка и постановка катсцен
  • Грамотный микс механик Darkest Dungeon и собственных идей

Что портит удовольствие:

  • «Беззубый», неинтересный сюжет 
  • Плоские персонажи
  • Масса текста, который не всегда сходится с показываемым на экране
  • Менеджмент быстро превращается в бездумный выбор рандомных артистов

Итог

В своих попытках быть и сюжетной игрой с катсценами и тонной текстовых диалогов, и симулятором простого менеджмента цирка, и клоном Darkest Dungeon, Circus Electrique как будто немного потерялась. В результате это хорошая, качественная, даже вылизанная донельзя игра — при этом абсолютно средняя, не вызывающая ярких эмоций. Не игравших в подобное ранее она, возможно, по понятным причинам зацепит геймплеем. Других может заинтересовать сеттингом или историей, которая звезд с неба совсем не хватает. Но велика вероятность, что она просто немного подержит вас и отпустит, не оставив после себя ни ярких воспоминаний, ни даже, быть может, желания проходить до конца.

Играть
Комментарии (11)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Podbiowolf
Смотрящий по играм
43
17 дней назад
прикольный обзор получился
MrTride
4
17 дней назад
"В Circus Electrique мне не захотелось возвращаться — и вовсе не из-за..." - я ж правильно понял, что автор в игру так и не вернулся? Жаль, если так. Как будто бы должно было захотеться вернуться для написания обзора на всю игру, а не на половину. Вдруг появились бы сюжетные повороты которые не дали бы описать сюжет как "беззубый" или игровые механики раскрылись с лучшей стороны.
Tumsfestival
GURU team
26
17 дней назад
С играми не должно быть "вдруг". Знаете, это классическое "надо потерпеть 15 часов, потом разгонится" — бывает такое, что не зацепило, не заставило тебя вернуться, не заинтересовало с самого начала. Это не страшно, это жизнб.
Я в детстве фолыч2 поиграл. Ничего не понял - херня какая-то: индейцы в храме докапываются, наркоманы поля полоть предлагают, мешки с говном лечебные дают, а потом вообще ящерицы сожрали. А затем, через пару лет, как попробовал заново... В общем, в стиме бы написали - наиграл целую жизнь. Так что иногда таки бывает.)
Tumsfestival
GURU team
26
17 дней назад
Это хороший пример двух отдельных случаев.
В первом тебя "Фаллаут" не зацепил с самого начала и ты решил остановиться. Каков шанс, что если бы ты продолжил тебе понравилось? Мне кажется, что небольшой, у тебя уже было какое-то мнение об игре, ты не получал от нее удовольствия, и ты только усугубил бы ситуацию, продолжая играть.
Второй случай — это возвращение в игру спустя несколько лет. Ты меняешься, меняются твои предпочтения, даже мировоззрение. Нет ничего плохого в том, чтобы попробовать что-то, что тебе не нравилось ранее.
У меня с фильмами часто такое, я иногда в штыки какие-то вещи при первом просмотре воспринимаю, а потом возвращаюсь и такой "вау, а кино-то топовое". Например, "Безумный Макс: дорога ярости". Мне вот с самого начала ну очень не зашло, думаю, что все прутся, говно какое-то. А потом посмотрел и это "синема" на самом-то деле)
Ну, это было еще при царе горохе, так что точно уже не скажешь. Но есть очень большой шанс, что когда бы я нашел первый магнум, игра бы очень сильно преобразилась в лучшую сторону, так как больше всего меня бесило именно тыкать палками в живность и постоянно не попадать.
Если ты механику с самого начала игры (например) прощелкал, игра тоже не зайдет - играть со скрипом ну такое себе. А потом начинаешь заново с новыми знаниями и опять же, уже путешествие в дивный восток начинается получше. И эмоции поинтереснее.

Вот с сабжем хз, тут все верно. Игра такой амосферы, кмк, должна быть завязана на сюжете, а тут он, как я понял, для галочки. Мне бы не зашло.
rachel_kidman
16 дней назад
Ооо, я столько лет страдала в попытках понять, ЧТО ТАМ за этой дверью, где постоянно "Нам это неинтересно". :)) Только вот буквально пару лет назад, наконец, вычитала, что чтоб узнать это, нужно, чтобы удача была 10. 😁 Но, кстати, забыла. Вроде как казино там какое-то должно быть, что ли. Надо переиграть. 😁
rachel_kidman
16 дней назад
Ага, примерно так же. На этапе храма этого (или кто он там) с муравьями сдалась. А потом ничего... Любимая игра. :)) (Ну, одна из.) Второй и Нью-Вегас. :)
Я, кстати, чем-то рад, что начал со второго фолыча, а не с первого. Первый в возрасте кашицы я бы не потянул - второй в этом плане был поспокойнее.
rachel_kidman
16
17 дней назад
Ну, по ощущениям от обзора, как таймкиллер-то сойдёт. Надо попробовать.
Galactrix
Критик критиков
45
17 дней назад
Сеттинг крайне необычный.
Комментарии на сайте