Игровые итоги 2019 года: самые громкие события
Спецы и мнения

Игровые итоги 2019 года: самые громкие события

GameGuru подводит итоги уходящего года. В цикле из пяти увлекательных статей мы определим все самое важное, что случилось в 2019-м. Невероятные успехи, эпические провалы, неожиданные сюрпризы, обделенные вниманием игры и самые громкие события — на каждую тему выскажутся два автора с противоположными точками зрения на ситуацию. Так картина получится объективнее. Мы начинаем!


Звезда по имени Гений


Хидэо Кодзима, Хидэо Кодзима, Хидэо Кодзима. 2019-й можно смело назвать годом легендарного японского геймдизайнера. Он и раньше был иконой, но на протяжении последних двенадцати месяцев ему отводилось столько внимания в СМИ, сколько, кажется, не было во всей его жизни. После разрыва отношений с Konami гений доказал свою состоятельность, основав совершенно новую студию и добившись колоссального количества упоминаний на тематических и не только ресурсах. А вот сама игра, как и ожидалось, получилась спорной. Зато теперь нельзя свалить вину на ограничения со стороны злого издателя: Death Stranding — полностью авторский проект. A Hideo Kojima Game.

Хидэо Кодзима окончательно закрепился в титуле «Дэвид Линч от мира видеоигр». На телеэкране можно увидеть «Твин Пикс», прекрасный и странный. На PlayStation 4 можно запустить не менее странный и прекрасный экшен от третьего лица — Death Stranding

Кодзима показал свежий постапокалипсис без банальных ядерных взрывов и армий зомби. Здесь остатки цивилизации пытаются наладить былую жизнь среди постоянных протечек потустороннего мира в наш, подлунный. С неба льет дождь, вызывающий старение, людские поселения разрозненны, и мы с геймпадом в руках пытаемся связать города в единую сеть, эдакий интернет абсолютного уровня. 

Невозможно не отметить оригинальный дизайн всего, что вообще попадает в кадр. Чего стоит только всяческая аппаратура и снаряжение здешних курьеров. Но от Кодзимы ждали в первую очередь свежих механик, и маэстро выдал их в достатке. Та самая ходьба, которую ругают скептики за уныние, выполнена очень свежо, такого внимания к движению по маршруту в играх еще не было. Из совсем уж неформатных механик — малыш ББ, о котором было много сказано еще на стадии разработки. Да, главный герой использует недоношенного младенца в качестве индикатора угрозы. Что ж, это суровая игра. Зато малыша можно трогательно укачивать с видом от первого лица.  

При всем пафосе, трогательных эпитетах и искреннем обожании, новая работа Кодзимы — это чересчур личная и чрезвычайно затянутая многочасовая постановка о минорной эстетике. Такое сомнительное удовольствие вряд ли оценят игроки, которые строго следят за балансом потраченного времени и соизмеримой наградой в виде желанного сюжетного витка или иной «цеплялки», способной удержать «на подольше». Death Stranding про то, как за вас уже заранее решили, когда будет краюшка нового контента, а когда — вымораживающий бэктрекинг или искусственное растягивание душной истории.

При общей грации и красоте местных исландских равнин и нагорий — это трудный для восприятия артхаус. Такой, когда авторство вытесняет здравомыслие, когда из концентрированной истории на 5-6 часов игроки получают затяжное ралли с погоней за крупицами новых сюжетных подробностей. Вы превозмогаете десятки часов, чтобы без удовольствия и должного интереса выклянчить очередную катсцену, увязая в бестолковых и однотипных, долгих и пустомельных побочных квестах. И в моменты, когда нужно бы освободить сердце для драмы, вас срубает усталость, а нарратив съезжает в недоступную нахрапом «тарковщину» — в авторское нечто, по-дурацки серьезное и избыточно запутанное. Не игра, а эмоциональный свинец.

Death Stranding, как и сиквел 
Red Dead Redemption — история не про быстрое поглощение контента, а скорее про метафетиш для увядающих бумеров — чтобы геймплей был по-самурайски метафорическим и по-старчески неспешным. Вместо покера и рыбалки из видеоигры от Rockstar Games, в этой нужно купаться в термальных источниках и нянчиться с кричащим младенцем. Как в такой лаундж ввязался клочок редкого экшена, и где пустила корни гениальная задумка самого громкого мультимедийного проекта года — известно одному лишь Кодзиме. Его последняя история на поверку оказалась бесконтрольно долгой и показушно замороченной. В финале слезы не наворачивались, а ладоши на титрах не хлопали. И бог с ним, ведь Death Stranding прежде всего инструмент для сугубо личной медитации и вдохновения, и только потом — игра в привычном понимании. 


Современная война


Перезапуск Call of Duty: Modern Warfare стал самой успешной игрой серии за долгие годы, установив несколько рекордов. Получилось это не только благодаря узнаваемости тайтла, переработанным механикам и новым образам знакомых персонажей, но и шумихе, которую проект произвел в СМИ. Причина — слишком явный и однобокий политический подтекст, заложенный в сюжет разработчиками. Никого не удивить тем, что русские опять оказались плохими, но увидеть настолько явные и толстые аллюзии к современным военным конфликтам, кажется, не ожидал никто. При этом Infinity Ward не только попыталась упрочнить представление о «русских террористах» в геймерских умах, но и приписала российским военным ответственность за реальные военные преступления Соединенных Штатов Америки. Но эту тему хорошенько пожевали еще на релизе все, кому не лень. Поэтому давайте лучше обсудим следующее: а из-за чего весь сыр-бор?

Столько сюжетов, касающихся видеоигр, как в 2019 году, в новостях на федеральных каналах мы не видели, пожалуй, никогда. Последний раз такое было на релизе Modern Warfare 2. Тогда спорный, мягко говоря, момент в игре был один — сцена в Шереметьево. Теперь же вопросы вызывает сюжет игры целиком. Я все же попробую новую «колду» аккуратно похвалить, благо есть за что. 

CoD: MW обладает лучшей стрельбой среди всех конкурентов по жанру милитари-шутеров прямо сейчас. Она самая реалистичная или, может, простая в освоении? Нет! Но она самая кайфовая и понятная. Сочный саунд-дизайн, великолепные анимации, комфортный ТТК (да, к нему надо привыкать, но это еще один плюс игры — довольно малая схожесть в этом плане, скажем, с Black Ops 4). Эта механика, как и ее баланс, здесь отточены до мелочей — не зря было столько предрелизных тестов.

Учитывая, что игра поддерживает кроссплей, с онлайном и, соответственно, матчмейкингом проблем нет, независимо от вашего уровня, а благодаря богатому арсеналу, гибкой кастомизации и беспрецедентному количеству разнообразных режимов (от 4 до 64 игроков на карте, и это не предел) — скучать точно не придется!

ПК-версия новой Call of Duty вместе с патчами весит около двухсот гигабайт. И откусывая такую часть дискового пространства, игра не производит впечатление чего-то космически крутого. Нет прорыва в графике: картинка хороша но не более. Нет головокружительного изобилия контента — абсолютно все игровые режимы уже виданы, и не раз. Перед нами перезапуск, возвращение, по сути, к хоженым тропам. Эксперименты с научной фантастикой на фоне Modern Warfare смотрелись как минимум свежо. А здесь у нас опять военные преступники, на которых вновь спускают отдохнувшего Прайса. За вычетом эпика! Нет, еще раз рушить Эйфелеву башню, пожалуй, не стоит, но размаха в новой игре не чувствуется. А мы к нему, к размаху, уже привыкли.

Ну и как же не вспомнить о русофобии! Вот и не станем вспоминать вопреки: когда в РФ сделают свою Call of Duty, ее наверняка можно будет обвинять в американофобии. Но вот чем объяснить столь высокий градус насилия в кадре — непонятно. Солдаты — возможно даже срочной службы — ведут себя в кадре, как самые отборные маньяки. Явный перебор даже для привычных ко всему игроков. 


Ведьмак от Netflix


«Ведьмак сериал» — такой запрос ежемесячно вбивает в поисковике Yandex четверть миллиона россиян. Пускай в итоге сериал получился крайне неоднозачным, но насколько громко он гремел в инфополе! К тому же, это еще и огромный успех для нашей родной индустрии. Анджей Сапковский может сколько угодно игнорировать колоссальное влияние, которое на узнаваемость ведьмака Геральта оказала трилогия CD Projekt RED, но нас ведь не проведешь. Сериал «Ведьмак» — это живое доказательство тому, что игры могут не только следовать трендам «киношников», перенимая режиссерские и нарративные приемы, но и задавать их. К результату работы команды Netflix можно и нужно относиться по-разному. Но отрицать факт того, что шумиха вокруг сериала «Ведьмак» — это, в том числе, успех игровой индустрии, попросту не получается.

7.5 баллов на Metacritic, 8.9 баллов на IMDB, наконец, 92% одобрения на Rotten Tomatoes — если это не успех, то что? «Позвольте! — скажете вы, — но ведь критики ругают за парик и скуку!». Да кому какое дело до критиков, когда два клоуна из Entertainment Weekly не удосужились даже сериал посмотреть, после чего поставили 0 баллов и лихо снизили средний рейтинг?

Конечно, у «Ведьмака» есть проблемы. Повествование рваное, и далеко не каждую серию Геральт бьется с круто нарисованным CGI-монстром. По желанию можно и к составу актеров придраться. Но давайте не опускаться до уровня безумных фанатов, которые цитируют дословное описание из книги про зеленые глаза да алые губы и с пеной у рта пытаются доказать, что это канон, высеченный в камне. «Ведьмак» — сложное в плане адаптации произведение, если мы говорим о переносе рассказов в хронологическом порядке. Однако временных линиях довольно быстро разбираешься, сюжеты рассказов перенесены бережно, кое-где есть неожиданные и приятные сюрпризы. Кавилл играет Геральта с большой любовью, уважением к герою. Игравшие в The Witcher в оригинале даже узнают в его голосе нотки Дага Кокла (да и в дубляже постарались).

У сериала отличный продакшен. Точная операторская работа, отличный саунд-дизайн, из-за которого кажется, что мечами машут вокруг головы зрителя, добротная игра актеров, дорогие спецэффекты и местами просто шикарная режиссура с отсылками к видеоиграм. Не нужно превращаться в ворчунов, которые недовольны, что среди героев есть люди азиатской внешности или темнокожие. Важно помнить, что «Ведьмак», если кратко, это история о человеке, которого презирали за внешность, происхождение и принадлежность к отдельной касте. Не будьте, как некоторые герои книги. Будьте крутыми. И, как сказал пан Сапковский, не судите суп по продуктам. Вдруг его готовили повара Мишлен.

«Ведьмак» заслужил лучшего воплощения, чем первый сезон экранизации от Netflix. Наличие книг и игр, кажется, заставило создателей забыть о том, что персонажей и события нужно не просто показывать и рассказывать, а раскрывать в глубину. Но зачем раскрывать в сотый раз то, о чем все уже читали и знают? Именно этот недостаток «мяса» и души остается для меня основной дырой в сериале.

Да, каст слабо отвечал представлениям некоторых фанатов о том, как должны выглядеть персонажи. Мне тоже, например, сначала казалось, что Кен Генри Кавилл — это жуткий выбор на роль бывалого сурового мужика с многогранным характером и прочными моральными взглядами. Однако «Ведьмака» снимали представители противоположного конца света с другими взглядами буквально на все. Они создавали сериал, и это их право делать обертку такой, как им хочется. Придется с этим смириться.

Другое дело, что далеко не каст стал основной претензией к конечному продукту Netflix. Хотелось бы больше серьезности и вдумчивости в построении сюжета и первом знакомстве зрителей с персонажами. Идеальный пример тому — первая встреча Геральта и Йеннифэр. Ты вроде смотришь сериал и радуешься, что можешь лицезреть очередное воплощение любимой саги, но события будто выглядят по-голливудски пусто. Нам не показали ту химию, тех эмоции и переживаний реальных людей (за некоторым исключеним), которые так цепляли в книге. Слабость сложных психологических перипетий и моральных дилемм помешали «Ведьмаку» от Netflix стать шедевром.

Мы будем подводить итоги года на протяжении всей недели. Не переключайтесь!

Игры в материале:

Комментарии (2)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
mark yankovskiy
1
23.12.2019 20:18
Итого: было много криков о Death Stranding и Call of Duty, потому что ПРОПЛАЧЕНО.
Ну и что? Да, у каждого члена редакции теперь есть по домику на озере Комо, но разве это плохо?

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?