Почему серия Shenmue считается культовой?

Пытаемся выяснить, стоит ли тратить время на ремастер первых двух частей
Поделиться
Отправить
Поделиться
8.05

Перед выходом третьей части Shenmue издательство Sega анонсировало переиздание Shenmue 1 & 2 HD для современных платформ. Предлагаем вам вернуться в прошлое и посмотреть, за что же игроки так сильно полюбили эту серию, и, самое главное, имеет ли смысл наверстывать упущенное.

18-летний Ре Хадзуки становится свидетелем хладнокровного убийства своего отца боссом китайской мафии, до кучи умыкнувшим еще и таинственное зеркало — предположительно, очень ценную семейную реликвию. Дальнейший исход немного предсказуем. Согласно всем клише гонконгских боевиков, парень собирает волю в кулак и отправляется на поиски обидчика.

Вступление, насквозь пропитанное юношеским максимализмом и бытовой глупостью — лишь вершина айсберга по сравнению с теми нелепыми передрягами, в которых доведется побывать герою. Впрочем, как выяснится позже, Shenmue куда больше про постановку, нежели здравый смысл. Сейчас, например, очень модно ругать Дэвида Кейджа за патологическое неумение писать сценарии, лишенные дыр и откровенного маразма. Зато нагнетать саспенс он умеет как никто другой в игровой индустрии. Так же было и здесь, только почти два десятилетия тому назад.

Многомиллионный бюджет, удостоивший Shenmue чести попасть на страницы Книги рекордов Гиннесса, прежде всего был пущен на технические издержки. Ни один проект того времени не мог похвастаться настолько впечатляющей детализацией. Ю Судзуки и его команде удалось перенести антураж японских улиц по ту сторону экрана максимально достоверным образом. Вдобавок к этому — плавные движения с применением motion capture и невероятной по тем временам лицевой анимации. Тем, кто не застал Dreamcast в первой половине 2000-х, едва ли удастся адекватно оценить уровень графики. Поэтому просто поверьте на слово: шок от увиденного был сравним с лицезрением первых полигональных игр в эпоху засилья 16-биток.

Аналитика эксклюзивных проектов двух платформ от Константина Говоруна

Революционный движок также проложил дорогу и для подлинной симуляции окружающего мира. В Shenmue день и ночь сменяют друг друга в режиме реального (хоть и значительно ускоренного) времени, в любой момент может пойти дождь или даже снег. Город живет своей жизнью, и многочисленные статисты вовсе не играют здесь роль эффектных декораций. Они ходят по своим делам, стоят за прилавками и в какой-то момент просто отправляются домой на заслуженный отдых. Практически каждый объект можно повертеть в руках, а на бесполезной, в общем-то, пачке чипсов из ближайшего магазина даже нарисован штрих-код.

Shenmue изначально задумывалась в качестве эпизодического проекта, но из-за финансового провала авторам пришлось отказаться от этой затеи — вот он, прадед Telltale!

К сожалению, творческий гений настолько сильно увлекся реализацией «симулятора жизни» в своем детище, что напрочь забыл о геймплее. Типичные будни в мире Shenmue — это рутинный поиск «триггеров», способствующих дальнейшему развитию сюжета. Проснувшись и получив немного денег от служанки, герой отправляется беседовать с местными жителями. Если повезет — парню укажут на важный объект или персонажа. Если нет — придется скитаться дальше. Что характерно, большинство ключевых сцен подается либо в формате драк (прямо скажем, не самый удачный клон Virtua Fighter) или же QTE. Тут даже будет уместна шутка о том, что Судзуки, сам того не ведая, изобрел первый «симулятор ходьбы».

Все это и смешно, и грустно. Достаточно поднять архив рецензий тех времен, и вы увидите там массу негодования. Помнится, один из авторов даже сравнил игру с технологической демкой. И в этом есть своя доля правды, ведь в те времена мода на кинематографичность только начинала зарождаться. Поэтому часовые походы в поисках очередной битвы или погони утомляли многих уже тогда. Что уж говорить про нынешнюю аудиторию? Тем более, что Shenmue — вовсе не интерактивное кино в духе творений Telltale, где события сменяют друг друга самостоятельно. 

Здесь вообще можно «забить» на сюжет и отправиться лицезреть окрестности, попивая газировку и ностальгируя по детству в ближайшем зале игровых автоматов. Ближе к финалу первой части маэстро наконец-то одумался, сделав резкий перевес в сторону экшена. И даже добавил несколько ранее невиданных мини-игр, хотя степень их проработки оставляет желать лучшего. Особенно это касается гонки на погрузчиках — поистине унылого занятия, которое геймеры и журналисты едва не превратили в мем.

Но, как говорится, встречают по одежке. Да и низкие продажи консоли Sega Dreamcast тоже наложили свой отпечаток. Не помогла исправить плачевное положение дел и вторая часть игры, перенесшая место действия в Китай и существенно увеличившая размер исследуемой территории. И экшена как такового здесь было в разы больше, хотя нутро оригинала с его медитативным подходом к геймплею никуда не делось. Финальный гвоздь в крышку гроба забила сама Sega, отказавшаяся от дальнейшей поддержки консоли еще до релиза второй части игры. Как итог — люди в большинстве своем предпочли Playstation 2 с ее сиквелами полюбившихся в конце 90-х хитов. На этом история оборвавшейся на полуслове дилогии и закончилась.

Одна из главных особенностей компиляции — возможность пройти первую часть в японском дубляже с английскими субтитрами. В сторону англоязычной озвучки лучше даже не смотреть, поверьте на слово.

Несмотря на трагический финал, творению Sega удалось опередить время на годы вперед. Открытый мир с множеством побочных мини-игр, обилие скриптовых сцен с невиданной доселе кинематографичностью, и, конечно же, пресловутые QTE... Shenmue заложила фундамента многих элементов, что с завидной регулярностью используются в современных играх. Глава Quantic Dream не раз говорил о том, что черпал вдохновение для своих проектов именно из детища Ю Судзуки. Да и популярную ныне серию Yakuza многие окрестили не иначе, как духовным наследником Shenmue.

А в 2015 году случилось то, о чем фанаты серии мечтали годами — была анонсирована третья часть. И снова почетное место на страницах Книги рекордов Гиннесса: на сей раз — за самое быстрое финансирование в истории сервиса Kickstarter. Данный факт не на шутку взбудоражил ум давно отошедшему от дел геймдизайнеру, неожиданно оказавшемуся в центре внимания. Отсюда излишняя самоуверенность — перенос первоначальных сроков релиза и известие о том, что на третьей части история мести Рё Хадзуки не закончится.

Ошибки разработчиков, без которых могло не быть GTA, DMC и легендарной «распрыжки»

Впрочем, все это — лишь малая доля проблем, которые неминуемо выпадут на долю Shenmue 3. За те годы, что сериал покоился в умах ностальгирующих фанатов, игровая индустрия успела очень сильно эволюционировать. Детально воссозданным городом, свободой перемещения или же часами «киношных» сцен нынче уже никого не удивишь. Как и всеми другими элементами, когда-то сделавшими Shenmue революционной. Поэтому отсутствие геймплейных кадров за все три года, что стремительно пролетели с момента анонса — очень даже тревожный звонок. Скорее всего, засидевшийся в танке Судзуки и впрямь творит по лекалам, окончательно утратившим актуальность более десяти лет назад.

Что до Shenmue HD Collection — в наше время рекомендовать к покупке подобный сборник можно разве что в качестве музейного экспоната. А также фанатам, в свое время прошедшим обе игры: они-то мимо возможности вернуться в прошлое, располагая выбором озвучки и рядом технических улучшений, точно не пройдут.

А вы в свое время проходили две первые части Shenmue? Какие воспоминания у вас остались с тех пор? Делитесь ими в комментариях!
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
10 мая 2018 09:39
геймплея явно не хватает
Ответить
Написать комментарий
Горячие обсуждения