Обзор The Medium. Нет, это не Silent Hill

Симулятор ходьбы, но с двумя экранами
Поделиться
Отправить
Поделиться
27.01

К находчивым инди-хоррорам от польской команды Bloober Team намертво прилип ярлык «симулятор ходьбы». И правда: при интересных нарративных и визуальных решениях, геймплейные механики в играх студии сводились к ходьбе и открыванию дверей, изредка разбавляемым несложными головоломками. Ответ на эти претензии — The Medium. Симулятор ходьбы, но от третьего лица. И с двумя экранами.

По рекламной кампании The Medium складывалось впечатление, будто нас ждет неофициальное воскрешение Silent Hill. Но не стоит обманываться: это совсем не оно. Хотя и видно, что польские разработчики широко черпали вдохновение из серии классических японских ужастиков. Так, Bloober Team отрабатывает старый добрый психологический символизм и эксплуатирует идею персонального кошмара, который в экстрасенсорном видении героини визуализируется во что-то вполне осязаемое и однозначно отвратительное. Но при этом не очень-то и пугающее. Хотя стоит, наверное, начать с начала.

Дизайн потустороннего мира напоминает скорее не Silent Hill, а польскую Agony

Главную героиню зовут Марианна, и она экстрасенс. С самого детства девушка привыкала к тому, что видит мир иначе, чем обычные люди. Всю жизнь ее мучает один и тот же кошмар: некая девочка убегает от преследователя по лесу, и каждый раз он настигает ее в конце. К своим особенностям Марианна привыкла и даже начала использовать их во благо, помогая душам умерших людей проходить пограничные состояния между жизнью и смертью — то, что в «Тибетской книге мертвых» называется термином «бардо». Все бы и ничего, но однажды в ее жизнь врывается некто знающий об этом страшном секрете с предложением, от которого нельзя отказаться: узнать тайну происхождения собственных способностей и их природу. Марианна сразу же отправляется по указанному адресу, где ее встречает заброшенный пансионат «Нива» времен еще советской Польши. Там и будут разворачиваться основные события The Medium.

Место давно заброшено, но не пустует

Bloober Team явно пытается сыграть на ностальгии по временам хорроров с фиксированными углами камеры — и поначалу это действительно приносит нестандартные эмоции. Современные ужастики давно перекочевали на более прогрессивные операторские приемы: мы либо смотрим на мир от первого лица, либо с плеча героя от третьего. Но польские разработчики хорошо осознают цикличность моды и предлагают вспомнить о хоррорах золотой эпохи. Однако к этому подходу быстро привыкаешь, и очень скоро наружу выплывает вся суть The Medium. Это действительно стандартный симулятор ходьбы от Bloober Team. Только с фиксированной камерой.

Структурно и геймплейно игра представляет из себя не сурвайвал-хоррор, а скорее поинт-энд-клик адвенчуру. Чтобы продвинуться на следующий экран, нужно решить головоломку на текущем. Таких пазлов встречается много, но решение одно на всех: изучаем каждый угол локации, находим на ней все собираемые предметы, а потом применяем их к каким-то другим предметам, чтобы получить предмет, который можно будет применить к еще одному предмету, и так — пока не дойдем до конца цепочки. Под дубом зарыт сундук, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — следующая локация The Medium. В общем-то, самый что ни на есть классический геймдизайн из девяностых.

Не дайте этому глобусу себя обмануть: на самом деле он заяц

Однако геймдизайнеры девяностых понимали одну важную вещь, которую Bloober Team в 2021 году, кажется, еще не осознает: сам процесс исследования локаций не вызывает чувство страха без дополнительных триггеров. Таким может быть, к примеру, элемент выживания. Искать утку и зайца игроку мешают противники — и чем непонятнее их природа, тем лучше. Рано или поздно в пистолете остается два патрона, а в соседней комнате шуршит плотью и гремит цепями лавкрафтовский неописуемый кошмар. Вот от этого и становится страшно. Bloober Team же, в свою очередь, предлагает пугаться гнетущего окружения и редких скримеров. Возможно, кого-то это и напугает, но когда осознаешь, что в этой игре тебе ничто не угрожает, становится не страшно, а скучно. 

Ближе к середине в The Medium и правда появляется враг, но это классическая бабайка, от которой нам опять предлагают прятаться. Только в этот раз она еще и чаще находится в параллельном измерении, отчего не может нас видеть вообще — разве что почувствует героиню, если та будет совсем обнаглевше бегать, громко стуча ножками по полу. В случае смерти мы появляемся на том же самом экране и повторяем попытку. Уже пугает, да?

Широко разрекламированное деление реальности на два экрана, один из которых показывает «потусторонний» облик локации, по факту не представляет собой  сколько-нибудь впечатляющую геймплейную механику. Просто утка в этом случае будет находиться не в обычном зайце, а в потустороннем. Если говорить конкретнее, то исследование локации дробится надвое: нам нужно одновременно смотреть на оба экрана и выискивать глазами интерактивные предметы сразу везде. Что-то можно активировать только в обычной реальности, а что-то — в экстрасенсорной. 

Отдельная игра внутри Medium — насчитать количество отсылок к Silent Hill

Зачастую эта находка используется для интересного нарративного приема: к примеру, предмет из обычной реальности покажется ничем не примечательной вазой с цветами, когда в потусторонней мы сможем зачерпнуть из этой вазы мощную экстрасенсорную энергетику. Это ведь была любимая ваза давным-давно погибшей души. Такая энергетика — еще одна утка, которую надо засунуть в еще одного зайца. К примеру, активировать неработающий электрический щит, устроив мощный всплеск энергии в потустороннем мире. Сама героиня объясняет этот феномен фразой energy is still energy. Поверим ей на слово.

Обычное пианино оказывается сосредоточением энергии: кто-то очень душевно на нем играл

Но не только из уток и зайцев скроен геймплей The Medium. Тут еще есть записки — как в форме текста, так и аудиофайлов. Правда, слушать придется не кассеты, а отголоски энергии на каких-то случайных предметах. Их можно повращать, активировав экстрасенсорное чутье, чтобы найти разлом — и сфокусировавшись на нем, мы услышим о каких-то событиях, что имели место в пансионате «Нива» давным-давно. Есть и еще одна мини-игра, которая, по сути, служит той же самой цели: вращая стик, нужно собрать образ беседующих людей, чтобы узнать, о чем же таком интересном (или не очень) они говорили. Даже тут замечаешь странности: как будто Bloober Team создает игровые механики ради их видимого разнообразия, хотя по сути выполняют они совершенно одинаковые функции.

Тут можно было бы подумать, что The Medium — это какая-то совершенно вторичная и безыдейная игра. Отчасти это и правда так, но причины поиграть в нее найти можно. В первую очередь привлекает нарратив. The Medium — это почти-не-хоррор, но все-таки неплохая детективная история с самобытной атмосферой. Сюжет интригует и заставляет строить собственные теории по ходу прохождения, а главную разгадку и ответы на вопросы получить хочется настолько, что вполне можно бросить вызов всем этим уткам и зайцам. Интересен и сам повествовательный метод: в лучших традициях Bloober Team игроки получат целый визуальный комплекс с нагромождением символических образов. Вещь на любителя, но своего пользователя она определенно найдет.


18 минут геймплея The Medium. Источник: IGN


Напоследок — о технической стороне. При всех своих откровенно средних показателях, проект щеголяет высокими системными требованиями. На высоких настройках графики кадровая частота может падать ниже 30 fps на видеокарте NVIDIA GeForce RTX 2070 Super в разрешении 1440p. То есть прямо как в Cyberpunk 2077 на релизе, но в ней картинка и правда производила неизгладимое впечатление. Есть ли в визуале The Medium оправдания такому положению дел? Увы, нет.

The Medium вызывает очень смешанные эмоции. Увлекательный нарратив вступает в противоборство со скучным геймплеем. Игра представляет собой одну большую отсылку к золотой классике хорроров и заставляет вспомнить, как ужасали когда-то первые части Silent Hill, но ценители жанра быстро смекнут, что бояться в The Medium нечего. Иными словами, в разрезе жанра — это классический симулякр. Копия, лишенная самостоятельной ценности. Рекомендуется исключительно ценителям интересных историй.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
27 января 2021 21:36
Так и знал, что***ь будет полная.
Ответить
28 января 2021 10:45
у Поляков всегда так... они или делают шедевры или высококачественное дерьмо!
Ответить
28 января 2021 16:43
Увы.
Ответить
28 января 2021 22:42
В Польше про оптимизацию походу никогда не слышали.
Ответить
29 января 2021 08:42
Хорошо, что игра есть в геймпасс. Она совершенно не стоит тех денег, что за нее просят после повышения цены.
Ответить
30 января 2021 11:29
Ну классно блеать. Игра***ня и еще оптимизации нет.
Ответить
31 января 2021 02:50
Занятно, только на Гуру игру поругали, остальные обзорщики вроде довольны.
Ответить
3 февраля 2021 21:11
Посмотрел как работает игра и тут 2 варианта сговор с производителями комп железа или не умение оптимизировать. С такой картинкой на Пентиум 4 с Видеокартой на 64мб она должна идти в 1000 кадров. Неоправданное использование ресурсов игра смотрится как Резидент из 2000. У них реально полностью рендариться статичная сцена с детализированными моделями окружения. Но это все бессмысленно т.к. смотреть на это убожество совсем не хочется. Персонаж двигается будто наложен школьником из фотошопа на сочную картинку. В общем доверь дуракам богу молиться они и головы себе расшибут. Всем выше сказанным они сократили себе аудиторию на не очень презентабельный проект. Проходите стороной эту парашу такого я не встречал давно.
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения