Обзор Graveyard Keeper

Stardew Valley от авторов Punch Club
Поделиться
Отправить
Поделиться
3.09

Мы пытались написать обзор на Graveyard Keeper без сравнений со Stardew Valley, но у нас не вышло. Давайте разберемся, почему эта игра принесла разработчикам миллион долларов в первые сутки продаж.

Главный герой Graveyard Keeper — то ли простой деревенский парнишка, то ли бородатый хипстер. Его выбросило в странный средневековый мир, он очень хочет попасть домой, и потому соглашается поработать смотрителем кладбища.

Избежать сравнения со Stardew Valley не получится. Протагонист живет в милом маленьком домике с кухней, заботится о своем саде, огороде и кладбище, иногда ловит рыбу, запасается едой и спускается в многоэтажное подземелье истреблять монстров. Не похоже, чтобы разработчики скрывали свой источник вдохновения.

Оказывается, следить за кладбищем классно: живешь на отшибе, никто в твои дела не лезет, еще и приплачивают. Огород рядом свободный, лес, карьер, речка...

Сюжет выдается скупо, но игра нарративно насыщена. Вроде всего несколько туманных намеков от Астролога, да пара заданий для Церкви, а герой уже лидер местной духовной жизни, печет бургеры из свежих трупов, а по ночам ползает по катакомбам и украшает черепами свой зал жертвоприношений. Трудно сказать, много ли в игре черного юмора или просто чернухи, но стилистика средневекового кладбища выдержана прекрасно. 

Аккуратная пиксельная графика с кучей деталей, хорошо выдержанная цветовая палитра, вроде и коричневато-грязная, как и ожидаешь от игры про средневековое кладбище, но разборчивая и не утомительная. Музыка выразительная и запоминающаяся, но привязана к локациям, так что на десятом часу прослушивания четырех мелодий хочется ее отключить. 

В центре внимания находится, разумеется, кладбище. Где-то раз в день ослик привозит труп (оплата морковкой). Трупы нужно обработать: изъять ценные органы, забальзамировать, потом похоронить и соорудить симпатичное надгробие и оградку. Для роста уровня ухоженности кладбища важно и качество разделки тела, и бонусы от украшений. На высоких уровнях можно ставить мраморные бюсты и резных ангелов.

Кстати, аутопсия тел — основной источник мяса в игре. Коров местные в обиду не дадут. Можно продавать человечинку в таверну.

Но много на продаже не заработать, у торговцев ограничен запас денег, и чем больше продаешь им товара, тем ниже они предлагают цену. Фермерство не особо выгодно: без качественных удобрений при сборе урожая семян выпадает меньше, чем потрачено на посадку. 

Зато, как только Смотритель приведет кладбище в минимально-приличный вид, его повысят до клирика. На кладбище откроется церковь, где раз в шесть дней можно читать проповеди и собирать с прихожан пожертвования. Чем больше в церкви предметов, тем больше прихожан, а чем лучше кладбище, тем больше размер пожертвования. Для продвижения по сюжету требуется золото, а жертвуют медью, так что благополучие церкви оказывается в центре внимания.

Покойные — не огород, лежат себе тихо в могилах, поэтому в Graveyard Keeper нет строгой ежедневной рутины. Поработал, пока энергия не кончилась, пошел поспал — и все заново. Спать именно ночью не обязательно, можно ловить мотыля или охотиться на летучих мышей. Время важно только для взаимодействия с людьми. Во-первых, ночью они не доступны. Во-вторых, ключевые персонажи появляются в определенных точках один день в неделю. Приходится подстраиваться.

Надрывного фермерства здесь нет, это основополагающее различие: Stardew Valley — игра про выращивание овощей и гриндан, а Graveyard Keeper — про крафт и гриндан.

Типичный вечер на кладбище: инквизитор попросил раздать листовки с приглашениями на ближайшее сожжение ведьмы. Нужны чернила с пером и бумага. И понеслось. 

Ночью поохотился на летучих мышей, собрал крыльев. Из них наделал чистой бумаги, бумагу расщепил в науку. Провел проповедь, собрал веры. В лесу набрал ягод и меда, испек тортик. Съел тортик ради бонуса к исследованию, исследовал останки трупов, набрал сфер духа. Потратил сферы на изучение стеклодувного дела, улучшенной выплавки и писательства. Бумага еще осталась, нужны перо и чернила. За перьями сбегал к птичнице, а вот чернила придется делать самому. Нужна колба и черная краска. Надо построить новую литейную печь. 

Срубил дерево, отнес бревна на склад, распилил их на чурбаки, чурбаки на дрова, дрова закинул в печь, переплавил железо. Пока плавится, сходил песка накопал и камня наколол. Вернулся и из железа наковал деталей, сложил новую печь. Набрал воды в колодце. В новой печи выплавил стекло, из стекла колбы. Уф, колбы есть. Теперь краска, краска делается на алхимическом столе. Напилил брусьев, выдул сложные колбы из простых. Собрал алхимический стол. Оказалось, что для краски нужна черная пыль из алхимической мельницы, а мельница делается из полированных блоков, а эта технология еще не изучена. Нажал Alt+F4.

Но Graveyard Keeper не ограничивается банальным крафтом. В игре также полно сверхзапутанного крафта! Например, изобретательная ветка создания книг. Помимо технологии производства бумаги и чернил (а со временем и печатного пресса) приходится осваивать навык писателя. Разговаривать с местными жителями, слушать исповеди и собирать истории. Из историй разного качества получаются заметки разного качества. Из заметок — главы, а из глав — книги. Кстати, навык написания проповедей растет параллельно.

Но самой сложной оказалась алхимия. Некоторые предметы распыляются на некоторые порошки и жидкости, их как-то надо смешать и получить эликсиры. Рецептов нет, наслаждайтесь.

Словом, игра получилась насыщенная, новые возможности появляются и спустя тридцать-сорок часов со старта. Постройте крематорий, восстановите пасеку или карьер — расширьте свои карьерные возможности!

Основная проблема в том, что раз за разом приходится возвращаться к базовым рутинным действиям. Рубить рощицу возле дома и перетаскивать бревна, пилить их на чурбаки, а их колоть на дрова — иначе не выплавить железа. Да, есть перки, которые облегчают жизнь, но все равно придется рубить. Чем дальше, тем длиннее цепочки производства, и тем медленнее развитие. 

Кажется, что Graveyard Keeper появилась после того, как разработчики поиграли в Stardew Valley, почитали отзывы и решили сделать такую же игру, но для взрослых. С кладбищем, культистами и каннибализмом. И без раздражающей привязки к ночному сну и ежедневному поливу. 

С другой стороны, проблема Stardew Valley на самом деле не в поливе, а в общей затянутости. И Graveyard Keeper страдает от той же болезни: день за днем игрок вязнет в рутине сбора морковки и рубки дров, а сюжет никуда не движется. Возможно, стоило бы сделать шаг в сторону Terraria, сделать огромный инвентарь и убрать энергию, либо ввести больше автоматизации на высоких уровнях. И пора править баги: частенько вылезает английский текст, и заметно сбоит при перезапуске сохранений без выхода из игры. Например, может самопроизвольно отключиться музыка, или вдруг утроится бонус с кладбища. 

В общем получилось хорошо: стильно, с мини-играми и чудовищной глубины крафтом. Но не блестяще. Игра скорее забавная, чем смешная, и скорее затянутая, чем длинная. Достойное развлечение в рамках жанра, но не веха. Словом, можно пропустить в потоке осенних новинок.

А вы будете играть в Graveyard Keeper? Или уже поиграли?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
3 сентября 2018 19:14
годнота, судя по всему шикарный пожиратель свободного времени
Ответить
Написать комментарий
Горячие обсуждения