Sony PlayStation — консоль, которая изменила все

Остросюжетная история о легендарной приставке, поменявшей игровую индустрию раз и навсегда
Поделиться
Отправить
Поделиться
4.12 2019

История рождения PlayStation — это не скучная производственная драма, а остросюжетный триллер с предательством, риском и тайнами. Главных героев в нем было двое. Первый — многолетний лидер всего видеоигрового, компания Nintendo. Второй — разменявший к началу 90-х уже пятый десяток лет талантливый инженер Sony по имени Кэн Кутараги. 

На тот момент в компании Sony, занимавшейся прежде всего производством звукового оборудования и компакт-дисков, никто и не помышлял о выходе на суливший немалые риски и тяжелую конкуренцию рынок видеоигровых развлечений, не говоря уже о создании собственной приставки. Никто, кроме одного человека. 

Когда Nintendo обратилась к Sony с предложением создать звуковой чип для новой 16-битной приставки SNES, эта сделка не вызвала особого интереса у руководства Sony и была отвергнута. Но Кутараги видел в видеоиграх потенциал будущего масс-культа и многомиллионной индустрии. С популярным развлечением его познакомила собственная дочь, часами напролет игравшая в предшественницу SNES, 8-битную Nintendo Entertainment System. Втайне от руководства Кэн подписал с Nintendo контракт и лично разработал звуковой чип для новой приставки. По меркам японской корпоративной культуры с ее жесткими консервативными правилами, это было профессиональным самоубийством. 

Кэн Кутараги — настоящий техносамурай, которому PlayStation обязана всем

Когда начальство прознало о случившимся, почти все управленцы Sony потребовали немедленного увольнения зарвавшегося наглеца. Лишь тогдашнему президенту компании Норио Оге удалось отстоять судьбу талантливого протеже. Жалеть об этом не пришлось: вскоре Nintendo предложила Sony контракт на производство миллионов созданных Кутараги чипов. Следующим совместным проектом двух будущих конкурентов должен был стать CD-аддон для SNES и отдельная версия приставки, поддерживающая современные цифровые носители. Устройство получило название, которое в наши дни кажется сущим сюрреализмом: Nintendo Play Station.

Но выйти на рынок этой версии приставки было не суждено. И причиной тому стало, пожалуй, самое вероломное предательство в истории видеоигрового бизнеса.

Пока в Sony готовились к анонсу Play Station, недовольное деталями контракта руководство Nintendo тайно вело собственную игру. Гром грянул летом 1991 года на выставке электроники в Чикаго, со сцены которой Sony торжественно анонсировала партнерство с Nintendo и представила публике совместную разработку. 

Амбициозное некогда устройство сегодня представлено парой-тройкой копий во всем мире

На следующей день на ту же сцену поднялся руководитель Nintendo of America Говард Линкольн и не менее торжественно объявил о создании CD-аддона для SNES в сотрудничестве с… Philips! Представители Sony сидели в зале и видели все собственными глазами. Это было настоящее унижение. Philips была не просто конкурентом: именно в сотрудничестве с нидерландской компанией Sony разработала компакт-диски в начале 80-х. А теперь бывшие партнеры на пару с Nintendo вонзили ей нож в спину. Всем казалось, что история Sony в игровой индустрии закончилась, не успев начаться.

«Не стоит недооценивать силу PlayStation»

Но у Кэна Кутараги были другие соображения на этот счет. На заседании руководства Sony, где должна была решиться судьба PlayStation, он настаивал на дополнительных инвестициях в проект. И у него был солидный аргумент. Вновь действуя втайне от начальства, заручившись поддержкой еще нескольких инженеров, он разработал революционную технологию наложения 3D-текстур в реальном времени под кодовым названием System G. Вкупе с возможностями Sony в сфере оборудования эта система могла произвести революцию в сфере видеоигр. Кэн вновь оказался на грани увольнения. И вновь за него поручился Норио Ога. Проекту дали зеленый свет, пробел в названии приставки убрали, а Кутараги выделили солидную команду и финансирование. Но этого было недостаточно.

Через 5 лет после релиза PlayStation вышла PS One — ранний прототип Slim-версий консолей. Обычную PlayStaion стали называть «толстушкой»

Главный урок, который Sony удалось извлечь, наблюдая за видеоигровым рынком — даже самая технологически продвинутая консоль обречена на провал без поддержки сторонних разработчиков. И благодаря индивидуальному подходу и готовности оказать помощь в разработке, создателям PlayStation удалось привлечь лучших из лучших. Konami, Squaresoft, Ubisoft, Electronic Arts, Capcom, Namco, Activision — вот далеко не полный список компаний, которые удалось заполучить Sony.

Перечислить все заслуживающие внимания игры с первой PlayStation в рамках подобного текста попросту невозможно. Переход к полноценной 3D-графике, как новому стандарту, ознаменовал появление новых игровых жанров и раздвинул границы старых.

Пусть SNES была кладезью японских RPG, но лишь на PlayStation с ее революционными технологиями и вместительными компакт-дисками этот жанр расцвел во всей своей красе и масштабности. Хоррор-игры существовали задолго до появления консоли от Sony, но настоящее лицо ужаса игрокам впервые показали Resident Evil и Silent Hill. Хидэо Кодзима изобрел стелс как жанр и практиковал постмодернистские штучки еще на MSX, но именно Metal Gear Solid закрепила за ним статус Творца с большой буквы и показала всему миру, что такое A Hideo Kojima Game. В отношении видеоигр впервые всерьез заговорили о таких вещах, как постановка и режиссура.

Кроме того, на дворе все еще стояла та романтическая эпоха, когда даже крупные игровые компании могли позволить себе смелые эксперименты, немыслимые по современным меркам. Переметнувшаяся к Sony от Nintendo компания Squaresoft в перерывах между крупнобюджетными номерными частями Final Fantasy выпустила не в пример старшим братьям геймплейно глубокий спин-офф Final Fantasy Tactics, текстоцентричную Xenogears и хардкорную Vagrant Story. Под руководством Sony была создана первая современная ритм-игра — PaRappa the Rapper

Даже воспринимаемая сегодня как бездушная корпорация, штампующая конвейерные спортивные симуляторы, Electronic Arts выступала издателем необычных проектов вроде пластилинового платформера Skullmonkeys. Но не всем играм приходилось прокладывать новые дороги для того, чтобы стать мировыми хитами. К примеру, создатели Gran Turismo и Tekken 3 не делали ничего принципиально нового. Они просто делали то, что умели, лучше всех остальных.

Актуальность наследия PlayStation несложно оценить, взглянув на современную игровую индустрию. Бестселлеры из серии приключенческих игр Uncharted во многом восходят к старой доброй Tomb Raider. Выходящие нынче чуть ли не каждый день «метроидвании» были бы невозможны без Castlevania: Symphony of the Night. А Dark Souls и ее многочисленные подражатели обязаны своим появлением забытой многими action-RPG King’s Field. Наконец, достаточно обратить внимание на количество недавних и будущих ремейков и ремастеров игр с PlayStation: Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, Spyro Reignited Trilogy, Grandia HD, Final Fantasy 8 Remastered, Final Fantasy 7: Remake, Resident Evil 2, MediEvil… 

Кажется, запрос на игры эпохи PS1 становится со временем лишь сильнее. И дело не только в ностальгии. Успех обновленных версий этих игр показал, что многие их геймплейные элементы ничуть не устарели, а такие вещи, как графика, управление и интерфейс легко исправляют пресловутые обновления.

Вспоминая первую PlayStation, невозможно обойти вниманием революционный контроллер DualShock. Впервые появившаяся в нем обратная отдача, обеспечиваемая двумя встроенными вибромоторами, еще больше усиливала погружение в виртуальные миры. А форм-фактор геймпада от Sony и его конфигурация кнопок с четырьмя шифтами и двумя аналоговыми стиками вот уже третье десятилетие является стандартом для игровой индустрии. Сейчас сложно вообразить, что все могло быть иначе. Но посмотрите на геймпады Nintendo 64 или Dreamcast и попробуйте представить мир, в котором DualShock никогда не было. Жутковато, не правда ли?

PlayStation прожила долгие по меркам индустрии 12 лет, стала родоначальницей целого семейства домашних и портативных приставок и навсегда осталась в сердцах геймеров всего мира. Сложно сказать, оказала ли какая-либо другая консоль такое влияние на развитие видеоигровых технологий, как детище Кэна Кутараги

Грустная история Turbografx — консоли, которая могла стать легендой

Разойдясь общим тиражом более чем в 100 миллионов экземпляров, первая PlayStation стала самой продаваемой домашней приставкой своего времени. Спустя несколько лет она уступила пальму первенства другому устройству, на черном корпусе которого красовались три символа: PS2. Но это уже совсем другая история.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
5 декабря 2019 13:04
DRIVER 2 до сих пор легенда PS One.
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения