Спецы и мнения

«Меня убила Sega Mega Drive». Грустная история консоли Turbografx, которая могла стать легендой

Turbografx-16 очень не повезло. Не повезло соперничать с такими гигантами игровой индустрии, как Sega Mega Drive и Super Nintendo. Не повезло попасть под бомбардировки безумных маркетинговых кампаний эпохи «войны бит». Не повезло стать жертвой идиотских корпоративных решений. Не повезло быть во многом первой. Первой приставкой своего поколения, первой с CD-приводом. В конце концов, первой консолью для ее создателей.

Во второй половине восьмидесятых японская компания NEC объединяет усилия с видным игроком на рынке 8-битных игр, компанией Hudson Soft, авторами таких хитов, как Lode Runner, Bomberman и Felix The Cat. Вместе в 1987 году они выпускают на японский рынок первую консоль нового на тот момент поколения — PC Engine. Новинка успешно штурмует чарты продаж, а вышедший через год CD-аддон расширяет и без того богатые для своего времени технические возможности приставки. Спустя два года овеянную успехом на родине приставку завозят в США под названием Turbografx-16.

Запуск TGX16 в августе 1989-го обозначил главную проблему, с которой консоль была обречена сталкиваться вновь и вновь: некомпетентность всех, кто занимался ее продвижением. Достаточно упомянуть, что на протяжении первых месяцев жизни устройства библиотека игр включала всего четыре наименования. Ценовая политика также вызывала вопросы. Посудите сами: $199 за саму приставку, $18 за возможность подключить второй геймпад и еще $30 за расширение с композитным выходом. Тем временем, появившаяся на американском рынке двумя неделями ранее Sega Genesis, известная нам как Mega Drive, имела ценник в $189, два геймпада в комплекте и никаких расширений для подключения к телевизору не требовала.

Выйди TGX16 одновременно со своей японской старшей сестрой, все могло бы сложиться иначе. Но парадоксальным образом ее создатели одновременно и промедлили, и поторопились с выпуском американской версии. Глотком свежего воздуха для TGX16 должно было стать опоздавшее на несколько месяцев к старту продаж CD-расширение. И действительно, именно на компакт-дисках появились одни из самых примечательных игр для консоли. Но желающих покупать непонятную примочку за $400 — в два раза дороже самой приставки! — нашлось немного. У TGX были игры, хорошие игры, но не было аудитории. Что мешало отложить запуск приставки и представить ее в лучшем виде? Расширить стартовую линейку игр, выпустить CD-аддон в срок? Сложно сказать. Возможно, причиной было желание побороться за сегмент рынка с Sega. Но создатели TGX пришли с ножом на перестрелку.

Очевидцы этих событий вспоминают, как юные геймеры конца 80-х насмехались в школе над обладателями TGX. Устройство, несмотря на цифру в названии, заклеймили «ненастоящей 16-битной приставкой»: при 16-битном графическом процессоре центральный процессор у нее действительно был 8-битным. На консольном рынке царила «война бит», и главными лицами в ней были Sega и Nintendo. Неважно, сколько хороших игр к тому моменту вышло на TGX: уступив более молодым соперницам в технологических аспектах и продвижении, она подписала себе приговор. Агрессивный маркетинг титанов индустрии сделал свое дело. Существенную роль сыграла даже такая на первый взгляд мелочь, как дизайн. На фоне стильной Mega Drive бедняга TGX выглядела дешевой пластиковой коробкой. А репутационные успехи и провалы сказывались на поддержке консолей сторонними разработчиками.

Тем удивительнее, что несмотря на все ошибки руководства, TGX все же смогла со временем обзавестись рядом действительно классных игр. Вот лишь некоторые из них.


Bonk's Revenge

Первобытный гидроцефал Бонк, атакующий врагов, врезаясь в них собственным черепом, стал своеобразным маскотом Turbografx-16. Звучит бредово? Не бредовее прыгающего по черепахам водопроводчика и сражающегося с роботами синего ежа. Яркая графика, качественный дизайн уровней, крутые боссы и удобное управление — что еще нужно для хитового платформера?


Castlevania: Rondo Of Blood

Пожалуй, лучшая, наравне с Super Castlevania IV, часть саги о вечно возрождающемся Дракуле. До выхода изменившей серию навсегда Symphony Of The Night, разумеется. Которая, кстати, является прямым сиквелом этой игры. Саундтрек в Rondo Of Blood так и вовсе один из лучших на 16-битных приставках. Жаль, что за пределами Японии она в то время так и не вышла, западной публике достался лишь довольно паршивый по качеству порт на SNES.


Blazing Lazers

Turbografx-16 стала настоящим раем для любителей космических шутеров. Посещали консоль и популярные по сей день серии Raiden и R-Type. Но если необходимо выбрать лучшую представительницу этого жанра на TGX-16, ей должна стать красочная, проработанная и сбалансированная Blazing Lazers.


Ys Book I & II

Серия action-RPG игр Ys к сегодняшнему дню насчитывает уже более десятка игр и пользуется популярностью как в Японии, так и на западе. Но один из своих ранних взлетов она пережила именно на TGX-16 с улучшенными версиями двух первых частей саги.


Devil's Crush

Чтобы сделать увлекательной такую тривиальную вещь, как виртуальный пинбол, надо действительно постараться. Исполненный в стиле темного фэнтези Devil's Crush включал в себя зачистку пинбольных столов от нечисти и битвы с боссами — и все это под отличную музыку.


TGX закончила свой бесславный путь в 1995 году. По всему миру было продано десять миллионов копий PC-Engine и Turbografx-16, когда Sega Mega Drive только в Америке продалась втрое лучше. Наследница TGX, 32-битная PC-FX, с треском провалилась, даже не выйдя на международный рынок. Она стала последней консолью для компании NEC.

Казалось, страница видеоигровой истории с заглавием Turbografx была перевернута навсегда. Но в июне 2019 года стало известно, что забытая приставка должна получить новую жизнь в виде ретро-сборки от Konami. С одной стороны это отрадно: какими бы ни были проблемы TGX, игры на ней появились замечательные и они точно не заслуживают забвения. Но с другой — мы же говорим о Konami. Эта компания наверняка постарается сэкономить при создании Turbografx-16 Mini на всем, на чем только можно. Да и объявленный на данный момент список игр не впечатляет. 

Кто знает, может быть, именно в этот раз заслуженная неудачница игровой индустрии вытянет счастливый билет?

Играть
Комментарии (2)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Qazual
1
01.08.2019 02:48
Когда вижу такое количество картриджей меня накрывает детский восторг а в носу появляется запах пластика от сеги XD
Михаил Бочаров
GURU team
25
08.07.2019 20:57
Отличная статья. Но да, консоль проклята и заслуженно забыта, хоть на ней и были интересные игры.
Комментарии на сайте