• GameGuru
  • Статьи
  • Итоги игрового 2020 года. Неожиданные сюрпризы

Итоги игрового 2020 года. Неожиданные сюрпризы

Чем индустрия видеоигр внезапно удивила нас в 2020 году?
Поделиться
Отправить
Поделиться
30.12 2020

GameGuru продолжает подводить итоги игрового 2020 года. Вместо того, чтобы в очередной раз называть лучшие игры, как это принято в игровой прессе, мы вспомним вообще все, что случилось в 2020-м. Лучшие из наших авторов дадут критическую оценку или постараются найти положительные стороны в каждой из тем, которых мы коснемся — так вы получите максимально объективное освещение событий. Тон оценочных суждений вы сразу сможете опознать по цветам профилей. Прошедший год оказался полон сюрпризами — и мы не только о внезапно нагрянувшем апокалипсисе. Индустрия видеоигр все еще способна удивлять.


Supergiant Games — короли инди-сцены. Разработчики Bastion, Pyre и Transistor не нуждаются в представлении. В отличие от многих коллег по цеху, это не студия одного выстрела. С каждой новой игрой SG растет, выдавая все более и более качественный продукт. Удивительный успех Hades кажется пиком ее славы, но кто знает? Если раньше абсолютно все признавали, что условная Bastion — отличная игра, но титулы все равно отдавали «большим» ААА, то сейчас новый проект Supergiant соревнуется с мейнстримом на равных. Многие издания присваивают Hades звание игры года, а в зрительском голосовании TGA 2020 эта независимая разработка заняла третье место, уступив лишь Ghost of Tsushima и The Last of Us: Part 2. Это единственный номинант наших итогов года, который получил два «зеленых» мнения авторов.

Честно говоря, я с трудом представляю, какие претензии можно предъявлять к Hades — самой народной игре 2020 года. Этот титул придуман не мной, ведь в Steam у игры рейтинг одобрения игроками составляет безумные 97,45%. Это самая любимая геймерами игра уходящего года, причем на протяжении года она была эксклюзивом Epic Games Store, а часть ПК-приверженцев Гейба клялась, что никогда не будет ее покупать даже в Steam и заочно объявила игре Supergiant Games бойкот.

Вообще, Hades не стала таким уж неожиданным сюрпризом. Лично у меня она стала первой покупкой в EGS. Помню презентацию магазина от Epic Games, во время которой геймерам показали эксклюзивы, и взгляд к Hades был прикован моментально. Идеальная альтернатива для поднадоевших Diablo 3 и The Binding of Isaac, объединяющая в себе лучшее от этих двух тайтлов. Для разработчиков из Supergiant Games игра о побеге мятежного принца Загрея из царства мертвых стала пиком карьеры. Не придумав для жанра «рогаликов» ничего принципиально нового, авторы смогли удивить и зацепить качеством исполнения, а также любопытным вплетением протагониста в неизбитую историю древнегреческих мифов, которую не найдешь ни в одной книжке. 

Не претендуя на какой-либо инновационный геймплей или уникальность, Hades умудрилась пленить игроков симбиозом затягивающего геймплея, фантастического визуала и интересной истории, в которой первый побег из Тартара — лишь пролог к богатейшей истории. Купите Hades — не пожалеете, как и те геймеры, которые сменили гнев на милость, а бойкот на сотни часов, проведенных в царстве Аида.

За что можно ругать Hades? Только за то, что рано или поздно она заканчивается. И нет, для меня это не титры после десятой победы над Аидом, а настоящий эпилог, прокачка всех артефактов, налаживание связей со всеми богами и победа в дружеском соревновании по самому быстрому прохождению. Я приблизился к 80 часам, и мне еще есть чем заняться в игре. Но от мысли, что когда-нибудь активности закончатся, мне становится очень грустно.

Hades — это восторг и моя личная «игра года». Но главное — это проект, который показывает, что разработчики не должны стесняться раннего доступа и общения с игроками. Supergiant Games выпустила игру в Epic Games Store, который геймеры тогда ненавидели всей душой. Бесплатные раздачи, новости о марже для разработчиков, эксклюзивы — где-то в этом Аду был маленький райский уголок в виде доступной в раннем доступе игре про настоящий Ад — Hades. Геймеры общались с авторами в Discord и на форумах, подсказывая, как сделать проект интереснее. Через год Hades вышла в Steam и снова была интересна лишь настоящим фанатам рогаликов и творчества студии. Версия 1.0 увидела свет в сентябре 2020-го. Я пишу эти строки 28 декабря, когда максимальный онлайн Hades за 24 часа составил почти 30 тысяч игроков только в Steam. СМИ один за одним называют рогалик игрой года в своих подборках. И это при конкурентах в виде The Last of Us Part 2Ghost of TsushimaFinal Fantasy 7 Remake и даже Marvel’s Spider-Man: Miles Morales.

Невозможно ругать игру, в которой Ад выглядит как самое приятное место на свете. Где можно помочь кому-то найти любовь, влюбиться самому, задуматься над вечной проблемой отцов и детей и, конечно, провести много часов в безудержном экшене, разбивая врагов копьем, щитом и мечом. Hades — уникальная игра, которую могут не любить лишь вредные студийные боссы, которые думают, что лучше знают, что нужно геймерам и что без кранчей нельзя сделать шедевр. 


Задорный мем «Когда выйдет Half-Life 3» в последние 10 лет перерос в болезненный и острый вопрос. Фанаты было уже потеряли надежду, поверив, что Valve будет расслабляться на горе денег от Steam, Dota 2 и CS:GO до конца дней. Но не тут-то было: компания внезапно выпустила новую часть «халфы». Valve долго экспериментировала и думала, чем можно удивить пресыщенного современного геймера, как это сделали первые две части культовой серии. И это в итоге у нее удалось по всем фронтам: владельцы VR-шлемов удивились, что Half-Life снова рвет танцпол, а остальные 98% познавали прелести небывалого прежде взаимодействия с окружением на YouTube. Но как бы то ни было — такого сюрприза от Valve точно никто не ожидал.

Знаете, что можно сказать о Half-Life: Alyx так, чтобы вам все сразу стало понятно? Оба человека, которые взялись высказываться об этой игре в рамках этого материала, на самом деле в нее не играли. Потому что не играл вообще никто из нашей редакции, а сказать что-то смогли только эти люди. Просто превосходное описание всей щепетильности ситуации: игра настолько нишевая и труднодоступная, что подходящих для нее устройств не нашлось даже у профильной прессы. У нас есть PSVR, но покупать еще один шлем для одной конкретной игры мы не сочли целесообразным.

Однако лично я на Valve за такой маневр не обижаюсь. Все ждут Half-Life 3, но далеко не все геймеры понимают, чего они действительно ждут. Первые две части в свое время были первопроходцами, а потому и запомнились на десятки лет. Считаете, что Valve стоило сделать очередной коридорный шутанчик, которые у опытных геймеров уже давно вызывают зевоту? Мне не кажется, что это решение было бы правильным. А вот Half-Life: Alyx смогла произвести фурор, достойный первых частей франшизы. Наверняка вы точно так же, как и я, смотрели многочисленные гифки и видео, показывающие невероятные возможности игры по взаимодействию с окружением. И удивлялись им даже без VR-шлема.

Есть правда одна вещь, с которой мириться не получается. Худшее, что могла сделать Valve с фанатами — отменить концовку второго эпизода. Кажется, Half-Life 3 будет не той игрой, которую мы ждем уже без малого пятнадцать лет. Если она, конечно, когда-нибудь выйдет. Гарантий ведь по-прежнему нет.

Из всех игровых событий в уходящем году релиз Half-Life: Alyx является лучшей иллюстрацией максимы «Бойтесь своих желаний». Поклонники флагманской франшизы от Valve годами ждали сиквела, а в итоге большинству их них пришлось довольствоваться чужими прохождениями на YouTube и Twitch. Суровая статистика говорит о том, что из всех пользователей Steam в новую часть Half-Life лично cмогли погрузиться не более полутора процентов.

Прекрасно осознавая, что VR-сегмент по-прежнему недостаточно развит, чтобы быть доступным широкой аудитории, Valve все равно сделала на него ставку. Это действительно смелое решение из числа тех, что гонят индустрию вперед. В этом свете значимость релиза Alyx можно будет оценить лишь со временем. Но фанатам Half-Life, лишенным возможности поиграть в первую за почти 13 лет новую часть любимой франшизы, от этого уж точно не станет легче. Намек на возможное продолжение в финале сюжетной кампании Alyx и вовсе выглядит издевательством. Даже сотрудники Valve не верят, что в обозримом будущем им позволят сделать еще одну Half-Life не для VR.

Разработка Valve — серьезное достижение для игр в виртуальной реальности, но и этого недостаточно для того, чтобы уходящий год в этой области можно было назвать прорывным. Alyx вышла в самом начале года, а какие действительно крутые релизы для VR-устройств мы увидели с тех пор? EA вот в этом месяце выпустила Medal of Honor: Above and Beyond, так она уже тонет в отрицательных отзывах. По словам любителей Microsoft Flight Simulator, VR-режим в одном из главных хитов года работает чудовищно даже на самом топовом железе. А стоимость нормальных VR-устройств по прежнему сопоставима с ценами на современные консоли. Словом, день, когда виртуальная реальность станет доступным развлечением для игроков и надежным инструментом в руках разработчиков, все еще где-то за горизонтом. До тех пор простым смертным остается лишь отдаться любимому занятию фанатов Half-Life. Ждать.


Официально студия Remedy в этом еще не призналась, но де-факто вторая часть Alan Wake уже анонсирована. В последнем дополнении для Control Джесси Фэйден освободила писателя из его десятилетнего плена, а чуть позже Сэм Лэйк похвастался готовым сценарием для новой игры. «Это не озеро, а целый океан», — сообщил нам в 2010 году писатель Алан, закончив свое повествование мощнейшим клифф-хэнгером. И таким образом скукожил всю игру до размеров скромного тизера для грядущих событий. Да, это случилось. Вскоре мы наконец-то узнаем, кто такой этот ваш океан.

Первая Alan Wake на самом деле опередила свое время. Это была одна из первых современных трехмерных игр, для авторов которой форма оказалась важнее содержания. Remedy сделала огромную ставку на художественное оформление, стилистику проекта, и теперь вот мы вспоминаем эту игру как культовое произведение. Хотя на самом деле за ним скрывается 10 часов очень примитивного и однообразного геймплея, в которые завернута интригующая история-трейлер. Какая разница? Тут важно не что, а как!

После выхода Alan Wake студия Remedy подрастеряла свой былой статус. Во времена триумфа Max Payne всем казалось, что это будущие колоссы индустрии, хотя по факту они оказались нишевой студией, выпускающей необычные авторские игры. Лично мне кажется, что сейчас — самое лучшее время для выхода Alan Wake 2. После провальной Quantum Break финны немного отряхнулись и стали на ноги, выпустив неплохой артхаусный шутер Control, но самое главное — по пути Remedy обзавелась мощнейшим нарративным инструментом собственного изобретения, который отточила на этих двух играх. 

Система с названием Northlight способна генерировать визуальные эффекты методом наложения плоской анимации на конечный рендер под меняющимися углами — выглядит это очень впечатляюще, да еще и не очень требовательно к железу. Кроме Remedy таким образом с визуалом не работает никто — это уникальная фишка, которая и нужна была сиквелу Alan Wake. Нет никаких сомнений в том, что мы получим очень стильную игру с крутейшим художественным почерком. В написательском таланте Сэма Лэйка, кажется, никто и не сомневался вообще.

Сэм Лэйк по праву считается одним из самых талантливых и неординарных сценаристов в игровой индустрии. И Alan Wake — прекрасное тому подтверждение. В лучших традициях Кинга сюжет развивался максимально неторопливо, периодически сбивая игрока с толку и уводя в сторону от той тропинки, что вела к раскрытию правды. Но есть проблема — в ситуации, когда сценаристы кормят тебя с чайной ложки примерно раз в полчаса, внимание поневоле концентрируется на игровом процессе, который был из вон рук плохим. Часами бегать взад-вперед по однообразным локациям, убивая столь же однообразных врагов по схеме «подсвечиваем фонариком, затем пускаем пулю в лоб» — не круто для высокобюджетного блокбастера.

К сожалению, Remedy не смогла вынести правильный урок из всего этого, поэтому геймплей, пусть и куда более качественный, по-прежнему уступал нарративу и в Quantum Break. Ну а Control, по моему нескромному мнению, и вовсе запорола обе составляющие. Поэтому перспективы получить под видом Alan Wake 2 шедевр, способный показать кузькину мать прочим разработчикам, кажутся мне минимальными. И если Лейку еще можно сделать скидку под предлогом «один раз обжегся, с кем не бывает», то вера в геймдизайнеров Remedy лично для меня утрачена навсегда. Впрочем, студия всегда располагала преданной фан-базой — даже бесстыжий филлер, вышедший под видом кроссовера с Control, не шибко сократил ее ряды. Так что хороший доход от продаж гипотетического сиквела гарантированно обеспечит достойную прибыль вне зависимости от качества игры.

С другой стороны, уже который год подряд не покидает досадное ощущение того, что Лэйк как творец давным давно перерос своих коллег и зря протирает штаны в стенах Remedy. Уверен, окажись столь ценный сотрудник в рядах Naughty Dog, и портфолио студии пополнилось бы рядом хитов уровня Uncharted. Но, как говорится, воз и ныне там. И это очень обидно, потому индустрия по-прежнему испытывает недостаток в сильных с сюжетной точки зрения играх. И, конечно же, творениям Лэйка нужен геймплей абсолютного уровня.

Больше чем полпути уже позади. На очереди осталось два материала: невероятные успехи и крепкие середнячки. Следите за обновлениями!
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
30 декабря 2020 19:04
Alan Wake 2 если выйдет - круто.
Ответить
3 января 2021 03:46
Че все на этот Hades дрочат усиленно?
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения