Часто в тексте, предметом рассмотрения которого становится бета-версия какой-либо игры, автор оставляет ремарку о том, что игра еще далека от завершения, а потому «выносить окончательный приговор» пока еще рановато. Далее следует стандартная фраза о том, что если команда разработчиков будет усердно и самоотверженно корпеть над своим детищем, то из гадкого утенка рано или поздно получится-таки прекрасный лебедь. Первоначально что-то подобное о многопользовательском «сталкерозаменителе» Survarium собирался написать и ваш покорный слуга, но после нескольких дней мучительных раздумий решение было изменено, поэтому окончательный и бесповоротный приговор будет вынесен в конце этой статьи. А пока рассказ о том, как гадкий утенок от студии Vostok Games выглядит на текущий момент.
Напомним, что костяк коллектива Vostok Games был составлен из осиротевших сотрудников студии GSC Game World, ответственной за создание культовой в наших краях игры S.T.A.L.K.E.R., и скоропостижно скончавшейся в конце 2011 года, когда работа над S.T.A.L.K.E.R. 2 уже во всю кипела. Посему, начиная создание Survarium, команда разработчиков всячески подчеркивала факт «духовного наследования сталкеровских заветов». Дескать, и трудятся над игрой те же люди, и атмосфера у нее по-сталкеровски густая, и вообще, множество наработок из скоропостижно скончавшейся S.T.A.L.K.E.R. 2 перешли в новый проект. Общественность, услышав все это, одобрительно заулюлюкала и захлопала в ладоши, предвкушая возвращение кумира под другим названием, да с долгожданным мультиплеером.
Это было в начале 2012 года, а 30 июня года текущего стартовало ОБТ версии игры, на создание которой, как отмечают сами разработчики, было затрачено более двух лет. Наработали товарищи, как оказывается, не то чтобы очень много: все, что на текущий момент присутствует в Survarium можно описать буквально в паре абзацев.
Сразу после запуска игры нашему взгляду предстает люмпенизированного вида мужичонка в отвратительно смоделированном свитерке и с татуировкой на шее. Это единственный протагонист Survarium; ни выбрать ни изменить внешность своего персонажа пока возможности нет, поэтому бои на первых уровнях напоминают сражения бомжей-клонов. Позже, когда игроки обвешивают своего персонажа шмотками (набор которых, кстати, тоже довольно ограничен), ситуация несколько выправляется, но дефицит контента ощущается на любом этапе освоения бета-версии.
Сразу после старта нам предлагают примкнуть к одной из двух группировок (еще две становятся доступными позже), выполняя задания которой можно получить доступ к новому снаряжению.
Задания эти крайне примитивны: настрелять столько-то врагов, показать такую-то точность ведения огня и т.д. Кроме того, никто не запрещает, открыв все предметы одной фракции, переметнуться к другой репутация у «Черного рынка» никоим образом не зависит от ваших отношений с «Бродягами». Единственное ограничение состоит в том, что одновременно вы должны сотрудничать с кем-то одним.
В Survarium пока представлен один PvP-режим (с набором из 6 карт), в котором необходимо таскать ящики с радиодеталями, случайно разбросанные по уровню, попутно отстреливая соперников. Единственное условие победы у вашей команды к концу пятнадцатиминутного матча этих самых ящиков должно быть больше, чем у противников. Вот, пожалуй, и все. Ах да: есть на каждом уровне игры еще и аномалии с артефактами, но ничего примечательного из себя этот аспект не представляет: аномалии в меру опасны, артефакты немного полезны, а поиск вторых на территории первых отрывает вас от первоочередной игровой задачи.
Выше описано все, что в игре есть, а теперь перейдем к тому, чего в ней нет. Кроме вполне понятного для ОБТ отсутствия оптимизации, игрового баланса, разнообразия и прочих «неважных» вещей, Survarium не может похвастать и сколько-либо внятной атмосферой.
На официальном сайте, конечно, можно прочитать, что произошла глобальная экологическая катастрофа, а мутировавшая флора и фауна перерабатывают токсичные отходы в аномалии и артефакты, попутно изничтожая остатки человечества. Но вот в самой игре это никак не проявляется: растительность на локациях мирная и даже какая-то пожухлая (а под ее натиском, напомним, стонут последние люди), живности нет совсем и даже аномалии особо не докучают, изредка попыхивая ядовитыми газами при приближении игрока. Все, что происходит во время сражений, напоминает скорее разборки сборщиков металлолома в заброшенной промзоне, чем нелегкую борьбу за выживание в условиях постапокалипсиса.
Не видно в Survarium и чего-то такого, что выделяло бы игру на фоне других F2P-шутеров, представленный PvP-режим абсолютно стандартен, разве что безнадежно сыр, «Аномальные штормы», своеобразный аналог «Выбросов» из «Сталкера», никто еще вживую не видел, а «Режим свободной игры», сиречь кооператив, в лучшем случае появится под новый год. Получается, что в ближайшие месяцы игроки могут рассчитывать разве что на новые карты, шмотки и пушки, чего для поддержания интереса к игре явно недостаточно.
Особых графических красот в в Survarium вы тоже не найдете: локации симпатично смотрятся издалека (и то, как правило, благодаря живописно раскуроченному памятнику или антенне), но вблизи ощущается явное отсутствие проработки, нечеткие текстуры и модели всего, чего только можно, страдающие от дефицита полигонов. Плюс к этому в игре наличествует анимация на уровне CS 1.6 и абсолютная дубовость окружения: даже стекло из окна выбить не получится.
Прибавьте ко всему вышесказанному все «прелести» бета-теста: уже упомянутые выше отсутствие баланса (курмультук, шмаляющий дробью, на дальних дистанциях чуть ли не эффективней винтовки), острейший дефицит контента (6 карт, четыре набора шмоток и десяток пукалок), ворох технических проблем и уже успевших появиться «читеров». После всего этого вывод о том, стоит ли Survarium вашего внимания, будет очевиден.
Vostok Games, выпустив проект в широкий доступ в таком непотребном состоянии, совершила очень серьезную ошибку. Даже если когда-нибудь качество Survarium и поднимется выше планки фанатской модификации, то множество игроков, попробовавших сие творение на бета-тесте, создадут игре крайне отрицательный имидж. И сделают это абсолютно заслуженно.
Так вот, окончательный приговор таков: Survarium — крайне недоработанная, сырая, а главное, безыдейная игра, паразитирующая на популярности славянского апокалипсиса. Когда-нибудь ее, возможно, и доведут до приемлемого состояния, но сейчас Survarium абсолютно не заслуживает вашего внимания и времени.