Первую часть материала можно прочесть здесь.
Ещё когда мы лепили куличики в песочнице и делали из пластилина что-то лишь издали напоминающее животных, мы полюбили истории. Рассказы будоражили воображение, уносили вихрем в далёкие и волшебные страны. С возрастом легенды теряли власть над нами: мы уже не так самозабвенно верили них. В нас просыпался, потягиваясь и протирая глаза, внутренний скептик. Он заставлял посмотреть на мифы с новой, реалистичной стороны. Этим — в отношении игроков с физическими дефектами — мы займёмся сегодня.
Зачем инвалидам особое отношение?
Первое заблуждение заключается в том, что якобы все геймеры как геймеры, и лишь инвалиды требуют относиться к себе по-особенному. В этом случае сайт gameaccessibilityguidelines.com отмечает, что не существует усреднённого сферического пользователя в вакууме.
Во-первых, мы отличаемся моделью потребления: кто-то любит покупки в магазинах, кто-то — не вылезает из удобного кресла, затариваясь на распродажах в Steam. Одни играют в наушниках, другим этот процесс немыслим без дорогой аудиосистемы. Есть люди, которые жаждут активного применения новёхонького 4К экрана, но существуют и те, что довольствуются HD-телевизором. Разработчики и издатели учитывают все эти потребности и подстраивают свой продукт под них. Да в той же Xbox 360 была возможность включить инверсию стика! Хотя эту фичу необходимой для толп потребителей не назовёшь.
Во-вторых, все мы отличаемся умением играть. Одни плохо целятся (для них существует опция автонаведения), другие не могут быстро принимать решения. Наконец, есть люди, которые ориентируются в виртуальном пространстве не лучше слепого котёнка. Всё это также принимают во внимание разработчики, создавая разные функции, режимы и уровни сложности.
В-третьих, ограничения, которые накладывает на нас здоровье — обыденное дело. Кто-то не переносит лактозу, но не лишать же себя потребления молока и сыра? Для этого есть курсы лечения или специальные сорта, наподобие чеддера или пармезана: они не превращают желудок в бурлящий вулкан. Точно такая же история с глухими, подслеповатыми и людьми с проблемами моторики рук. Они хотят жить полноценной виртуальной жизнью. Задача производителей — сделать жизнь таких пользователей легче.
Следует понимать, что инвалиды выделяются из геймерского сообщества не сильнее других меньшинств. Хотя и называть их меньшинствами можно лишь условно.
Инвалидов мало — зачем париться?
Отношение к инвалидам как к крайне малой группе существует из-за того, что мы стараемся не замечать их. Это, должно быть, наследие советских времён, когда считалось, что инвалидам незачем жить полноценной жизнью. Их, наоборот, старались изолировать от общества.
Но гораздо сложнее не обращать внимания не людей с физиологическими дефектами, ознакомившись с официальной государственной статистикой. Согласно ней, около тринадцати процентов населения РФ — люди с ограниченными физическими возможностями. Таким образом, есть свыше десяти миллионов людей второй и третьей группы инвалидности только в России. Если хотя бы треть от их общего числа увлекается видеоиграми, это уже значительная аудитория для разработчиков. Особенно, если мы говорим о небольших инди-студиях: у них каждый пользователь на счету. Тем более, из интервью с Робертом Кингетом, экспертом по игровой доступности, мы узнали, что инди-разработчики оптимизируют игры под людей с физическими дефектами охотнее и чаще крупных студий.
«Им не нужны длительные уговоры, чтобы заметить толпу желающих прямо под своим носом», — утверждает Роберт.
Конечно, нет единого вида инвалидности. Даже одна разновидность заболевания может иметь разные формы. Данная деталь усложняет разработку, но это не повод не делать ничего для такой толпы потенциальных покупателей. Если инди-студии уделяют этому вопросу внимание, почему не могут крупные разработчики? С их-то сотнями сотрудников и миллионными бюджетами это решаемый вопрос. Особенно, если затраты окупятся звонкой монетой в виде пиара. Ради него, например, Konami подарила фанату сериала Metal Gear Solid протез, разрисованный в стиле руки Снейка. Или та же Disney выпустила серию детских тематических протезов — по «Железному человеку» и «Храброму Сердцу».
Инвалиды — это те, что на костылях?
Думается, мысль о разнородности инвалидов не нова. Хотя при упоминании людей с физическими ограничениями, большинство из нас всё равно представляет себе абсолютно несамостоятельных людей. Так зачем им игры, если они не могут позаботиться о себе?
В этом плане можно ориентироваться на Россию как страну с большим и разнообразным населением. Здесь инвалидов второй (6250 тысяч) и третьей (4601 тысяч) групп суммарно чуть ли не в десять раз больше болеющих первой группы. Только последние — абсолютно несамостоятельны. Из этого следует, что значительная часть инвалидов, хотя бы с небольшим вмешательством, может позаботиться о себе. И тем более разберутся, с какой стороны джойстик держать.
Однако есть и формы инвалидности, совсем не заметные со стороны. Например, очень распространённая среди взрослых людей цветовая слепота. Не путайте с дальтонизмом: в данном случае человек не видит красный, синий или зелёный цвет. Окрасы, составленные из них, такие люди тоже не воспринимают. Как пишет сайт colourblindawareness.org:
«От цветовой слепоты страдает где-то 8% мужчин и 0,5% женщин. В общем, высока вероятность, что в вашей учебной группе или доме по соседству найдутся такие люди».
Цветовая слепота не усложняет жизнь, как неподвижные руки-ноги, но не делает игры легче. Вспомните, какая палитра в играх самая распространённая? Правильно: красный, синий и зелёный соответственно обозначают врагов, магию и полоску жизни. Если человек не различает один из этих цветов — у него серьёзные проблемы.
Примером служит игра Bioshock 2, а точнее, её мини-игра по взлому. В ней требовалось вовремя зажать клавишу, когда стрелка достигает зелёное поле. Если промахнуться и попасть по красному отделению, то взлом будет провален, а персонажа (даром, что не игрока) окатит электрическим разрядом. Для многих игроков с цветовой слепотой это сильно испортило игру. Чёрт побери, да это всё равно, что складывать кубик Рубика будучи дальтоником. Сколько ни крути, не долби ненавистный куб, яснее от этого не станет. Скандал с мини-игрой довольно быстро вспыхнул и набрал множество публикаций и комментариев в сети.
Разве могут играть инвалиды первой группы?
Однако мы не можем отрицать большую численность инвалидов, совсем не способных самостоятельно заниматься привычными для нас вещами. Много говорить или даже часто вставать для них тяжело. Естественно с таким недугом практически невозможно найти себе заработка. Или можно?
В этом вопросе нам откроет глаза Владимир Красун из Нововолынска, Украины. Владимир имеет первую группу инвалидности (ДЦП), но его заболевание никак не ограничивает его перемещение в онлайне.
«Я стараюсь выбирать такие игры, чтобы в них можно было что-то заработать, — сообщает Владимир в интервью GameGuru. — Сейчас играю в стратегию "Голден Таун", потому что там можно выводить биткоины».
Казалось бы, сиди в игре денно и нощно да зарабатывай себе звонкую монету? Не совсем:
«Можно сидеть, задротить сутками, а затем профукать свой аккаунт, если администрация увидит, что ты занимаешься перепродажей ресурсов за реальные деньги, — отмечает Владимир. — В итоге это не стоит выделки».
Однако спрос на «интернет-наёмников» есть: Владимир рассказал, что один сайт набирает пятьдесят тысяч людей с каждой страны. Зарегистрированные пользователи нужны, скорее всего, для создания выгодной картины для рекламодателей.
«Хотя, может, они просто набирают базу спамеров», — примечает Владимир.
Конечно, многие пользователи поведут носом, услышав о такой деятельности. Но, господа, давайте копнём глубже: люди с инвалидностью тоже нуждаются в заработке, деятельности. Их физические ограничения (сложность в ходьбе, вялая моторика рук) не позволяют им устроиться на типичные работы. А деньги на лекарства и лечение нужны.
Что же, есть спрос, будет и предложение: на помощь приходит «теневой Интернет». То, что люди с инвалидностью там зарабатывают — это недоработка наших государств, благотворительных организаций. Именно они не смогли найти практическое применение навыкам столь обширной группы людей. Но это и заслуга таких людей, как Владимир, которые в своём сложном положении не отчаиваются, а находят заработок. Из беседы с Владимиром становится ясно, что он относится к играм с теплотой. Например, со значительной ноткой радости рассказывает о своих знакомствах, клановых активностях в MMO-играх.
Хотя сумрачный Интернет не единственный способ для физически ограниченных людей монетизировать вложенные в виртуальные миры силы и время.
Инвалиды-киберспортсмены?
В 2014-ом году портал Спутник опубликовал одновременно душещипательный и воодушевляющий материал про Алексея Бобок. Этот юноша из Молдавии одержал победу в крупном чемпионате по Warthunder, несмотря на тяжёлый недуг. Алексей болен мышечной дистрофией — это когда сначала немеют руки и ноги, а впоследствии, возможно, и сердце. В тогдашнем сюжете мать Алексея утверждала, что совместными усилиями семья остановила болезнь.
В то же время это не означает полного выздоровления.
«К сожалению, болезнь влияет на мою игру, я очень быстро начинаю уставать, — сообщает Алексей нашему сайту. — Гораздо быстрее, чем здоровый человек». Также Алексей пожаловался на порой заторможенную реакцию в игре.
«В нашей игре есть много моментов, — продолжает Алексей, — где надо оперативно действовать. Ведь в воздухе самолёты летят быстро, не всегда успеваешь брать нужное упреждение».
Юный виртуальный пилот поведал две конкретные игровые ситуации, где ему мешает недуг.
«Летит кто-то, бывало, мне в лоб, — объясняет Алексей, — я только зажимаю гашетку, а снаряды врага уже летят в меня». Также юноша испытывает проблемы с сообщением важной информации во время матча.
«От этого зависит успех, — поясняет Алексей. — Важно предупредить товарища что у него на хвосте висит соперник, или успеть известить танкистов, что к ним летит бомбардировщик».
Тем не менее Алексей играет в сборной команды Arcade по Warthunder.
«Начиналось всё в столь далеком для меня 2014 году», — иронизирует Алексей. Тогда он одержал первую победу в чемпионате. Дальше — больше:
«В 2015 году я стал трехкратным чемпионом авиационного турнира «Gladiators 4x4». Успех сопутствовал нам и дальше: мы получили третье место на Лиге Грома в формате 7х7, где были танки и самолёты».
В данном случае важно, что киберспорт, может, и не занятие на всю жизнь — даже вполне вероятно, что он не обеспечит безбедную старость. Но для инвалида это отличное подспорье для общения в команде, с поклонниками. Немаловажно и внимание тысяч зрителей, немыслимое в обычной жизни. Даже если это всё временно, воспоминания о ежедневных тренировках, командой дружбе и победах на чемпионатах будут греть сердце ещё долго.
Мои тезисы подтверждает Алексей:
«WarThunder помог мне найти новых друзей. Я получил доступ к миру, к общению на равных, которого в жизни часто не хватает. Занятие киберспортом помогло моему мозгу запоминать лучше информацию. А самое главное — игра помогает мне не сдаваться и достигать своей цели — выздоровления».
А что, если я расскажу не менее уникальную историю успеха человека, которого вело не глаза, но сердце?
Слепой киберспортсмен?!
Карлос Васкез стал неожиданно для себя знаменитыми кибератлетом. На первый взгляд, это не удивительно: юноша всегда был преданным поклонником Mortal Kombat. Однако в результате глаукомы он потерял зрение. Поначалу он отчаялся, что не сможет больше в полной мере наслаждаться играми.
Но не иначе как провидение заставило Карлоса попробовать MK9. К его удивлению, в игре было озвучено каждое движение, каждое действие. Продвинутый звуковой дизайн позволил Васкезу ориентироваться в игре, и даже одержать победы на EVO 2013. Причём, он не отдал ни единого раунда на файтинг-турнире по Mortal Kombat. Впоследствии Карлос, к сожалению, проиграл, но только фаворитам чемпионата. После поражения молодой человек произнёс трогательную речь:
«Меня не волнуют поражения (в том числе — сокрушительные). Но факт, что вы принимаете меня как серьёзного соперника — лучшее чувство на свете!».
Инвалиды проходят Dark Souls?
Однако преодоление сложностей и самого себя — стезя не только киберспортсменов. Взять хотя бы Бартека Харбата: его правая рука крайне неподвижна. Как он отмечает в материале собственного сайта, эта конечность у него развита на уровне трёхлетнего ребёнка. Это не мешает ему проходить Dark Souls. Плохая моторика правой руки и невозможность резво нажимать на правый триггер — не помеха в его странствиях. Более того, Бартек как инвалид развенчивает миф о несправедливой сложности игры From Software. «Тёмные души» лишь кажутся издевательством из-за ощущения близости победы при очередном фейле. По заверению пользователя, опыт в игре пересиливает всё. Бартек Харбат даже делает провокационное заявление: скилл в Dark Souls не так уж и важен. Ведь каждая смерть всегда сообщает, что ты делаешь неверно. Хотя автор отмечает, что игра требует больше ловкости, чем той, на которую способны большинство инвалидов.
Однако можно оппонировать Харбату: модифицированные контроллеры можно использовать и одной, здоровой, рукой. К тому же основную часть современных игр можно взять терпением. Проходишь проблемное место, пока либо всё не заучишь, либо пока тебе не соблаговолит удача. И это не говоря о настраиваемых уровнях сложности, внутриигровых предметах и способностях.
В этом воплощается главное и чуть ли не единственное распространённое упрощение игр для геймеров с физическими дефектами. Но, если инвалиду купленная игра всё ещё кажется несправедливо сложной, тот же Steam позволяет вернуть игру. Просто укажите в причинах её непомерную сложность.