Эта история начинается там же, где и все современные страсти — в Интернете. Неизвестный на форуме выразил скорбь и недовольство игрой Dead Space 2. «В этой игре нельзя управлять движениями персонажа при помощи мыши», — декламировал борец с системой. — «Меня просто выводят из себя компании-разработчики, которые не позволяют настраивать управление в своих играх так, как это удобно геймерам». Ему ответил Капитан Очевидность, заметив, что мышью неудобно ходить, и, вообще…фу, требовательным таким быть!
Догадливые читатели по заголовку поняли, в чём дело. Пользователь, что оставил жалобу, — англичанин Гарет Гаратт. Он болен церебральным параличом, из-за чего не может двигать руками и ногами. Это печальное обстоятельство вынудило его играть головой: верхней конечностью парень перемещает мышь. Тем же подбородком он отклоняет стик геймпада в раллийном симуляторе.
Чёрствые люди найдут забавной временами неумелую игру британца вкупе с его ужимками. Попробовали бы сами! Но форумчан так удивила история Гарета, будто они открыли для себя новый мир. Гаратт в считанные часы получил извинения от разработчиков игры с обещанием внести изменения с патчем, а также ворох вопросов от Интернет-сообщества. Собеседники поразились, когда попали за границу своего уютного мирка, где они — могучие геймеры — называют неумелых тиммейтов инвалидами. Что же, последние и правда интересуются играми. И те средства, на которые они идут, чтобы просто насладиться виртуальными произведениями, способны поразить. Это действительно альтернативная реальность — готовы её узреть?
Слеза ребёнка
Сейда из Британии всегда хотела играть на приставке. Особенно её привлёк платформер Disney Infinity. Что может быть круче для ребёнка, увлечённого фильмами Disney, чем поиграть за героев анимационных лент?
Другому чаду достаточно слезами, мольбами (угрозами?) выпросить у родственников приставку с игрой, но родителей Сейды, должно быть, останавливал факт, что их дочь будет несчастней с консолью, чем без неё. Что может быть хуже для ребёнка с сильным нарушением моторики рук, чем постоянное напоминание о недуге в виде геймпада?
На помощь пришли чудодеи из SpecialEffect. Это благотворительная организация из Оксфордшира, цель которой — дать возможность каждому инвалиду наслаждаться высокими технологиями. От средств общения до видеоигр — сотрудники делают доступнее любые устройства, украшающие жизнь. Здесь главная цель — способствовать реабилитации пациентов, их уверенности в своих силах. Немаловажно и включить клиента в те же социальные, культурные процессы, что и его сверстников.
Достаточно позвонить в головной офис SpecialEffect или отправить электронное письмо с рассказом о конкретном немощном игроке. Если последнему повезёт, к нему приедут инженеры организации. Те индивидуально оценивают каждый случай и находят путь к решению. Иногда нужно слегка модифицировать игровое устройство: переместить существующие кнопки, добавить новые. Порой приходится создать уникальное устройство для конкретного человека.
Для Сейды — девятилетней летней поклонницы Disney — умельцы SpecialEffect создали контроллер с нуля. Получилась довольно массивная штука, напоминающая уменьшенную панель управления самолётом. Для удобства девочки с ДЦП специалисты сделали систему из рычагов и кнопок, каждый размером крупную кошку. В совокупности весь массив с обилием проводов заменял привычный для нас геймпад.
Достоевский писал: «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка». Другое дело, если это слёзы счастья. Ни один из нас так не радовался компьютерной игре, как юная Сейда. «Я теперь геймер!», — восклицает она в конце ролика с ютуб-канала «Специального Эффекта».
Однако на этом индивидуальная работа организации не заканчивается. Со временем оборудование требует ремонта. Или здоровье пациента ухудшается, и он больше не может пользоваться устройством. Всё это учитывают профессионалы из Оксфордшира: они возвращаются к предыдущим клиентам, чтобы вновь принести тем радость.
Diablo спас меня!
Как вы понимаете, такие организации — большая редкость за пределами Великобритании. Да и существовали подобные благотворительные фонды не всегда. Особенно в 1994-м году, когда канадец Кен Уоррел получил серьёзнейшую травму позвоночника.
Все мы знаем, что стройка — опасное место, но только такие люди, как Кен, знают это по-настоящему. Иногда достаточно одного удара по затылку пролетевшей пять этажей трубой, чтобы искалечить человеку жизнь. Это и произошло с Уоррелом. Самое страшное его ждало в больнице: врачи поставили диагноз — квадриплегия. Нечитаемое, пугающее слово имеет не менее жуткое значение: утрата подвижности всем телом, кроме головы.
Будучи активным мужчиной, Кен не мог себе представить жизни паралитиком. Он даже всерьёз рассматривал эвтаназию как решение своих проблем. От этого варианта мужчина впоследствии отказался — слишком сильно было желание увидеть, как растут дети и внуки. Но смерть, а точнее, повелитель всех мёртвых, не оставил Кена. Диабло протянул калеке свою демоническую руку.
Нет, я не преувеличиваю (разве что слегка): в 1996-м году сотрудница реабилитационного центра предложила Кену сыграть в Diablo. Уоррел до этого вообще не был знаком с компьютерными играми, но идея раскидывать нежить огнём и мечом понравилась канадцу. Тем более, при желании игра управляется одной мышью. Но как ею управлять, будучи обездвиженным?
Отсутствие рук компенсировал революционный на тот момент контроллер Jouse. Название — производное от Jaw (челюсть) и Joystick (объяснять не надо). Устройство закреплялось во рту: языком и зубами Кен управлял мундштуком, задавая движение курсора. Клики по правой или левой кнопкам мыши заменяли вдох и выдох.
Чудеса науки
Jouse не единственный в своём роде девайс. Умнейшие люди из университетов по всему миру ищут золотую середину. Остроумная простота строения и пользования — на одной чаше весов, и максимальная функциональность — с другой.
Конечно, не обязательно создавать мудрёную технологию с нуля. Многие геймеры-паралитики способны двигать хотя бы одной рукой — под эту конечность и переделывается обычный геймпад. Есть множество Интернет-магазинов, предлагающих тот же контроллер Xbox One с перенесённым вторым триггером и крестовиной для левшей и правшей.
Людям в таком положении, как у Кена, этого будет недостаточно. Им нужен полностью свободный от рук манипулятор. Для этого существуют сразу два устройства орального пользования — продолжатели идей Jouse. Первое имеет с виду мудрёное название: ACCS (Alternative Computer Control System). Зато в переводе звучит всё прозаично: «Альтернативная Система Контроля Компьютера». Состоит чудо техники из наушника на одном конце и датчика для языка на другом — управление курсором будет напоминать процесс поедания леденца. Главное, не перепутать ACCS с конфетой: проглотите триста пятьдесят долларов — именно столько стоит этот механизм.
Но ещё более интересный вариант предлагают умники из университета Атланты. The Tongue Drive System или «Языковая Система Манипуляции» состоит из датчиков. Часть крепится на боковые зубы сверху и снизу, а основную роль исполняет приклеенный к нёбу сенсор. Это устройство в теории позволит эмулировать не только курсор, но и геймпад, в отличие от ACCS.
И по сей день технари задумываются, чем ещё могут более-менее свободно манипулировать игроки с параличом. И, знаете, на этот раз — сила в ногах (хотя и правды в них нет до сих пор). За пафосным названием Gear, вызывающим ассоциации с южнокорейским производителем, стоят обычные педали. Несмотря на тривиальность идеи, «Шестерёнка» поддерживает до восьми различных команд. Последние получаются движением и тряской ступней. Двигал созданием девайса не столько научный, сколько практический интерес. Сотрудники старались ради своего научного руководителя, который в аварии утратил подвижность рук.
Новинка настолько хороша в играх, что геймплей с её использованием подопытные напутали с обычным игровым процессом. Да, большинство зрителей не отличили игрока с Gear от пользователя геймпада.
И множество других таких девайсов для паралитиков находятся в разработке. Правда, с этим связаны затруднительные моменты. Во-первых, над устройствами работают если не энтузиасты, то сотрудники университетов с небольшим финансированием. Без значительных денежных влияний не только о массовом производстве, но даже об окончании разработки можно забыть. Во-вторых, цена готового девайса, как правило, кусается. Если обычному человеку будет достаточно дешёвенького геймпада, то паралитику за тот же Jouse придётся отвалить больше одной тысячи долларов. Сумма неподъёмная для людей с таким недугом: ведь они, как правило, на содержании у родственников. И не стоит забывать о тратах на медицинское обслуживание и недешёвые препараты.
Когда Интернет помогает
К счастью, парализованный Кен Уоррел получил дорогостоящий контроллер. Это, без преувеличения, спасло Кену жизнь. «Эта игра вселила в меня уверенность и придала силы, необходимые для борьбы с недугом», — отмечает канадец в одном из интервью.
Вообще, не только Diablo, но и вся продукция Blizzard окутала жизнь Кена Уоррела. Он гонял орков по просторам Азерота в Warcraft, стоил пилоны в Starcraft, но пиком геймерской карьеры стала всем известная сетевая ролевая игра. MMORPG помогают не только военкоматам в пополнении призывниками, но и в социализации людей. Особенно, если последние не могут свободно передвигаться по улице или ходить на работу. Кен, как и тысячи ему подобных, знакомились с единомышленниками именно на просторах WoW.
Дальше — больше: сетевой Warcraft наравне с Diablo 3 и Path of Exile положили фундамент стримерской карьеры Кена. Теперь он не играет в одиночку: за ним наблюдают более полумиллиона зрителей. Канадец, будущее которого двадцать лет назад было более чем туманным, теперь демонстрирует силу духа зрителям по всему свету. И, главное, он — пример всем инвалидам. Один из зрителей-паралитиков вдохновился примером ведущего и тоже решил заказать себе Jouse. Они с Кеном дружат до сих пор.
Помимо Кена, на просторах сервиса можно встретить и других геймеров с физиологическими болячками. Это и DHHGamers — стример с нарушением слуха, девушка-эпилептик Mackenseize (транслирует Hearthstone), и даже эксперт по Street Fighter — Brolylegs с ампутированными руками. Twitch позволяет быть услышанными широчайшему кругу людей, что очень важно.
Как отмечает Марк Сэвил из SpecialEffect: «Взяв в руки геймпад, человек с физическими дефектами перестаёт чувствовать изоляцию. Слово "геймер" означает принадлежность к многомиллионному сообществу».