Четыре-пять лет назад претенциозная формулировка «тактический шутер в пустыне» сошла бы за дурную шутку, пущенную в обиход дизайнером на какой-нибудь светской выставке. Но сегодня, после знаменитого уровня Uncharted 3 и волшебных трейлеров арт-хаус высказывания Journey, когда красивым песком в играх никого уже не удивишь, в существование такого проекта верить можно. Spec Ops: The Line окончательно развеивает все сомнения.
Разумеется, никакой пустыни в чистом виде в The Line нет: в представлении разработчиков, бескрайние пески - это тысяча квадратных километров пересеченной местности с небоскребами, стеклянными шпилями, бликующими «Феррари» на каждом углу и прочей hi-tech романтикой, поделенной на классическое южное обаяние. Место действия - Дубай - главный арабский мегаполис, богатейший восточный город со времен Византийской империи. Даже странно, что по устройству и представлению новый Spec Ops - камерный шутер: есть где, мягко говоря, развернуться! Впрочем, укрыться от песчаной бури тут не проблема - главное успеть.
Авторы игры, Yager Development, воодушевленно рассказывают, какие из прочих тактических шутеров повлияли на The Line. Эпизоды с огневой импровизацией - точь-в-точь как в SWAT, гениальном вариативном шутере про спецназ от Кена Ливайна, но только в упрощенном виде (тактических команд предвидится мало и исключительно по делу: «сидеть и ждать», «стрелять», «бежать») и с песком в главной роли. Оккупировать фойе какого-нибудь роскошного отеля при помощи отряда подельников легко, но куда проще - лично засыпать всех врагов песком, пробив стеклянный купол-крышу. Другой показательный пример: операция в эпицентре песчаной бури. Вы можете наощупь проводить рекогносцировку местности, смахивая песчинки с ресниц, а можете залечь ничком где-нибудь в дюнах, предварительно вырубив фонарики у подопечного отряда. Мол, сами придут.
Главная гордость Yager - интеллект врагов, которому, кажется, уделяется ничуть не меньше внимания, чем в процессе создания какой-нибудь из частей Chessmaster. Умеют они примерно то же самое, что и вы, но с поправкой на превосходящие силы: часто зовут на помощь, отступают, перегруппируются, используют ужасно продвинутый арсенал, ловко меняя пушки на ходу.
Разработчики объясняют перфекционизм противников двумя вещами. Во-первых, Yager очень хотелось сделать так, что в The Line было интересно тратить свинец даже со стандартным набором оружия (на дворе ближайшее будущее). Во-вторых, по сюжету вражьи силы безоговорочно преданны мощной идеологии их лидера, полковника Конрада, который, осатанев в процессе одной из своих операций, создал свое микроскопическое государство где-то на задворках Дубая. Полковник, как и его идейный вдохновитель Курц из копполовского «Апоклипсиса сегодня», потихоньку сходит с ума и упивается властью: обличает регулярную армию в своих выступлениях, а недовольных вешает на фонарных столбах. Нам суждено его остановить, спасти узников и уберечь отряд.
Второй кинематографический пласт новой Spec Ops - жутко зрелищный военный триллер «Падение черного ястреба»: на прошедших выставках игра казалась такой же лихой, стильной и безостановочной. Движок Unreal Engine 3 используется Yager так, чтобы одновременно убить двух зайцев: показать нетипичную войну в божественных декорациях Дубая и удивить публику пресловутым песком, обработка которого обернулась для них крайне трудоемким процессом. Для этих целей камеру повесили за плечом главного героя: так не только богаче обзор (а в The Line небоскребы порой осыпаются в крошку, - есть на что смотреть), но и удобнее руководить подопечными, использовать укрытия, прятаться, бегать, да и вообще, жить в пустыне.
***
В действительности же, Spec Ops The Line с удивительной точностью отражает положение дел в жанре тактического шутера: мы давно уже не знаем, ждать ли новый Rainbow Six ради возможности испытать себя в роли полевого стратега и тактика, либо просто, чтобы разнести погромче какое-нибудь «лас-вегасское казино». Игра Yager Development делает смелую заявку на компромисс между зрелищностью и вдумчивостью. И хотя, судя по дебютному трейлеру, побеждает все-таки зрелищность, ждать игру необходимо как минимум по одной причине: таких величественных декораций, такой физики и такого песка нет пока вообще нигде.