Не секрет, что знаменитый японский дизайнер Синдзи Миками буквально повернут на всем, что вписывается в рамки определений «панк-рок», «рокеры» и «сцена». Подавляющее большинство придуманных Миками героев ведут себя словно накокаиненные звезды (Данте, например, безудержно кривляется и ерничает, а Сэм Гидеон из Vanquish скользит по полю боя на коленях и курит по нажатию отдельной кнопки геймпада), к тому же, постановка его игр идеально отражает суть любого рок-концерта: много шума и света, все эффектно и громко. Поэтому, как только Миками попросили прокомментировать Shadows of the Damned, в которой помимо прочих атрибутов рокерской тематики фигурирует жуткий мексиканец на сияющем байке и в кожаной куртке, он без промедления ответил, что это лучшая игра в его творческой жизни.
Так Shadows of the Damned осуществила мечту одного человека. Позже к партии довольных успешно присоединились Гоити Суда и Акира Ямаока. Первый увидел в игре возможность расписаться в своей безграничной любви к абсурду и грайндхаусу, а второй - написать блестящий саундтрек, лучший в карьере со времен «номерных» частей Silent Hill.
Я демона узнаю по походке
Главного героя, модно одетого парня на байке, зовут Гарсия Хотспур и он охотник на демонов. В начале игры его страшно разозлили тем, что утащили любимую подружку, поэтому, спустя считанные минуты, сердитый мексиканец отправляется в Ад, где собирается урегулировать примерно восемь тысяч демонов во главе с управляющим Флемингом - собственно, виновником похищения возлюбленной. Дальнейший сюжет событийного пересказа не требует: по примеру своего средневекового коллеги из Dante's Inferno Гарсия методично начинает одолевать ловушки-уровни, истреблять нечисть и страстно орать вслед любимой женщине.
Ад в игре несильно отличается от места действия последних серий Devil May Cry. Это подернутый дымкой мистический город с причудливой архитектурой, напоминающий местами замок «Фортуна», только помрачнее и подетальнее. Среди достопримечательностей здесь есть, например, целый стриптиз-район (не бар! и даже не улица!) и зловещее болото, но центральное место в структуре занимают жуткие, беспросветные и подозрительно тихие улицы.
«Беспросветные» улицы в случае с Shadows of the Damned не просто выразительный эпитет, а качественное состояние: поскольку перед нами Ад, то по умолчанию темно здесь везде, и, чтобы освещать себе путь, Гарсия вынужден все восемь часов геймплея таскаться с факелом. Это в мирном режиме, а если впереди враги - не обойтись без устойчивых источников света, вроде ламп, закрепленных прямиком на отрубленных (?) козьих головах, в которые надо попасть световым выстрелом. В противном случае одолеть противника становится ровно в два раза сложнее, поскольку тьма окутывает демонов в специальную теневую защиту. Свет, кстати, демоны хоть и не любят, но оберегают в бочках. Их, разумеется, полезно взрывать.
Стрелять два раза в одну цель для игрока в Shadow of the Damned - непозволительная роскошь, поскольку механику Синдзи Миками аккуратно скопировал из последних Resident Evil. К «походной» заплечной камере и топорной системе прицеливания тут, правда, прилагается святая возможность стрелять и двигаться одновременно, поэтому идейно система все-таки ближе к Alan Wake. То есть умеренно нервный шутер плюс небольшой тактический бонус. Уровни максимально тесные (сражение с одним из первых боссов, например, происходит в декорациях вашего районного базара, где главаря необходимо подлавливать на тех самых взрывающихся бочках), поэтому часто приходится буквально разрываться между здравым смыслом (мало патронов, трудно целиться) и желанием накосить побольше монстров. Помогает лишь то, что эстетика грайндхауса, изначально выбранная Миками, по умолчанию предполагает нечто скандальное и грубое.
Именно поэтому камера пафосно прослеживает траекторию лучших выстрелов, а сами монстры не стесняются лопаться, словно аморфные зомби из «Планеты страха».
Скорбь Сатаны
Правда, сделать китч и провокацию правомерными частями геймплея, да и вообще хотя бы немного привязать экранный абсурд к действиям самого игрока (как это было в No More Heroes, где мы трясли кокосы в мини-играх и сидели в сортире, чтобы сохранить прогресс), не слишком получилось по ряду понятных причин. Во-первых, львиная доля сил ушла на доведение игры до технического совершенства - под пристальным надзором Electronic Arts восточные дизайнеры, очевидно, не могли позволить себе уровень талантливой, но сырой игры, как в случае с той же No More Heroes. Во-вторых, тематически Shadow of The Damned все-таки ближе к сюрреализму и мистике, нежели к работам Тарантино и Родригеса, поэтому многое вложили в блестящий арт-дирекшн (чего только стоят открывающие титры с перечислением имен девелоперов). Да, несколько раз авторы действительно пинают тему схожести английских слов «костемет» и «стояк» (пушка героя действительно стреляет костями и действительно похожа на, гм, стояк) и дают насладиться дешевой романтикой утрированного боевика (для повышения здоровья Гарсия хлещет текилу и абсент), но в остальном заслуга игрыв декорациях и диалогах.
Внешний вид промежуточных боссов будто бы сошел со страниц иллюстрированных книжек невменяемых корейских писателей ужасов. Несколько раз мексиканец встречает на своем пути жуткий череп с циркулярными пилами вместо ушей, призрачного всадника на какающей лошади, своеобразную вариацию мифической птицы Грифона и, конечно, уморительного Факера - частично сгнившего психа со скудным словарным запасом. Пустоты между этими гениальными сценами засыпали колкими остротами попутчика - ручного демона Джонсона, плюс традиционными издевками в сторону стереотипов жанра современных экшенов. Так, в роли торговца тут выступает многорукое нечто с повадками слюнявой деревенщины, изрыгающее нужный товар в ответ на угощение вкусными кристаллами. А многочисленные пазлы, завязанные на контрасте света и тьмы, несмотря на причитания героя («ненавижу, #?*ть, пазлы!»), появляются с завидной регулярностью до самых финальных титров.
Не менее уморителен и образ самого Гарсии Хотспура: томный мачо, ежеминутно шипящий смачные испанские ругательства. В какой-то момент он нелепо семенит по тропинке, когда его преследует полуразложившаяся девушка Паула, - иначе никак, ведь зацелует до смерти! В школе таких охотников за демонами явно не учат: откручивать головы монстрам Гарсия умеет лучше всех, зато расклеенные по округе агитки и встречающиеся рукописи читает с видимым трудом. И хотя значительная часть атмосферы построена на обаянии могучего и недалекого мужчины, действительно цепляющих сцен тоже хватает. Во всяком случае, когда Гарсия, под отменный вокал Мэри Элизабет МакГлин, драматически мечется от избытка чувств, начинаешь чувствовать хоть что-то непохожее на приступы животного смеха.
Ради справедливости стоит признать, что объективно Shadows of the Damned не все восемь часов прохождения такая уж феерическая. Боссы постепенно начинают повторяться, шутки тоже, а механика приедается уже примерно на середине. Во многом потому, что оружия всего четыре вида, модернизируется оно неизобретательно, а интересных задач игра не ставит вовсе. Но на сегодняшний день это единственный в наших краях достойный эквивалент кино категории B и одна из немногих игр с неповторимым юмором Гоити Суды, в которую, благодаря участию перфекциониста Синдзи Миками, можно играть без всякого заметного раздражения.