Сегодня выходит The Elder Scrolls 5: Skyrim Anniversary Edition — вот уже третье улучшенное издание главной игры в карьере Тодда Говарда. И это после шуток Bethesda о Very Special Edition на E3 2018... На этот раз обновление будет платным даже для владельцев предыдущего переиздания — хотя, конечно, иначе зачем вообще его выпускать, если не для дешевого кэшгрэба? Даже сам факт платности обновления Bethesda раскрыла сильно после анонса, осознавая, что фанаты за такое ее не похвалят. Что ж, мы уже писали обзор ремастера TES 5: Skyrim пять лет назад, поэтому просто сделали его ремастер. Оказалось, текст идеально подходит для Anniversary Edition. Достаточно буквально изменить цифру во фразе «почти пять лет минуло с красивой даты релиза» и сделать пару иных уточнений по ходу текста.
Одиннадцать лет назад, нежданно и негаданно для фанатов, Bethesda анонсировала пятую часть серии The Elder Scrolls — и вот уже десять лет минуло с красивой даты релиза. 11.11.2011 — именно в этот день свет увидела самая известная часть знаменитой серии «Свитков» с заголовком Skyrim. Игра была и в самом деле удивительной: графические технологии в ней к моменту выхода устарели лет на пять, а геймплейный процесс моментами — и того больше, но даже при всех этих торчащих отовсюду костылях она умудрилась околдовать своими чарами миллионы пользователей и возвести в абсолют славу серии.
Наверное, успех The Elder Scrolls 5: Skyrim в конечном итоге можно списать на невероятную работу графических дизайнеров и просто безупречный саундтрек: стоило один раз увидеть ночное небо Скайрима под, скажем, Distant Horizons Джереми Соула — и в этой игре хотелось провести вечность.
Однако через сотню-другую часов, проведенных в ней, Skyrim утрачивала свою магию, обнажая примелькавшемуся взгляду пользователя очередного NPC, тыкающегося лицом в стену, или не давая пройти квест из-за заглючившего скрипта. Это я уже не говорю о тех бедолагах, которым довелось пройти местную гражданскую войну, — вот уж действительно люди повидали такого, чем не каждый ветеран Имперского Легиона похвастаться может.
Именно на эти оголенные нервы моих воспоминаний, связанных с пятой частью TES, я и обратил внимание первым делом после пары часов в Anniversary Edition. Skyrim изрядно похорошела в визуальном плане, но вот технологически — это все та же игра родом даже не из десятых, а из далеких нулевых годов с абсолютно теми же проблемами. Без неофициального фанатского патча, исправляющего значительную часть подобных недочетов, делать здесь по-прежнему нечего.
Для менее искушенных Довакинов Anniversary Edition станет отличным поводом вернуться в игру — или даже познакомиться с ней. В первую очередь я говорю, конечно же, о владельцах консолей: одна из причин популярности Skyrim — это широкие и простые инструменты для модостроителей, результаты трудов которых заставляли игру выглядеть просто потрясающе для владельцев богоизбранной платформы, в то время как на версию для PlayStation 4, даже улучшенную, нельзя было взглянуть без слез.
Что ж, распишитесь-получите: тут вам и текстуры высокого разрешения, и качественные динамические тени, и глубина резкости, и переработанная вода — со всем этим великолепием Skyrim выглядит на PS5 или Xbox Series X не хуже версии 2011 года для PC с установленной поверх первой волной графических модификаций.
Кстати, про модификации: консольные версии Anniversary Edition можно «прокачать» модами, одобренными самой Bethesda. Да что там греха таить: в принципе идея нового издания зиждется на добавлении в него самых популярных фанатских модификаций «из коробки». Потому что придумать иное достойное оправдание для еще одной попытки срубить денег с фанатов тяжеловато.
Трейлер The Elder Scrolls 5: Skyrim Anniversary Edition
Anniversary Edition — это во многом бизнес-проект. Если хотите, попытка Bethesda обратить внимание консольной аудитории на ее магазин Creation Club. Через него компания уже долгие годы пытается заработать на том, что фанаты делали бесплатно. Судя по всему, пользуется сервисом не так много людей, как хотелось бы самой Bethesda. Поэтому получается вот такая попытка приучить консольщиков к модам: дескать, самое популярное мы вам показали, а если хотите больше — пожалуйста, покупайте, там такого много. Несложная в реализации бизнес-схема, которая может при этом хорошо сработать.
И в этом нет ничего удивительного, ведь Тодд Говард начал придумывать свои применения фанатскому творчеству очень давно. По сути, аудитория сама показывает, чего она хочет — достаточно посмотреть, какие моды популярны, и сделать это самим. Например, строительство поселений появилось в Fallout 4 благодаря очень популярной модификации Real Time Settlers — возможно, она и натолкнула Bethesda на мысль о Fallout 76, мультиплеерной игре на базе механики строительства. В Fallout 4: Far Harbor дословно воспроизвели большой квест, сделанный моддером для Fallout: New Vegas. Это просто закономерное развитие тенденции.
В остальном — это все та же старая-добрая Skyrim, одна из самых атмосферных ролевых игр, которые только видело человечество. Здесь все еще можно спасти принцессу убить дракона и спасти мир, исследовать десятки тысячелетних курганов в поисках масок Драконьих жрецов, выполнять поручения чокнутых даэдра, стать оборотнем или даже убить самого императора — все это приключения далеко не на одну сотню часов. Но вряд ли для тех, у кого уже за плечами многие сотни часов этих приключений.
Тодд Говард однажды сказал, что перестанет выпускать новые переиздания TES 5: Skyrim тогда, когда игроки перестанут их покупать. Если такие наглые попытки заработка на фоне болезненно долгого ожидания TES VI кажутся вам неприемлемыми, просто не покупайте TES 5: Skyrim Anniversary Edition. В этот раз selling point нового творения Говарда и его команды особенно неэтичен — Bethesda зарабатывает на том, что люди делали друг для друга бесплатно. Говоря грубо, компания продает сборку модов с ближайшего трекера и просит за нее 1429 рублей (и 799 в Steam) даже у тех, кто уже покупал переиздания «Скайрима». Стыдно, но деньги не пахнут.