Когда речь заходит о
стратегических играх, первыми словами игрока будут: «Ресурсы, ресурсы и еще раз
ресурсы». Французы из студии Eugen Systems решили сломать стереотипы, и в их новой
игре R.U.S.E. вашим принципом станет: «Обмани врага своего, не то он обманет
тебя и возрадуется». Авторы сделали прекрасную в своей простоте и
оригинальности отсылку к истории. Да-да, игра про Вторую Мировую Войну. И да-да,
наши глаза на это уже устали смотреть. Но, поверьте на слово, R.U.S.E. в этом
вопросе предлагает нечто совсем новое. Разработчики отказались представлять
события как просто лобовое столкновение армий, и неожиданно придали процессу гораздо
большую реалистичность, заодно снабдив все действо несколькими весьма
неожиданными особенностями, на которых мы и остановимся более подробно.
Как мы уже сказали, R.U.S.E. относится к стратегиям про Вторую Мировую. Сражаться
предстоит и на стороне классических СССР или Германии, и за менее популярные
Британию, Францию, Италию и США. Каждая страна имеет свой набор исторически-достоверных
юнитов и собственные слабые и сильные стороны. Например, у СССР традиционно
сильная пехота, а французы делают ставку на танки. Однако коронным номером игры
станет вовсе не накопление огневой мощи (хотя без этого не обойтись), а тактика
дезинформации и грамотной разведки. И действительно: в основе правильного
планирования настоящих военных действиях лежит отнюдь не слепое размещение
боевых единиц в соответствии с ландшафтом местности, а именно владение
информацией о силах противника.
Как раз в данном случае игра дает все шансы для того, чтобы проявить себя не
только в качестве тактика и стратега, но и как главу разведки (или же
контрразведки). На первый взгляд это весьма похоже на глобальные спец-способности,
которые мы видели в Rise of Nations: Rise of Legends или Command & Conquer 3, но по
сути они так же отличаются от них, как комиксы Marvel от экспонатов Лувра.
R.U.S.E. предлагает не жесткое взаимодействие с противником
(взорвать-разбомбить-посыпать землю солью), а более хитрые и тонкие методы.
Например, не дать противнику возможности отследить перемещение собственных
войск или просто каким-либо способом ввести его в заблуждение.
Вариантов
диверсионной деятельности предоставляется более чем достаточно. Только
представьте, в какой еще стратегии вы сможете обмануть противника фанерными
танками? Или провести разведку в стане противника путем перехвата его
радиопередач? В R.U.S.E. упор делается именно на такие "уловки". Можно делать
макеты баз, перемещать муляжи боевой техники для обманных маневров, шпионить в
стане врага и получать данные о вооружении. Можно использовать камуфляж или проводить
контрразведку, дезинформируя противника о расположении ваших баз. Впрочем,
никогда не стоит забывать, что противник также не упустит возможности подложить
вам "свинью", и вокруг его базы вполне может размещаться парочка танковых
дивизий, прикрытых антирадаром. Лобовые атаки без грамотной рекогносцировки
почти наверняка закончатся катастрофой. Искусственный интеллект весьма хорош: он
неплохо оперирует средствами обмана, так что не удивляйтесь, если база
противника, которую родная дивизия приехала сровнять с землей, окажется всего
лишь бутафорской надстройкой. А у вас тем временем горят тылы. А теперь
представьте, что творится в мультиплеере, когда вашим противником является
другой человек - со всеми своими выдумками и хитростью... Относительно R.U.S.E.
можно с уверенностью сказать, что партии тут это в первую очередь соревнование
умов, а не огневой мощи.
Еще одной
интересной деталью игры является ее интерфейс, который больше подходит для
варгейма: ничего лишнего. Стремление упростить управление лишило его
стандартных для RTS панелей. Так что на выходе мы получаем некий гибрид между
стратегией в реальном времени и варгеймом. Конечно, придется отстраивать базу,
худо-бедно добывать ресурсы, которые будут тратиться на покупку юнитов, но вот
слишком много внимания уделять развитию базы не обязательно. В первую очередь,
нас будет занимать не экономика, а война.
Крайне приятной
особенностью R.U.S.E. является масштабирование карты. Оно почти не несет
функциональной нагрузки, но задает атмосферу всей игре. Это не просто отдаление
или приближение - разработчики подошли ко всему с присущей им выдумкой. Если вы
отдалите камеру достаточно далеко, то поле сражения предстанет перед вами в
качестве карты с нанесенными условными обозначениями юнитов. И отнюдь уже не
взрывы гремят вокруг, а сидите вы в штабе, рядом какие-то военные с хмурыми
лицами, а на плечах невольно начинает ощущаться тяжесть звезд на погонах.
Приближаем происходящее - и вот мы вновь в гуще сражения.
R.U.S.E. предлагает
потенциальным военачальникам несколько режимов. Первый из них - кампания,
которая в основном обучает игрока большинству тонкостей. Пройти ее настоятельно
рекомендуется, чтобы не чувствовать себя неуютно в сетевых баталиях. Кроме
того, в наличие имеются неплохие ролики и очень хорошо выдержана стилистика. У
вас действительно будет возможность почувствовать себя штабным офицером.
Второй режим
называется «Битвы». Здесь вам дается возможность помериться силами как с
компьютером, так и с другими игроками. Все довольно стандартно: есть база у
вас, есть база у противника. Кто первый разрушит базу оппонента, тот и молодец.
И, наконец, третий
режим называется «Операция». В нем вы можете выбрать какую-либо
историческую битву, и попытаться перекроить историю. В большинстве случаев у
противника будет нешуточный численный перевес, и вам придется показать все, на
что вы способны.
Еще хотелось бы
рассказать о первом вышедшем DLC, которое уже сейчас доступно в Steam. Оно
добавляет две миссии в режим «Операция»: «Харьковская операция» и «Вызов
Альбиону». Первая карта повествует о том, как в марте 1941 после Сталинградской
битвы немецкий фронт был прорван Красной армией. Однако из-за того, что линии снабжения
слишком растянулись, образовав участок прорыва, нацистские войска
контратаковали. Эта миссия будет особенно интересна русским игрокам: всегда
приятно погонять противника по карте, на которой отображена знакомая нам
местность средней полосы России.
А вторая карта дает
возможность поиграть за Великобританию. В ней рассказывается, как Туманный
Альбион, до последнего пытающийся избежать участия в войне, все-таки подчинился
ходу истории и был атакован войсками тоталитарных государств Европы.
Обе карты весьма
интересны, и от их прохождения вы получите удовольствие и не пожалеете о
потраченном времени и деньгах.
В заключении хочется сказать, что R.U.S.E. - достаточно амбициозный и интересный
проект. Качественный геймплей, приятная графика и необычный подход не позволит
игрокам заскучать и отправить игру на полку. Впрочем, лучше всего свой
потенциал игра проявляет в мультиплеере. А наличие собственной сетевой службы
аля Battle.net, позволит всем фанатам стратегий долго и с удовольствием менять
мировую историю по-своему.