В конце двадцатого века, а именно в 1994 году, увидела свет первая игра знаменитой серии. Называлась она The Elder Scrolls: Arena. По причине значительной популярности дебютного проекта разработчики «Арены» решили закрепить успех. Так Bethesda Game Studios выпускает одну за другой игры серии TES. Наиболее запомнившиеся из них: Morrowind, Oblivion и, конечно же, Skyrim. На протяжении двадцати лет серия TES развивалась и оттачивалась как самими разработчиками, так и фанатами, которые могли создавать различные модификации и делиться ими с другими игроками. В какой-то момент стало понятно, что нужно двигаться дальше: весной 2012 года компания ZeniMax Online Studios анонсировала разработку MMORPG The Elder Scrolls Online. Прошло два года. С начала 2014 идут последние приготовления, а также различного рода технические тесты, в один из которых редакции GameGuru удалось получить доступ.
С самого анонса и по сей день TESO вызывает противоречивые эмоции. Фанаты серии переживают, что игра утратит особенности одиночной версии, а онлайн игроки бояться, что игровой процесс будет заточен под одиночное прохождение. Разрешить эти противоречия и дать здравое описание мы попробуем в этом превью.
За историю выхода в свет различных MMORPG проектов сложилось два основных типа привлечения игроков. Первый тип, характерный для азиатских разработчиков, подразумевает привлекательную графическую оболочку, наличие сексуального подтекста в виде фигуристых женских персонажей с минимумом одежды и практически полное отсутствие сюжета, каких-то особенностей механики и шаблонное развитие. Игры такого рода строятся вокруг графики и ориентированы скорее на азиатский регион, хотя уже довольно давно пользуются популярностью и в других частях света. Второй тип отодвигает графику на второй план. Внимание разработчиков уделяется сюжету, механике взаимодействия персонажей, игровой вселенной, атмосфере. Игроки попадают в детальный и проработанный мир, получают свободу действий, что позволяет исследовать каждый уголок и надолго задержаться, отвлекаясь от утомительной прокачки персонажей, которая есть практически в каждой ММОРПГ. Как многие уже догадались, TESO предлагает пойти по второму пути. Игроку предлагается обширная свобода действий и удивительная атмосфера Тамриэля.
Давайте пройдем по пути персонажа, попавшего в мир TESO, ограниченный стадией закрытого теста. Первое, что видит игрок — это экран создания героя. На выбор доступно девять рас, которые разделены на 3 альянса. Встроенный редактор персонажей позволяет изменить стандартного гражданина до неузнаваемости. Каждая раса имеет свои особенности, выраженные различными пассивными способностями, поэтому следует учитывать выбор при создании желаемого героя. Например каджиты лучше всего подходят на роль убийц ближнего боя, орудующих кинжалами, а лесные эльфы придутся по вкусу любителям пострелять из лука, оставаясь вне досягаемости противника. Выбрав расу, игрок попадает в некую мистическую тюрьму, где знакомится с одним из ключевых сюжетных персонажей — Проповедником, который поведет его через огромное число заданий. Выбравшись из тюрьмы не без помощи Проповедника, игрок попадает в локацию для новичков. Таких локаций три, их число соответствует количеству доступных альянсов. Все они сильно отличаются друг от друга.
Есть холодные территории, в которых водятся свирепые волки, а снег идет без конца. Другая зона похожа на райский островок с обилием песчаных пляжей, пальм и голубого океана с вечным солнышком. Третья отличается обилием зелени, красивыми лесами и холмистой местностью. После исследования начальных зон игроку предлагается идти дальше. Континент, доступный для исследования, очень большой, и мест, куда можно попасть не просто много, а очень много. Перемещаться по Тамриэлю можно разными способами. Самый доступный и полезный — пешком. Бегая по дорогам или лазая по горам, можно найти много интересного. По миру раскиданы тысячи полезных рун, собирая которые, можно существенно улучшить экипировку. Ресурсы для сбора представлены различными холмиками с рудой, упавшими деревьями, с которых можно нарубить бревен, а также всякого рода травами, необходимыми для алхимии или приготовления еды и напитков.
Если понадобилось быстро прибыть из точки А в точку Б, можно воспользоваться алтарями, размещенными по всему континенту. Чтобы запомнить такой алтарь, необходимо подойти поближе, после чего в будущем к нему можно будет переместиться, потратив некоторое количество денег. Следует помнить, что чем чаще пользуешься порталами за короткий промежуток времени, тем дороже стоимость перемещения к ним. Третий способ перемещения по миру подразумевает наличие ездового животного — лошади. Стоит она просто космических денег, и опробовать ее не удалось. По информации от разработчиков, лошади будут разных пород, отличающихся внешним видом и характеристиками. Кроме того, если кормить лошадь разными продуктами, то у нее будут развиваться определенные способности в зависимости от типа корма. Ну а пока бегаем мимо конюшен и пускаем слюни на эту роскошь, а не средство передвижения.
Система развития персонажа значительно упрощена по сравнению с оффлайн играми серии TES, например, Skyrim. Это объясняется жанром MMORPG и сделано в угоду баланса. Игроку на выбор доступно четыре класса, каждый из которых имеет три ветки умений разной направленности. Например, выбрав класс Nightblade, вы можете решить, как двигаться дальше. Наносить урон из состояния невидимости, которая, кстати, длится всего пару секунд, наносить просто хороший урон и быть достаточно мобильным, или же наносить средний урон, но иметь лучшую выживаемость. Класс Templar дает возможность стать или неким паладином в тяжелой броне с возможностью помогать союзникам, или классическим лекарем: можно даже попробовать себя в роли мага и воевать на небольших дистанциях, пользуясь только заклинаниями света на поражение.
Если ветки развития привязаны к изначально выбранному классу персонажа, то все остальное можно учить и улучшать как угодно. Каждый раз при взятии нового уровня игрок получает одно очко характеристик и одно очко умений. Характеристик всего три — здоровье, выносливость, магия. Улучшая их, можно повысить выживаемость, количество и скорость восстановления выносливости, которая необходима для использования умений с оружием, или же количество и скорость восстановления энергии, без которой уже после пары классовых умений можно остаться на нуле. И хотя разнообразия во вложении очков характеристик практически нет, это компенсируется огромным простором для вложения очков умений.
Каждый класс в игре может использовать любое оружие и соответствующие ему навыки. Про экипировку можно сказать то же самое. Хочется быть танком в тяжелой броне? Пожалуйста, достаточно надеть тяжелую броню, и ветка будет автоматически прокачиваться по мере ношения. А вложив дополнительные очки умений в навыки ветки, можно дополнительно повысить свою защищенность или же количество здоровья при ношении такого типа брони. Если надеть одноручное оружие и щит, то будет прокачиваться соответствующая ветка. Навыки в ней позволяют повысить количество блокированного урона при попадании в щит, кроме того открываются навыки, позволяющие оглушить соперника.
Доходит до того, что на фанатских ресурсах по игре возникают статьи с описанием разнообразнейших нелепых билдов персонажей. Некоторые, например, умудряются создать Nightblade в тяжелой броне, который орудует посохом исцеления, а характеристики вкладывает в выносливость. Что получится из такого персонажа непонятно. Ясно одно, простор для фантазии разработчиками обеспечен!
Также игроку нельзя забывать о расовых навыках, а также умениях гильдий, в которые можно вступить, выполнив цепочки заданий. При прохождении гильдейских квестов игроку открываются дополнительные серии заданий, а также повышается ранг в гильдии, который открывает все новые и новые умения. Кроме того, при участии в противостояниях альянсов откроются дополнительные ветки, изучив умения которой, можно повысить свою эффективность в боях на карте Сиродил. Навыков огромное количество, а пятьдесят очков, которые получаются при взятии максимального уровня, совершенно не покрывают потребности игрока. Именно поэтому, чтобы получить дополнительные очки умений, необходимо выполнять сюжетные задания, в награду за которые даются очки навыков, а также искать на картах специальные секретные места, куда упали небесные обломки. Собрав 3 обломка, можно получить дополнительное очко умений.
Выучив необходимые умения, героя необходимо одеть. Экипировка добывается в качестве награды за выполнения заданий, выбивается с игровых монстров, а также создается на станках. И если с первыми двумя путями все ясно, то о крафте стоит поговорить подробнее. Для создания какого-либо предмета необходимы ингредиенты. Их можно достать собирательством, например, добывая руду, или вырубая бревна, а также путем переработки на ингредиенты уже выпавших из монстров вещей. Создавая предмет, можно добавить ему различные свойства, например, дополнительный урон какой-либо стихией для оружия или же поглощение какого-либо типа урона для брони. Однако, не все так просто. Для добавления необходимых свойств, ремесленник должен обладать соответствующим знанием. Его можно получить, исследовав похожую вещь. Следует заметить, что изначально созданные предметы получаются низкого качества. Чтобы их улучшить, необходимы специальные компоненты, которые с редким шансом выпадают из монстров. Собрав необходимое количество таких компонентов, вещь можно усовершенствовать несколько раз до максимального качества, что существенно повысит ее характеристики.
Редкая современная ММОРПГ обходится без соревновательной части. Сражения между игроками в TESO представлены в виде войны альянсов на выделенной локации — Сиродил. Слова знаменитой поговорки «Все дороги ведут в Рим» можно перенести и в TESO. Все дороги ведут в Сиродил. Это провинция Тамриэля, расположенная в самом центре материка. Именно в ней происходят бои между альянсами за право владения территориями. Зона очень большая, и путь из одного конца в другой занимает порядка 20 минут пешком. На карте расположено множество замков и укреплений, которые поделены между альянсами. Контроль территории и подогревает интерес к сражениям и в будущем позволит получить определенные бонусы. Сами бои выглядят зрелищно и дерзко. У персонажей отсутствуют таблички с именами над головой, а снаряжение обычных игроков напоминает экипировку компьютерных врагов, поэтому любой встретившийся движущийся объект сразу воспринимается как враждебный. Система скрытности достаточно правдива. В TESO нет кнопки «Стать невидимым на минуту», поэтому приходится приседать и передвигаться медленнее, чтобы повысить собственную незаметность. В таком состоянии достаточно просто подойти к врагу со спины для неожиданной атаки. Даже если найдутся игроки, пытающиеся в Сиродиле выполнять задания без участия в сражениях, им придется вертеть головой, чтобы не умереть от случайных охотников за головами. В целом, система боя достаточно увлекательная. Чтобы попасть по врагу, его необходимо держать в поле зрения перекрестия, расположенного в центре экрана. Благодаря такому подходу, бои в TESO очень динамичны: приходится кружить вокруг цели, прожимая кнопки на панели умений в зависимости от ситуации.
Онлайн версия The Elder Scrolls оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, игра не показывает ничего нового, что для проекта 2014 года считается минусом. С другой стороны, игра обладает необходимым минимумом тех возможностей, которые позволяют построить красивый и атмосферный мир. Стоит сесть за TESO вечерком, чтобы пройти пару квестов, как не замечаешь, что наступила глубокая ночь, а задания ведут все дальше и дальше. Поклонникам серии TES обязательно стоит обратить внимание на онлайн версию хотя бы потому, что многие локации или монстры будут знакомыми из прошлых игр серии.
Пускай многие будут недовольны теми упрощениями, что были сделаны для TESO. Онлайн проекты хороши тем, что постоянно улучшаются, а ZeniMax Studios уже на стадии теста показали, что прислушиваются к мнению игроков и меняют игру, добавляя в нее новые возможности.