Телеканал «Россия 24» назвал игру Metro Exodus русофобской. Разбираемся, есть ли в этом заявлении хоть крупица правды.
«Сюжет по мотивам романов Дмитрия Глуховского о России после гипотетической ядерной войны, а вот разработчики, что немаловажно, украинские. Видимо, увлеклись собственными майданными реалиями, а еще поглумились над москвичами. Мол, не знают, что за пределами столицы посреди разрухи и полчищ мутантов тоже живут люди. Как говорится, развесистая клюква плюс махровая русофобия», — именно такое заявление разнеслось 18 февраля из всех телевизоров, настроенных на канал «Россия 24».
Интернет над этим, в основном, смеется: дескать, вот же бред несут! Какая там политика, в игре-то? Такое же заключение делает и владелец канала на YouTube, записавший этот выпуск новостей и заливший его на видеохостинг.
Пусть этого почти никто не заметил, но в Metro Exodus действительно находится место политике. Просто большинству геймеров слово «политика» говорит не больше, чем «синхрофазотрон»: вроде бы все его слышали и даже вроде как знают, что там как-то замешаны чиновники, государственная дума и Госдеп США, но этим все и ограничивается. Как заметить политическую отсылку, если даже не знаешь, что такое политика и в чем она выражается?
Дело в том, что Дмитрий Глуховский — автор романов о послевоенном метро — ярый противник текущей политической ситуации в России в целом и ее президента в частности. Даже его книга «Метро 2035» — это, по своей сути, небольшой политический перфоманс: главный герой Артем хочет выбраться из глухих подземелий московского метро (бедность населения и вороватые чиновники) и найти лучшую жизнь за его пределами (светлое будущее и справедливое правительство), но в конце концов разочаровывается в этой идее. Ведь русские люди не хотят лучшей жизни. Они не хотят к ней идти. Русским людям и так хорошо, они отлично ко всему приспосабливаются — даже к тесным подземельям с мутантами. Поэтому неудивительно, что Metro Exodus пошла в ту же степь. В игре есть множество гротескных аллюзий к текущей политической ситуации в России.
Дальше могут следовать небольшие сюжетные спойлеры, без которых в таком материале не обойтись.
О том, что лейтмотив сюжета Exodus — это поиск жизни за МКАДом, достаточно сказал и ведущий того самого выпуска новостей. Поэтому обратимся к другим примерам.
Один из персонажей игры — полковник Мельник — считает, что война еще не окончена, а страну захватило НАТО (военный союз стран Европы, США и Канады — прим.ред). Если вы хоть раз участвовали в жарких политических интернет-дискуссиях, то наверняка знаете, что это аргумент номер один у всех сторонников президента Владимира Путина: он якобы создал мощную армию и защищает страну от НАТО, которое очень хочет ее захватить. При этом полковник Мельник ищет иностранных захватчиков посреди бескрайних волжских топей, где на километры вокруг нет ничего, кроме ржавых тракторов и разрушенных сельских домов, утопающих в болоте. Стоит ли упоминать, что никакого НАТО нигде не оказывается?
Еще более гротескный момент — прибытие героев в бункер правительства на Ямантау. Вместо российских военных, переживших великую войну в секретном убежище, спрятанном в горе, героев встречают… каннибалы. Натуральные людоеды, которые при этом открытым текстом говорят главному герою: «Мы правительство, которое вы заслуживаете!»
Давайте еще раз. Правительство-людоеды. Понимаете? Именно так авторы Metro Exodus и Дмитрий Глуховский называют российских чиновников, покупающих себе мегаяхты, личные самолеты и строящих настоящие дворцы, пока обычные российские граждане работают за десять тысяч рублей в месяц, которых с трудом хватает на то, чтобы не умереть с голоду. Людоедами. Да и чего только стоит раскрытие причин, по которым каннибалы поселились в этом бункере: все деньги на закупку оборудования, провианта и других важных для выживания вещей разворовали еще до войны. Правительство даже и до бункера не добралось, поэтому укрылись в нем строители, которые впоследствии и превратились в людоедов. Потому что жрать было нечего.
Я уверен, что в игре есть еще целая уйма подобного контента. И месседж, который хотели донести разработчики, предельно ясен: правительство плохое, а народ бедный и обманутый. Это и есть русофобия?
Давайте сначала разберемся в том, что такое русофобия. Согласно определению толкового словаря Ефремовой, это «Неприязненное отношение ко всему русскому, к самим русским как к чуждому и опасному для представителей иной нации народу».
Так есть ли в Metro Exodus хоть капля русофобских настроений? Нет, и даже наоборот. Вороватые чиновники и плохие бояре — это, наверное, вообще самое русское, что только может быть. Жители нашей страны про это давно знают, уж несколько сотен лет как. Знают, ругаются, жалуются, сетуют, но ничего с этим не делают. Потому что приспособились — как в той самой книге Глуховского, который, видимо, хотел сделать из Metro Exodus большую-пребольшую политическую манифестацию и в очередной раз донести до простого российского люда локальные истины. Но удостоился только сюжета на «России 24» длинною в минуту. Все остальные попросту ничего не заметили.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.