Велик соблазн начать разговор об Ion Fury в унисон с тем, как ее пытаются продавать создатели. Это шутер на движке Build, который был сердцем легендарных Duke Nukem 3D, Blood и Shadow Warrior. Первая оригинальная коммерческая игра на этом движке за почти 20 лет! Как будто этого мало, еще и изданием игры занималась студия 3D Realms, выпустившая множество общепризнанных шедевров эпохи DOS. Кажется, все звезды сошлись для того, чтобы Ion Fury стала идеальным порталом в прошлое.
Теперь, когда самые экзальтированные из геймеров старшего поколения уже ринулись отдавать свои кровные денежки за свежую порцию цифровой ностальгии, можно вспомнить, что нынешняя 3D Realms по факту ничего общего не имеет с конторой, которая когда-то изменила игровую индустрию, а разработкой игры занимается Voidpoint. Что движок Build с тех времен был сильно модифицирован, и это, пожалуй, к лучшему. Наконец, что Ion Fury является приквелом абсолютно провального шутера от третьего лица Bombshell, который вышел всего три года назад, а его уже никто не помнит. Вряд ли это удержит от покупки тех, кто надеется получить в лице Ion Fury игру, достойную делить полку с Blood и Duke Nukem 3D. Тем удивительнее, что, скорее всего, эти люди не останутся разочарованы.
Да, Ion Fury обречена носить клеймо «игры на движке Дюка», но разработчики этого нисколько не стесняются. Напротив: они под завязку наполнили свое творение именно теми ингредиентами, какие ожидаешь увидеть в игре с такой вывеской. Сюжет звезд с неба не хватает: в неоновом Вашингтоне будущего бравая представительница спецслужб Шелли Харрисон должна остановить армию роботизированных солдат под предводительством злобного Доктора Хескеля. Большего и не надо. У нас есть харизматичный протагонист, набор крутых пушек и несметные толпы врагов. Это работает не хуже, чем четверть века назад. Важность сюжета в подобных играх по прежнему сопоставима с важностью сюжета в порнофильмах, как однажды заметил Джон Кармак.
А вот пушки это важно, и тут Voidpoint не сплоховала. Когда первое огнестрельное оружие в игре оказывается трехствольным восемнадцатизарядным револьвером, становится сложно обвинить авторов в неверной расстановке приоритетов. А тут ведь тут есть еще и парные пистолеты-пулеметы с зажигательными патронами, и дробовик, легким движением руки превращающийся в элегантный гранатомет, и автоматический арбалет, обладающий скорострельностью минигана. В игре нет ни одного бесполезного оружия, а у большинства стволов есть еще и альтернативные режимы стрельбы. С противниками ситуация менее однозначна. В Ion Fury встречаются враги, к которым приходится искать индивидуальный подход, но чаще всего приходится сражаться с одинаковыми безликими гуманоидами, умирающими от одного меткого попадания из дробовика. Боссов в игре немного, некоторых из них разработчики пускают в бой многократно, а к концу прохождения они и вовсе становятся рядовыми противниками.
В лучших традициях предшественниц Ion Fury наполнена множеством необязательных, но милых сердцу деталей. Прежде всего — секреты. Пожалуй, ни в одном шутере еще не было такой концентрации тайников на квадратный метр виртуального мира. Нахождение некоторых из них потребует недюжинной смекалки, зато любители заглядывать под каждый камень почувствуют себя как дома. А помните, как в старых шутерах от меткого попадания в голову или выстрела из дробовика в упор враги не просто умирали, а разлетались на кровавые ошметки? В Ion Fury за этим стоит не только красота, но и практическая польза: из убитого с особой жестокостью противника выпадет броня, без которой на высоком уровне сложности тут становится тяжко.
Вышедшая в 1996 году Duke Nukem 3D поразила игроков реалистичным по тем временам игровым миром. Она выпустила игроков из пещер и подземелий на городские улицы с кинотеатрами и стриптиз-клубами. Дюк мог оставить стриптизершам чаевые или справить в сортире малую нужду. А в Ion Fury можно сыграть на интерактивном пианино, получить урон, засунув пальцы в розетку, и восстановить здоровье, перекусив пиццей. Пусть это незначительные на первый взгляд мелочи, но они добавляют игре харизмы. Добавляет ее и протагонист. У лучших шутеров прошлого непременно должно было быть лицо, которое не стыдно поместить на обложку. Стальных шаров Дюка Нюкема у Шелли из Ion Fury по понятным причинам быть не может, но это не мешает ей продолжать дело легендарного коллеги. Благо за словом в карман героиня не лезет, то и дело комментируя происходящее меткими фразочками с отсылками к поп-культуре: от классики вроде «Терминатора» до сериала «Во все тяжкие». Если не обращать внимания на невозможные для оригинального Build Engine красоты, то вовсе немудрено забыть, что эта игра вышла только что, а не 20 лет назад. И в данном случае это комплимент.
Но давайте на мгновение вернемся в контекст сегодняшнего дня. Да, Ion Fury не падает в грязь лицом рядом с собратьями из 90-х. А большинство попыток заработать деньги на славе шедевров прошлого и вовсе меркнут на ее фоне: новая Shadow Warrior оказалась слишком далека от своего прародителя, а про недоразумение под названием Duke Nukem Forever лучше и вовсе забыть навсегда. Но, как бы это страшно ни звучало, на дворе 2019 год. Пока 3D Realms была занята бесчисленными судебными тяжбами, жанр FPS начал просыпаться от многолетней летаргии, вызванной засильем однообразных военных шутеров. Вот, скажем, студия New Blood, еще не обладающая мировым именем, без объявления войны выпустила DUSK и AMID EVIL. Олдскульные, но современные. Узнаваемые, но способные удивить. Они уже стали новыми образцами для подражания. А над ними инфернальным исполином возвышается новый DOOM — это старушка id Software вернулась, чтобы показать, кто в доме хозяин. В компании таких игр Ion Fury смотрится уже менее уверенно.
Тут нужно сделать лирическое отступление и сказать пару слов о периоде раннего доступа Ion Fury. Voidpoint подошла к процессу творчески: не стала дразнить игроков первыми уровнями игры, а сделала отдельную кампанию-пролог. В нее вошли три солидных по продолжительности главы, получивших в среднем отзывы от сдержанно одобрительных до восторженных. Пролог Ion Fury легко и с удовольствием можно было пройти за один вечер. Что изменилось в финальной кампании? Она стала больше, и это создало ей проблемы. В предрелизной кампании просто не было времени, чтобы заскучать, она заканчивалась скорее, чем у игрока возникало ощущение, что он уже все в ней увидел. К релизу игра выросла более чем в два раза, а ярких моментов в ней оказалось немногим больше.
Ion Fury слишком уж редко разбавляет геймплей новыми врагами, оружием или просто нестандартными игровыми ситуациями. Середина игры и вовсе воспринимается как торжество копипаста. Ожидание момента, когда разработчики подкинут что-то новенькое слишком затягивается. Ситуацию могли бы спасти встречающиеся порой временные power-up’ы, но и в них нет ничего фантастически оригинального. Из-за этого может возникнуть желание поскорее пробежать эти однообразные коридоры, где за каждым углом поджидают одни и те же знакомые враги. И если вы не уверены, что такое времяпровождение способно вас увлечь, лучше дождитесь скидки или обратите внимание на другие игры.
В итоге Ion Fury вышла игрой на любителя, и ее невозможно за это винить. Особенно, если вы тот самый любитель. Просто не стоит ждать откровений от нового творения Voidpoint и 3D Realms. Это крепкий ретро-шутер от первого лица — не больше, но и не меньше.