По сравнению со своими предками из игры 2012 года сектоиды в XCOM 2 вымахали в два раза. Да, они по-прежнему не жалуют рукопашный бой, лупоглазы и полагаются на «псионину», но при стопроцентной узнаваемости, это — абсолютно новые сектоиды, явившиеся на свет благодаря манипуляциям с их генетическим материалом, «подтолкнувшим» вид на новую ступень развития. Подобно этим образинам и сама XCOM 2, оставаясь именно XCOM по своей сути, претерпела качественные изменения, выводящие ее на «новую ступень эволюции».
Базовый набор элементов игры в XCOM 2 остался неизменен: она, как и предшественница, состоит из тактических пошаговых сражений, напряженной возни на глобальной карте, развития базы и технологий и, разумеется, кропотливого «ухода» за своими бойцами. Но каждый из этих элементов был доработан, улучшен и обновлен.
В первую очередь стоит сказать о том, что в Firaxis Games решились на радикальное изменение сюжетной канвы игры. Если раньше мы участвовали в отражении только начавшейся инопланетной интервенции, то в XCOM 2 злобные инопланетяшки уже 20 лет как хозяева Земли. Они понастроили сияющих городов с «райской жизнью», врубили круглосуточную пропаганду и посадили во главу человечества подозрительного типа в темных очках. А остатки организации XCOM ушли в подполье и пытаются вести партизанскую войну. И прогресс в борьбе намечается лишь тогда, когда отряду сопротивления удается вернуть в строй командующего, то есть игрока.
Благодаря такой сюжетной завязке и новой мобильной базе XCOM (захваченный инопланетный корабль, именуемый «Мстителем»), «глобальный» геймплей игры основательно прибавил в динамике. Приходится непрерывно носиться из одной точки планеты в другую, собирая ресурсы, которых всегда недостает, предотвращая карательные операции инопланетян, устанавливая связь с ячейками сопротивления на местах и выполняя еще десятки важных задач. А еще ведь есть и зловещий инопланетный проект, которому нужно вставлять палки в колеса, да и о выполнении заданий, продвигающих историю игры вперед, забывать не стоит. Если раньше перед нами ставилась задача обороняться достаточно долго, чтобы накопить силы для ответного удара, то в XCOM 2 мы вынуждены непрерывно наступать, имея для этого крайне мало ресурсов. Никуда не делись альтернативные задания, выбрать одно из которых крайне непросто.
Процесс управления базой, пожалуй, изменился меньше всего, даром что она теперь не зарыта под землю, а летает над ней с огромной скоростью. Ученые все так же проводят вскрытия пришельцев, а инженеры создают на основе этих исследований новое оружие и предметы. Правда, основные оружие и броня отныне производятся не единично, а массово: открыл лучевые винтовки — оснащай ими всех бойцов, не тратя времени. А вот нестандартные продвинутые вещи штучно производятся в зоне испытаний, что делает процесс более занимательным — ждать создания чего-то с не до конца известными свойствами интересней, чем штамповать три одинаковых винтовки. И отсеков для строительства стало поменьше (оно и понятно, хоть и большая, но летающая база же), зато отпала скучная необходимость постоянно строить скучные блоки питания. Потребность грамотно выбирать место и очередность строительства при этом осталась, но от рутины и скуки процесс был избавлен.
Сколь бы увлекательно не было обустраивать базу и налаживать контакты с сопротивлением, главное, что есть в XCOM 2, — это, разумеется, тактические бои. И они не только по-прежнему имеют хорошую, правильную сложность, они стали лучше во всех отношениях.
Во-первых, в XCOM 2 всего больше. Больше типов локаций, значительно отличающихся друг от друга и стилистикой и, в какой-то мере, геймплеем. Если в городах Адвента преобладает многоэтажная застройка, а на голографических информационных табло мерцают рожи ваших солдат, дабы все жители знали экстремистов в лицо, то где-нибудь в глубинке царит разруха, да и геймплей гораздо менее «вертикальный». Гораздо больше типов противников, причем даже те, что были знакомы нам по предыдущим частям, в XCOM 2 обновлены или обучены новым трюкам. Пример, приведенный в самом начале этого текста, вполне подходит и для всего остального «модельного ряда» инопланетян.
Во-вторых, бойцы, помимо кучи новых пушек, брони и косметических шрамов для рож, также подверглись основательной переработке. Рейнджера и Специалиста можно вообще считать новыми классами, хоть и есть в них что-то от поддержки. При этом все классы, за исключением разве что снайпера, стали более универсальными и гибкими в настройке. За счет грамотной прокачки навыков и подбора оптимального снаряжения любого бойца можно сделать эффективным и на передовой и на второй линии фронта. Хотя тот же Специалист, как ни крути, все равно лучше всего справляется со взломом вражеских турелей и мехов — полного нивелирования классов разработчики не допусти, найдя близкий к идеальному баланс между универсальностью и уникальностью.
В-третьих, в XCOM 2 добавлен ряд новых механик, делающих геймплей более разнообразным. В начале многих миссий доступен режим маскировки, позволяющий до поры до времени не выдавать своего присутствия и устраивать засады. Взлом турелей, сканеров и инопланетной техники может дать не только преимущество в бою, но и шанс разжиться ценными ресурсами.
Большое количество миссий лимитировано по времени, что придает им остроты и подталкивает к активным действиям. Сидеть по несколько ходов на одном месте, выжидая появление противника, больше не получится — действовать нужно напористо и расторопно, не забывая при этом об осторожности, дабы мемориал не пополнялся именами погибших бойцов ударными темпами.
Наконец, игра ощутимо прибавила в плане графики и кинематографичности (с соответствующими системными требованиями, ибо чудес не бывает). Уровни XCOM 2 хорошо детализированы, нагружены современными спецэффектами и «жизнью», а текстуры сделают честь иному шутеру от первого лица. Как и персонажи, встречающиеся в игре. Персонал «Мстителя» и бойцы обросли множеством мелких деталей (последних еще и можно довольно подробно настраивать), а все противники нарисованы с чистого листа, кроме разве что обычных Мутонов. Как и раньше, игра частенько выдает эффектные кадры при стрельбе и появлении противников, но благодаря похорошевшей графике смотрятся они куда более органично. Да и качество всех сюжетных сцен и «заглушек», заполняющих переходы от одного режима игры к другому, выросло на порядок. Что уж говорить, если сцена приземления Рейнджера на базу показывается с учетом внутриигрового времени суток.
XCOM 2 больше, красивее и динамичнее своей предшественницы. В игре хватает новых идей, в ней сохранено все, за что любят серию. Это практически идеальное продолжение.