Судьба бренда Sword Art Online воплощает Японскую Мечту как она есть. Роман Рэки Кавахары про игроков VR MMORPG был переделан в популярную серию манги, которая, в свою очередь, легла в основу аниме сериала (кажется, его показывали на 2х2), который стал основой одноименной видеоигры. Игр вышло уже больше десятка, и останавливаться ни автор, ни разработчики не собираются. Можно только позавидовать этой прыти.
Самая свежая в линейке игра, Sword Art Online Fatal Bullet, стала доступной массовому игроку буквально на днях. Позвольте предупредить, пока вы не потратили последние деньги на анимешных девочек: это не очень хорошая игра.
Как понятно из названия, Sword Art Online: Fatal Bullet ушла от фэнтезийного сеттинга к футуристическому. Оригинальная игра рассказывала о мире и игроках одноименной VR MMORPG, в которой игрок (человек) был одним из многих других игроков (персонажей), населявших виртуальный мир. Даже с нашей точки зрения это очень слабый сюжет, а ведь мы любим японские игры и повидали странных историй: например, RPG про школьников, призывающих демонов с помощью своих портативных игровых консолей, или приключение, в котором главным антагонистом был злобный медведь панда, или даже паззл про мертвого мужика, которого настольная лампа отправляет расследовать собственное убийство. Кто-нибудь сможет назвать эти игры, кстати?
Фанатов SAO заманивала двумя самыми важными в жизни японского геймера аспектами. Во-первых, в ней было достаточно скучного утомительного гринда, присущего любой JRPG, а во-вторых, со временем игрок собирал вокруг себя огромный гарем разнообразных японских девушек. В итоге, к концу игры главный герой Кирито приходил, окруженный славой, богатством, женщинами и с россыпью могущественных артефактов в карманах. Японские игроки были счастливы и видели себя в главном герое. В общем, с помощью игр франшиза добрала еще несколько миллионов фанатов в свою армию и теперь может тягаться по популярности с The Prodigy.
В SAO: Fatal Bullet нас отправляют в постапокалиптическую VRMMORPG Gun Gale Online, тем самым меняя сеттинг со средневекового на футуристический, а цветовую гамму с яркой и цветастой — на скучную серо-коричневую. Главного героя теперь можно создать самостоятельно, дав ему собственное имя и выбрав пол, но от центральных персонажей предыдущих игр никуда не деться: они по понятным причинам больше не могут наслаждаться своей любимой SAO, из-за чего были вынуждены перекочевать в Gun Gale Online. Ну и дальше игра идет своим чередом — с развитием сюжета мы узнаем какие-то странные вещи, заводим друзей и врагов, спасаем мир и так далее. Обычная MMORPG.
Вот только у MMORPG есть свои плюсы и минусы. И минусов в них куда больше. Игра сходу перегружает обилием информационных табличек, а затем добивает ужасным интерфейсом родом из 2007 года. GGO — это шутер, но стрельба здесь ужасна: эффективно воевать можно лишь с включенным автоприцеливанием, которое, с одной стороны, уменьшает ваши шансы на попадание по слабым местам противника, чтоб гарантировать увеличенный урон, а с другой — является единственным реальным шансом на то, чтобы попасть по быстро и непредсказуемо двигающимся целям. Постапокалиптический мир GGO обладает цветом и разнообразием навозной кучи, что быстро утомляет глаза — и это при том, что как и в любой другой JRPG, здесь придется долго гриндить одинаковых мобов чтобы продвинуться в развитии. Кстати об одинаковых мобах.
На первой локации вас будут ждать максимум пять моделей врагов. Отличаться они будут цветом и цифрой уровня. Опять же, в лучших традициях плохих MMORPG.
Но, как мы уже говорили, есть и хорошее. Прокачка персонаже полностью лежит на ваших плечах: вы можете выбрать для себя любой архетип из существующих, прокачать под него характеристики персонажа, подобрать умения и оружие. Хотите — становитесь настоящим танком, привлекающим врагов и выдерживающим тонну урона, быстрым ДД, расстреливающим врагов в первых рядах, или даже хилером, остающимся вдали от поля боя и восстанавливающим здоровье своей группы с помощью, как ни странно, лечащих пуль. Также тонкой настройке поддаются все виды снаряжения: прокачка, дополнительные модули, переделка вооружения, в общем, только назови. Рай для всех маньяков, которые любят проводить часы в бесконечных менюшках настройки.
В плане сюжета все далеко не так гибко. В редких моментах, когда игроку дают вставить слово, приходится выбирать между вариантами «Да» и «Конечно». При этом игрок тонет в репликах второстепенных героев (с японской озвучкой, сенпай). Из-за обилия словесного спама быстро устаешь. Помимо примерно 40 часов основной кампании тут есть кооперативные PvE миссии с особо сложными боссами и PvP-режимы с ранговой системой. Если вы из тех людей, для кого перечисленные плюсы перевешивают минусы, вы легко можете обнаружить, что спустили в игре сотню часов своего времени.
Как ни странно, по игре видно, что на данный момент это самая дорогая и качественная игра серии — в технологическом плане. Чего ей не хватает, так это индивидуальности. Если бы разработчики смогли хотя бы один элемент геймплея сделать по-настоящему хорошо, можно было бы закрыть глаза на многочисленные недостатки. Но, когда вся игра выполнена в лучшем случае на троечку, это оставляет какое-то особо мерзкое ощущение. Обидно, что могли, но не справились. Впрочем, по франшизе запланировано еще минимум две игры, а Fatal Bullet наверняка отобьет свой бюджет за счет фанатов, которые как раз будут счастливы окунуться в серый мир Gun Gale Online и самостоятельно пережить ее сюжет. Будем надеяться, что в следующей игре разработчики смогут объединить изобретательность оригинальной игры с технологиями Fatal Bullet и выдать продукт, интересный не только хардкорным фанатам.
Рекомендовать Sword Art Online можно двум категориям людей: фанатам старых MMORPG с максимально запутанным интерфейсом и фанатам франшизы. А вы как считаете?