Бесконечно амбициозный проект про бесконечную вселенную ждали много людей и достаточно долго. Разработчики рассыпались громкими обещаниями, в правдивости которых было трудно усомниться в силу постоянно подогреваемого интереса к проекту со стороны возбужденных воплей радости со стороны игровой прессы (как отечественной, так и зарубежной). Ближе к выходу игры пузырь пафосных и громких обещаний раздулся до размеров небольшой солнечной системы, а визг игровых журналистов переходил на ультразвук.
Разумеется, на фоне такого-то ажиотажа, скептиков, которые до последнего не верили в правдивость обещаний Hello Games и ждали провала No Man’s Sky, оставалось все меньше. И вот, проект наконец увидел свет, и понеслось….
В давние и славные времена, когда древние как ребро мамонта компьютеры с желтыми, гремящими как печатные машинки клавиатурами, принимали всего несколько команд, была такая славная игра, которую многие даже не застали в силу возраста, когда другие, возможно, и забыли в силу того же возраста. Игра называлась Elite. Да, глупо сравнивать No Man’s Sky с этой старушкой — не та весовая категория, но обе игры ведь объединяет космос, исследование и копошение со всяким хламом, так что считается.
No Man’s Sky сразу встречает игрока запоминающимся визуальным оформлением. В безумстве форм и красок сразу узнается увлеченность дизайнерами из Hello Games научной фантастикой далекого прошлого. Летая по безграничной вселенной игры, ты будто листаешь старые выпуски «Техники Молодежи». Причудливый дизайн кораблей, абсурдные цвета неба и поверхности планет — игра будто бросает вызов логике, здравому смыслу и, конечно же, законам физики.
Хваленая процедурная генерация, о которой так увлечено пели разработчики во многих интервью, работает как надо. Вы будто находитесь в калейдоскопе, попавшем в руки озорного мальчугана, вращающего его что есть силы. Вы вряд ли найдете две похожих друг на друга планеты, как и представителей фауны и разновидности флоры. Один шарик может быть пустым и безжизненным, полным кислотных рек со зловонными испарениями, заставляющими системы жизнеобеспечения вопить об опасности, когда другой встретит исследователя густыми лесами, по которым снуют забавные образины. Третья же планета может быть и вовсе похожа на бред сумасшедшего, которого заперли в комнате с несколькими ведрами разноцветной краски, предварительно обколов тяжелыми наркотиками.
Что же касается самого игрового процесса, то не будем отвечать витиевато, а скажем прямо — он скучный. Если вы знакомы с играми про выживание в большом и открытом мире, то No Man’s Sky вас вряд ли чем-то удивит. Это та же самая Minecraft, только без зеленых камикадзе на четырех лапах.
Благо, игра сразу дает понять, на что вы подписались, когда с первых минут вы оказываетесь на неизвестной планете с токсичной атмосферой, убраться с которой можно только после того, как вы почините потрепанные системы вашего космического корабля. Запчасти для ремонта можно склепать в буквальном смысле на «коленке», нужны только материалы, добывать которые придется при помощи универсального пистолета, который дырявит и испаряет скалы также легко, как распыляет на атомы растения, забивая ваши карманы всякими элементами из периодической таблицы. Помимо материалов нужны и чертежи, которые всячески увеличивают потенциал исследователя и корабля.
Забавно, но практически все ресурсы довольно легко раздобыть... что все же это не мешает им регулярно заканчиваться, заставляя игроков снова дробить скалы и породу, выцеживая из них все необходимое. Ещё больше злит то, что даже до конца улучшив инвентарь, вы все равно достаточно часто будете видеть сообщение о том, что он забит.
Двигателем прогресса по невидимой сюжетной линии является банальное любопытство. В принципе, игроки сами вольны решать, чем им заниматься, никто ведь за ручку не таскает, но с другой стороны, перспектива побывать аж в самом центре вселенной выглядит очень заманчиво. Правда, все подается настолько расплывчато, что многие игроки так и таскаются от планеты к планете, пытаясь склепать себе корабль получше, да пистолет помощней.
Перестрелки с врагами тут прямиком из допотопной эры. Нет оптики, нет перекатов и укрытий, есть только классическая стрельба от бедра, будь то по беззащитным камням или местным космическим роботам-полицейским, которые пытаются наказать всяких копателей вроде игрока.
Первые несколько часов выглядят очень многообещающими. Первые встречи с инопланетными цивилизациями, готовых обменяться ценной информацией за различные ресурсы заставляют рыть огромные котлованы, чтобы получить очередную порцию диалога от обитателей торговых постов, космических станций или далеких колоний. Правда, со временем вы придете к осознанию, что даже несмотря на процедурную генерацию окружающего мира, вы сами никак не меняетесь и на протяжении всей игры делаете один и тот же простейший набор действий.
Настоящий отдушиной на фоне огромной тучи скукотищи является управление космическим кораблем, которое передано просто великолепно, и не только в плане всяких виражей в пределах атмосферы планет и космической пустоте. Вы действительно ощущаете себя настоящим пилотом технологичного звездолета, в кабине которого множество датчиков пикают и мигают, а на многочисленные экраны выводятся различные показания, которые вы практические не понимаете, но считаете очень наглядными и интересными. Жалко только, что посадка автоматизирована.
На старте игру закидали камнями владельцы персональных компьютеров, которые в один голос кричали об ужасной оптимизации и постоянных тормозах даже на самом хорошем железе. Самое печальное в том, что все это чистая правда.
Даже наше редакционное железо, которое без проблем справлялось c последним «Ведьмаком» и такими же прожорливыми играми, отчего-то начало кашлять после запуска этой простецкой в визуальном плане игры, когда на PS4 не было никаких проблем. Так что если у вас есть возможность выбрать версию, то берите консольную, так как если судить по бесконечным извинениям разработчиков на страницы игры в Steam, все шероховатости будут зашлифованы не скоро.
Очень перспективная и даже интересная в первые несколько часов игра, которая достаточно быстро выдыхается, не справившись с заданным ей же самой темпом. Жертва завышенных ожиданий игроков. Жаль, очень жаль.