Никто, наверное, не будет спорить с тем, что Сэм Фишер -
главный шпион, да и вообще одна из самых узнаваемых и знаковых фигур игровой
индустрии. В какой-то момент Splinter Cell
чуть ли не в одиночку задавала темп и особенности всего жанра стелс-экшнов.
Именно поэтому хочется провести аналогию с другим, не менее легендарным шпионом
- Джеймсом Бондом. Оба они были, как правило, не молоды, но крайне
профессиональны и харизматичны. А также обладали набором уникальных гаджетов. А
затем, волею сценаристов и гейм-дизайнеров в небытие ушел как привычный Бонд, так
и полюбившийся Фишер.
«Казино-Рояль» и «Квант милосердия» отличные боевики, но вот
в качестве частей «бондианы» уже почему-то никак не воспринимались. Примерно
тоже произошло и со Splinter Cell.
Она стала драматичнее, жестче, а также практически потеряла привычную стелс-составляющую.
В итоге игра вышла довольно неплохая, но это был уже не Splinter Cell. Занятно, но и Сэм Мендес и Ubisoft со
временем поняли, чего именно хотят от них игроки/зрители, и вернули в следующую
часть серии многое из того, чем, собственно, серия и славится. Так, в «Координатах Скайфолл» обновленного
Бонда вернули в Великобританию, дали ему пару гаджетов и вообще сделали куда
более похожим на оригинал, а в Blacklist
к механике шутерной был добавлен практически тот самый стелс, что и в первых
частях игры.
Начать стоит с того, что Blacklist редко навязывает какой-то определенный стиль игры. Тем,
кто привык к чистым шутерам и с удовольствием играл в Conviction, даются бонусы за убийства в
открытом бою. У них есть система укрытий, куча штурмовых примочек, гранат и
других громких приспособлений, вызывающий большой «бабах». Таится их никто не
заставит и не принудит. Ну кроме, разве что, немногих миссий, где первая же
тревога приведет к загрузке автосохранения.
Любители стелса так и подавно получили сразу два способа
прохождения заданий. Первый называется «призрак» и поощряет максимально
незаметное и бесшумное прохождение миссий. Врагов здесь желательно обходить
стороной, а тех немногих, которые решительно не дают пройти дальше, лучше нейтрализовывать
несмертельными приемами, шокерами и ловушками. Этот путь самый сложный, но и
принесет больше всего очков. Ну и последний способ прохождения называется
«Пантера». Тут поощряются быстрые и бесшумные убийства злодеев. Помимо
привычного ножа, воткнутого в спину, а также меткой пули в голову, игра
предоставляет просто огромный выбор способов
умерщвления противника.
Много фишек перекочевало сюда прямиком из Chaos Theory, Double Agent и двух первых частей
игры. Например, возможность повисать на трубах над головой у врага, разрезание
тканевых преград, уничтожение и временное отключение камер и лампочек,
всевозможные камеры-приманки, шокеры, газовые гранаты, мины и бог весть что еще
- количество гаджетов и приемов здесь просто зашкаливает. Некоторые моменты
порой доведены чуть ли не абсурда. Так, к арбалету, стреляющему парализующими,
ЭМИ и газовыми болтами, здесь дается аж
15 снарядов, которые еще и пополняются на каждом чекпойнте. С таким боезапасом
впору обездвижить или отравить целую армию.
Тем не менее все эти фишки с практически вернувшимся из
первых частей геймплеем сразу же располагают к себе опытных и ностальгирующих
игроков. А дальше игра постепенно соединяет все это с идеями и наработками Conviction. Стильные надписи
заданий, висящие прямо на стенах, земле или небе, знакомые по прошлой части
герои, механика укрытий и моментальных убийств отмеченных целей - все это
вместе с описанным выше наследием ранних частей вполне способно примирить
ветеранов и новичков серии. Помимо этого угодить обоим помогут и недавно
добавленные фишки. К примеру, среди гаджетов в игре можно встретить
радиоуправляемый трикоптер. Это небольшой дрон, способный залетать в самые
труднодоступные места (прямо как зубная щетка или пылесос) и стрелять в
зазевавшихся охранников электрическими снарядами.
Справедливости ради стоит сказать, геймплей есть за что не
только похвалить, но и поругать. И это управление. Сэм не умеет прыгать.
Вообще. То есть он может забираться на препятствия, но вот просто перепрыгнуть
небольшую яму - нет. И порой это изрядно раздражает. Особенно если учесть, что
он может просто застрять, повиснув на каком-нибудь уступе. Помимо этого чья-то
светлая голова додумалась до того, чтобы повесить действия «Использовать» и
«Нейтрализовать врага вблизи» на одну кнопку. В итоге в самый ответственный Сэм
может начать открывать дверь или включать свет прямо перед носом у
предполагаемой жертвы. Совсем не сложно догадаться, чем это обычно заканчивается.
Помимо возвращения стелса многие ждали и возвращения
действительно сильного сюжета, каким он был в Splinter Cell и Pandora Tomorrow. Однако не
дождались. Вроде бы есть тут и загадочные террористы, поставившие на колени всю
Америку, и предотвращение очередной мировой войны, и Сэм Фишер в роли лидера
сверхсекретного и чрезвычайно смертельного Четвертого Эшелона, но... все это
почему-то совершенно не цепляет, а сердце не начинает учащенно биться при
приближении к Главному Злодею, из-за которого Все Началось. К чести
разработчиков, правда, стоит сказать, что геймплей тут достаточно хорош, чтобы
наслаждаться им, не отвлекаясь на сюжет вообще.
База Четвертого Эшелона - огромный самолет под названием
«Паладин». По нему мы можем прогуливаться между миссиями, общаясь с членами
команды и зарабатывая деньги на побочных заданиях. Да-да. Здесь действительно
появились небольшие сторонние квесты, выдаваемые различными членами экипажа. И
сделаны многие из них весьма качественно. К примеру, миссия в Чечне и штурм
старого британского форта, что вблизи Геркулесовых столбов. Главная фишка здесь
- возможность выполнять задания вместе с напарником.
В роли компаньона Сэма выступает бывший агент ЦРУ Бриггс.
Так вот, в компании друзей проходить эти миссии еще интереснее. Масса
совместных действий (таких как, скажем, совместная ликвидация тяжелобронированных
противников) и повышенная сложность делают игровой процесс действительно
затягивающим. Это, по сути, один из лучших кооперативов, появившихся в
последнее время.
На полученные деньги можно модернизировать «Паладин»,
открывая тем самым новые возможности. Экипировка также настраивается детальнее,
чем когда-либо раньше. Мы можем выбирать разные типы жилета, ботинок,
знаменитого фишеровского визора и гаджетов, а также раскрашивать их в разные
цвета. И это не говоря об оружии, которого в игре представлено какое-то прямо
неприличное количество.
Здесь же покупается и экипировка сетевого режима «Шпионы
против наемников». Сам он представляет собой нечто среднее между прежними
«Шпионами», сетевым режимом «Aliens:
Colonial Marines»
и Assassin's Creed. Хрупкие, но
напичканные всевозможными гаджетами шпионы противостоят медлительным, но
бронированным наемникам. Первые могут лазать по стенам, просвечивать территорию
сонаром и больно бить в ближнем бою. Вторые же оснащены мощной броней, которую
шпионам из своих хилых пистолет-пулеметов будет пробить достаточно сложно, а
также тяжелым оружием, способным буквально дезинтегрировать тщедушные тушки
лазутчиков.
В игре есть несколько режимов. Например, суть «Черного
списка» в том, чтобы шпионам скачивать информацию из разбросанных по карте
терминалов, а наемникам ловить их за этим черным делом и уничтожать. Другой
режим построен на том, что команда наемников похищает у шпионов флешки и
дружной гурьбой уносит их к себе на базу. Есть в игре и еще несколько режимов, однако
эти два, пожалуй, интереснее всего. Вообще играть в «Шпионов против наемников»
можно и несколько месяцев - уровней и достижений хватит надолго, однако ничего
принципиального нового здесь нет, поэтому со временем процесс может изрядно
надоесть. А может, и нет. Потому что у мультиплеера есть неплохой потенциал, а
значит, игра вполне может обзавестись верной группой поклонников, которые ее не
забросят. Нечто подобное произошло с сетевым режимом Assassin's Creed, имеющим довольно
большое и сплоченное комьюнити.
Несколько слов стоит сказать и про графику. Во-первых, игра
отлично оптимизирована, в особенности после огромного патча, вышедшего спустя
несколько дней после релиза. Соотношение кадров в секунду к качеству картинки
здесь видится очень неплохим. Во-вторых, игра так и лоснится от многочисленных
технологических фишек, которыми снабдила ее Nvidia. Так, она уже появилась в интерфейсе GFE, причем на
русском языке. В игре реализован новый механизм создания модели глобального
затемнения. В настройках можно приключаться между SSAO, HBAO и HBAO+. Также поддерживаются технология сглаживания TXAA и тесселяция DX11.
Помимо графических примочек нас порадовал и голос Фишера в локализованной
версии игры. Приятно, что его озвучивает все тот же актер, что и раньше.
Подобно Джеймсу Бонду, Сэм Фишер пускай и не полностью, но все-таки возвращается к истокам серии, при этом совершенно не теряя последних ее наработок. Игра, скорее всего, понравится как старым, так и новым игрокам. Недостатки управления и сюжета вполне компенсируются отличным геймплеем, необычным мультиплеером и замечательным кооперативом