Если вас оглушило громкими релизами дорогих и масштабных игр, есть смысл попробовать что-то менее агрессивное и более утонченное. О вечных ценностях. С неспешным темпом и созидательным настроением. Haven, к примеру.
Извилистыми тропами ходят деятели геймдева. Команда The Game Bakers отличилась четыре горда назад экшеном Furi, и тот проект был полон звона сабель и вспышек лазерных пистолетов. Теперь те же ребята выпустили игру, которую можно принимать вместо успокоительного. Не путать со снотворным.
Перед нами трехмерное приключение с элементами аркады и ролевой игры. Значительная часть процесса сводится к медитативным и неспешным действиям, таким как диалоги и собирательство расходников. Haven моментально погружает в атмосферу умиротворения и юношеской романтики, это, пожалуй, главное достоинство игры. В наши дни бесконечного стресса и плохих новостей настроение Haven — особо ценная материя. Впрочем, есть в игре и перчинка.
Кей и Ю. Умные, смелые, влюбленные
По сюжету двое влюбленных, юноша Кей и девушка Ю, сбегают из тоталитарного мира Улей на звездолете. Никакого выбора однополых пар не предусмотрена, история подчеркнуто старомодна, что идет ей только на пользу. По правилам Улья молодые люди не могут быть вместе, им уже выбраны пары мудрой администрацией. Далекая планета необитаема, она была заброшена много лет назад. Корабль поврежден землетрясением, странная субстанция красного цвета заражает бешенством местную фауну, а погоня за беглецами неизбежна. Нарративной части отведено много экранного времени, и даже без резких выкрутасов сценария получилась довольно увлекательная космическая робинзонада.
Наш корабль — штаб, кухня и чекпоинт для сохранений
Кей и Ю получились объемными и интересными персонажами. В центре внимания именно двое, но такая камерность дает нужный эффект: привыкание и сопереживание влюбленным наступает очень быстро. Молодые люди раскрываются в диалогах, и диалогов этих много, порой Haven напоминает визуальную новеллу японской сборки. При этом тексты написаны бойко, с хорошим юмором и ровным слогом. А актеры озвучивания полностью вжились в свои роли, не нужно быть Станиславским, чтобы оценить их работу по достоинству. Русский перевод выполнен титрами, и за это локализаторам отдельная благодарность.
Общение и сюжетные задачи, вроде ремонта корабля, дополнены еще двумя игровыми механиками. Изучение новой планеты и драки с хищниками несколько теряются на фоне подачи сюжета. Приключенческая часть и экшен лишь дополняют основу игры — историю Кея и Ю.
Новый мир представлен летающими островами. Между собой куски тверди связаны переходами из чистой энергии. Каждый островок невелик размерами, но при изучении наши робинзоны обязательно найдут там что-нибудь интересное. Это могут быть источники чистой энергии — так называемый Поток, или что-нибудь съестное или же зверушки различной степени благообразия. После нескольких часов, проведенных в экспедициях, пейзажи становятся однообразными, а наполнение локаций повторяется. Это не критично, но попытка пройти Haven запоем может закончится банальной скукой, процесс не так увлекателен, как в убер-экшенах нашего времени. Поэтому к Haven лучше возвращаться под настроение, делая перерывы.
Любовь и нежность особенно хороши на сытый желудок
Драки с одурманенными зверями пришли прямиком из JRPG. Бой идет в реальном времени, при этом на каждое действие дается несколько секунд для заполнения шкалы активности. Противники стоят лицом к лицу, двигаться по арене нельзя. То есть, в Haven реализован псевдопошаговый режим схваток: зевать не стоит, но совершить действие можно лишь по заполнению шкалы. Огромного количества тактических изысков, как в какой-нибудь Final Fantasy X ждать не стоит. В Haven драки лишь дополняют геймплей как второстепенный элемент.
Сражения в немалой степени теряются на фоне общего умиротворения игры. После очередной стычки приходит понимание, что можно было бы обойтись и вовсе без рукоприкладства. Драки не портят Haven, но и не особо ей нужны, игра не об этом. Побежденные звери здесь не гибнут, а усмиряются. А при первой встрече с местным ящером (вылитый варан с планеты Земля, а земные вараны — злодеи еще те), появляется опция вовсе не атаки, появляется возможность погладить аборигена...
Для сбора энергии нужно пронестись вдоль ее потока без остановок
Гораздо веселее выполнена система путешествий по островам. Наши влюбленные утащили с родной планеты ботинки-антигравы. Теперь они на достаточно большой скорости могут скользить и дрифтовать, не касаясь поверхности. Нет, это не чудесные ракетные ботинки Квилла из числа Стражей Галактики, но тоже очень крутое и полезное устройство. Передвижение значительно ускоряется и летать по пасторальным пейзажам иного мира становится приятно и легко.
Частичку ролевой игры можно отыскать в легкой нелинейности тех же диалогов — толковые ответы приведут к укреплению морального духа беглецов. Также мы постепенно увеличиваем восемь показателей, от силы ударов до скорости дрифта. Ну и прямиком их классических японских RPG пришла возня на кухне со всяческими инопланетными перцами и дынями.
Совместная атака влюбленных. У нападающих нет шансов
Пара главных героев по определению требует кооператива. И он в Haven есть, вот только устроен довольно неудобно. Изучать планету Куй и Ю будут в любом случае вместе, разделиться не выйдет, влюбленные не просто так держатся за руки, когда летают на фантастических ботинках. В диалогах при кооперативной игре нет разделения на роли, оба игрока принимают участие в выборе реплик как Ю, так и Кея. Полноценный кооп включается только в сражениях, а сражения в Haven — не самая лучшая и не самая важная часть геймплея.
Здешняя трава так и манит присесть
Зато у игры роскошное оформление. Буйство ярких цветов отсылает прямиком к движению хиппи, это были бунтари не меньшие, чем Ю и Кей. Персонажи и окружение нарисованы в духе пестрого минимализма, и выглядят очень стильно. А электронная музыка напоминает о жизнерадостных мотивах 80-х годов прошлого века, игроки со стажем наверняка вспомнят лучшие вещи группы A-Ha.
В Haven интересная история, запоминающийся визуал и классная музыка. Хотелось бы больше геймплея как такового, больше челленджа. Но уж если игра попадет в тональность вашего настроения, вы проведете в ней десяток приятных, умиротворяющих часов. И в этом основная ценность Haven.