Блиц-обзор для спешащих в ряды Стражей Галактики
Развернутый обзор с толикой спойлеров
Первый фильм о Звездном лорде и его взбалмошной компашке не должен был взлететь. Однако он так понравился зрителям, что боссы Marvel сделали единственно правильный вывод: дали Джеймсу Ганну карт-бланш, а сами пошли капать на мозг менее чувствительному к зрительским желаниям постановщику. Мол, пусть Ганн творит со сценарием и режиссурой всё, что захочет. Что ж, DC, вас опять превзошли: второе пришествие гик-спасителя нашего, Джеймса Ганна, свершилось.
Я же стал перед дилеммой: «Логан» или «Стражи Галактики 2»? Какая из комикс-бомб станет лучшей в этом году? Трудно сказать, ведь сиквел «Стражей», подобно «Логану», выделяется из сонма гик-блокбастеров удивительной целостностью. Большинство фильмов и игр от неё бесконечно далеки. В них то музыка ни к месту, то персонаж разводит клоунаду в серьезной драме, то визуальный стиль абсолютно не гармонирует с историей.
Сложно добиться того, чтобы всё друг с другом сочеталось. Джеймс Ганн не только снял вторую часть «Стражей Галактики» на уровне первой, но местами даже превзошел её. Привереды, конечно, скажут, что режиссер не показал ничего принципиально нового и будут правы. Ганн действительно не внедрил много свежих идей в сиквел.
Да только нужны ли они, когда потенциал оригинала не был раскрыт до конца? Marvel оставила в «Стражах Галактики» достаточно недовысказанных мыслей. Их можно и нужно было бы закончить в продолжении, что Ганн успешно и сделал. Ностальгия по 80-м, коктейль фантастического боевика и разухабистой комедии, реверансы гик- и поп-культуре — Ганн взял ключевые фишки и многократно приумножил их.
Тут вам и трагикомедийное «амплуа» Дэвида Хассельхоффа, и привязка «Рыцаря дорог» к Йонду, и фееричная дань уважения Pac-man. Ганн вообще себя не сдерживал, что замечательно. Да, от «Стражей Галактики 2» не веет концептуальной свежестью как от первого фильма, да и Танос с ней.
Важно то, что «Стражи Галактики 2» безостановочно радуют взор, слух и разум. Взору тут раздолье: дизайн всего и вся (персонажей, миров, окружения, техники) и визуальный ряд получились яркими и запоминающимися: видно, что Marvel сделала небольшой шажок вперед после оригинальных «Стражей». При этом Ганну удалось соблюсти баланс между динамичными сценами с обилием спецэффектов и размеренными кадрами, в которых можно полюбоваться неземными пейзажами. Живая планета Эго — один из них, незабываемое «чудо» сродни мертвой Луне в Dead Space 3.
Слуху в обществе «Стражей Галактики 2» тоже понравится. Композитор Тайлер Бэйтс, написавший музыку для первого фильма, сделал то же и для второго.
По субъективным впечатлениям, саундтрек сиквела не уступает прошлой работе Бэйтса, а уж в связке с «гостевыми» композициями из «Улетного микса 2» обещает стать таким же хитом, как получилось у музыки первых «Стражей». Среди «гостей» засветились «Mr. Blue Sky» от Electric Light Orchestra и «Surrender» от Cheap Trick — ценители культуры 70-80-х годов будут в восторге. Далеким же от восхваления прошлого не стоит бояться. Вся музыкальная подборка идет нота в ногу с повествованием, дополняя его бойкий настрой.
Джеймс Ганн начал выстраивать его с начала фильма идеально подобранной сценой и правильно сделал. В первой части эмоциональный посыл от вида умирающей матери Питера Квилла пропал втуне. Здесь наоборот, дух 80-х задает подходящий ритм и выдерживает его до конца, одновременно наводя на важную для восприятия фильма мысль: «Стражи галактики 2» представляют собой разудалой и эмоциональный приключенческий боевик с ноткой уместной ностальгии.
Эмоциональность, к слову, стала одним из ведущих мотивов фильма. Первый Ганн посвятил знакомству нас с героями, а их с друг другом. Он не впихнул невпихумое, сделав их братьями навек, а просто забросил семена для дальнейшего развития отношений. Только в сиквеле Звездный лорд и его гоп-братия начали притираться друг к другу. Притирка ожидаемо выразилась в ссорах и мини-игре «выясняем, чей длиннее».
Столь благодатную почву из всеобщих разборок Ганн-сценарист использовал для придания глубины персонажам. Удачно, кстати, использовал. Поверхностность Квилла и сотоварищей компенсировала свежесть оригинальной картины — пофиг на глубину, когда на экране такая кино-бомба! В сиквеле такой трюк не прошел бы, что режиссер понимал и не допустил.
Ганн привнес в приключенческий комедийный боевик драму и в меру своих возможностей размазал её по сюжету. Местами вышло не вах: история Мантис (Пом Клементьефф) совершенно не цепляет, хоть её и преподносят в качестве «собачонки» Эго. Йонду (Майкл Рукер), наоборот, разрывает шаблон, ведь он вторичный персонаж, а эмоций и сопереживания вызывает больше Дракса.
Сюжетная линия Йонду — одна из сильнейших. Ракета чутка не дотянул, но тоже хорош. Ганн уделил ему достаточно места в хронометраже, чтобы забросить эмоциональные крючки и при этом не переборщить, скатившись в сопливую драму о жертве экспериментов. Злоключений Ракеты показали в меру, так что его поведение и характер можно понять.
Отношения Гаморы и Небулы/Эго и Квилла не так эмоционально сильно, но столь же продуманы. В случае первых Ганн пробежался по теме несправедливости в семьях с несколькими сестрами, а вторые — классическое непонимание отца и сына. В первой части нам показали, что, например, Гамора хорошая, а Небула — злодейка. Во втором фильме Ганн приоткрыл их детские отношения, чем выставил Гамору эгоистичной мразью. Прелесть в том, что сюжет не поменял Гамору и Небула местами, а просто указал: обе сестры те ещё сучки, а ты, зритель, поступил бы на месте Гаморы или Небулы точно так же.
Я чрезвычайно рад, что Джеймс Ганн ушел от черно-белого видения мира, характерного для большинства комикс-фильмов, в сторону оттенков. Йонду, Квилл, Ракета — каждый из них ведет себя понятно и предсказуемо. Когда тебя бьет жизнь, ты обрастаешь шкурой и бьешь в ответ всех, не разбираясь. Когда тебя кусают, ты огрызаешься или трусливо бежишь. Кто так не делал?
Да, в «Стражах Галактики 2» хватает сценарных ляпов, но Ганн выдержал правильный градус драмы. Он придал характерам героев неоднозначность и глубину, не превратив фильм в псевдосерьезное убожество. В нем просто не нашлось бы места Ракете, которого хотелось одновременно пожалеть и пристрелить, и малышу Груту, взрывающему мими-метр каждым появлением.
У «Стражей галактики 2» лишь один недостаток. Хоть юмор сиквела не уступает оригиналу, эти шуточки про соитие и члены… Видимо, боссы студий хотели сильнее завлечь 16-летних подростков, которым такой юмор зайдет. Я ничего не имею против сортирного юмора, но в таких количествах в таком роскошно целостном фильме он неуместен.
«Стражи галактики 2» прекрасны. Если уж ненавистники Marvel и ее фильмов искали челюсти на полу зала, то простым зрителям сам Стэн Ли велел бросить все дела 4 мая и на световой скорости нестись в кинотеатр. Джеймс Ганн вопреки моим опасениям не растерял, а лишь приумножил достоинства оригинального фильма. Его продолжение красивее, эмоциональнее, безбашеннее и веселее, а что ещё надо от «Стражей Галактики 2»? Правильно, всем Грут!
Сидите в зале до самого конца титров — увидите много интересного.