Оригинальную трилогию приключений Крэша из серии Crash Bandicoot вспомнят сейчас только олды и прочие дедушки консольного гейминга. Забавный недотепа Крэш, главный символ первого поколения PlayStation и редкий представитель бандикутов в играх, когда-то был звездой первой величины. Было это еще в те стародавние времена, когда в Naughty Dog даже близко не задумывались об Uncharted, The Last of Us или вообще каких-либо кинематографичных играх. Студия просто делала крутые платформеры, сохранявшие актуальность на долгие годы.
Первая часть вышла в 1996 году, стала успешной, после чего новые игры про Крэша выходили буквально каждый год — спин-оффы, кроссоверы, картинги и все, что душе угодно. Была даже штука под названием Crash Bash, состоящая из мини-игр для вечеринок в стиле Mario Party, но про сумчатого зверька-переростка и его друзей. Кажется, мы не увидели лишь файтинг и стратегию в мире Crash Bandicoot, а вот все остальное найдется без труда.
Битвы с боссами пафосны и эпичны — в этой, к примеру, обыгрываются ритм-игры типа Guitar Hero
Как вы знаете, полноценного продолжения серии игроки ждали с релиза Crash Bandicoot 3: Warped в 1998 году. Но вместо нее в 2017 году вышел сборник ремастеров Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, своеобразная подготовка перед релизом первой номерной части за более чем 20 лет. В нашем обзоре были заданы резонные вопросы к качеству игры и, возможно, это стало одной из причин, по которой к созданию четвертой части привлекли новую студию.
Увы, но к «четверке» Naughty Dog по-прежнему не имеет никакого отношения — ее разработала студия Toys for Bob, которую кто-то может знать по серии Skylanders и недавней Spyro Reignited Trilogy. Да и к эксклюзивам PlayStation бедолага Крэш давно не имеет никакого отношения, так как всеми правами владеет Activision. Но мы, так сказать, по-старинке решили играть в Crash Bandicoot 4: It's About Time на PS4, чтобы выразить уважение к богатой истории серии. Да и отсутствие игры в списке эксклюзивов PlayStation ничуть не мешает получать от нее удовольствие, ведь не зря же ее уже окрестили новой классикой жанра!
У каждой эпохи своя отдельная карта с уровнями-локациями, некоторые из которых секретны и открываются только при выполнении сложных условий
Toys for Bob сумела вплести в канву повествования всех злодеев, которые когда-либо фигурировали в кадре: Эн-Джин? Пожалуйста. Нео Кортекс? Тут он, тут. Эн-Тропия? Забирайте. Кое-кто из злыдней даже стал играбельным персонажем, но не будем портить удовольствие. По сюжету два страшных злодея объединились, чтобы уничтожить мультивселенную, проделав в ней несколько квантовых дыр — порталов между различными временными эпохами. Молчаливый Крэш и его болтливая сестра Коко планируют спасти мир, собрав четыре квантовые маски и остановив злодеев. Согласитесь, платформеру сюжет не особо-то и нужен, но здесь его смогли привязать к конкретным игровым механикам, за что авторам честь и хвала.
В ретро-уровнях использован эффект ЭЛТ-телевизоров и помех, свойственных стареньким видеокассетам
Из-за разломов в ткани мироздания герои кочуют по самым разным эпохам, будь то постапокалиптический 2084 год, пиратские приключения в 1717-м или древняя Азия в 1402-м. Каждый из миров CB4 уникален и запоминается своими врагами, боссом и уникальной маской, которая дарует героям одну из особых способностей. Использовать эти маски можно лишь в специально отведенных сегментах уровней, но дефицита вы точно не ощутите — наоборот, авторы всячески навязывают использование масок, благодаря которым Крэш или Коко могут замедлять время, превращаться в смерч или менять пол с потолком местами.
Чем дальше по сюжету, тем сложнее уровни, а значит и сложнее условия для открытия костюмчиков
Чаще, чем когда-либо, разработчики играют с тремя доступными перспективами: основную часть времени мы наблюдаем за героем из-за спины, но камера обожает переключаться на 2D-вид сбоку в стиле старых платформеров, а иногда наоборот закрепляется «спереди», когда бандикуту предстоит убегать от каких-то напастей, надвигающихся из задней части экрана в переднюю, наступая героям на пятки. И вот эти самые смены ракурсов не раздражают, воспринимаются органично, делая ощущения от геймплея куда разнообразнее, чем, например, у более традиционных Cuphead или Ori.
Тона Бандикут получила полный редизайн в новой игре — ни следа от той «барби», которой она была в старых играх серии
В четвертой части бережно сохранили все то, за что серию Crash Bandicoot любят — плеяду персонажей с уникальными особенностями, различные типы ящиков и поверхностей, вариативный геймплей, позволяющий смертельным смерчем проноситься по уровню, периодически катаясь верхом то на животных, то на катерах, то на еще каких-то передвигающихся гаджетах. А главное — дикую сложность, которую можно описать фразой Nintendo hard, в которой ветераны 8 и 16-битных игр сразу со слезами вспоминают не только оригинального Крэша, но и Battletoads, Ninja Gaiden и другие платформеры, от которых пригорало.
К счастью, новая игра в этом смысле получилась сбалансированной — обязательные уровни, продвигающие нас по сюжету, в меру сложны, но хардкорными становятся лишь в том случае, если вы пытаетесь выполнить все базовые ачивки и заработать бонусный костюм для одного из своих героев. Все костюмы в игре, к слову, открываются в обмен на выполнение сложных челленджей, и никакого внутриигрового магазина с покупкой бустеров, поинтов или скинов нет — все по правилам 1996-го!
А еще в It’s About Time очень болтливые злодеи, которые предпочитают задирать наших героев дистанционно через динамики и громкоговорители
А для того, чтобы увеличить продолжительность игры, авторы предусмотрели ретро-уровни в виде VHS-кассет с воспоминаниями из 1996-го, а также возможность пройти любой сюжетный этап в обратном направлении. Контента очень много, он рассчитан на опытных игроков и знатоков жанра, и вдобавок дополнительно платить ни за что не просят. Всегда бы так!
17 минут геймплея Crash Bandicoot 4: It's About Time. Источник: IGN
Рассказывать про Crash Bandicoot 4 можно долго и с упоением. Это уверенный сиквел от людей, которые искренне полюбили персонажей чужой трилогии. И хотя в целом Toys for Bob ранее сталкивалась с Крэшем лишь шапочно, во время портирования Crash Bandicoot N. Sane Trilogy на Switch, команда все-таки справилась с созданием новой игры. И точно сделала это куда лучше, чем авторы чудовищной Crash of the Titans 2007 года. Сейчас старик Крэш как никогда полон фана, задора и желания вновь стать конкурентоспособным героем, чья история не закончилась в 90-х. Пусть и не маскот PlayStation, но все еще персонаж, за игрой про которого хочется проводить много времени.
В качестве итога — игра отличная. Нет, правда, именно такую классику нам и хочется видеть, когда ее подтягивают до актуальных стандартов 2020 года. Там, где N. Sane Trilogy не смогла удержать аудиторию, It’s About Time справилась. Toys for Bob, мы благословляем вас на разработку пятой части Крэшика!