Несмотря на 26 лет ожиданий, не все фанаты культовой серии Streets of Rage восторженно встретили четвертую часть. Автор этого текста поначалу тоже не испытывал восхищения, но в итоге прошел игру без малого 30 раз. Как так получилось? Недавно вышедшее дополнение Mr. X Nightmare стало хорошим поводом для разговора о скрытом потенциале Streets of Rage 4, который могли заметить только самые яростные фанаты классического beat 'em up. А вот у самого дополнения имеются определенные проблемы.
По иронии судьбы вышло так, что Streets of Rage 4 с ее скромным хронометражом в действительности оказалась намного глубже, чем кажется. Понять все тонкости механики можно лишь через десятки часов, когда при написании рецензии автора гонят жесткие условия эмбарго. Но какой будет толк от обзора, опубликованного спустя пару недель или даже месяц? После прохождения дополнения Mr. X Nightmare стало очевидно, что многое ускользнуло от меня в оригинальной рецензии, опубликованной на сайте больше года назад.
Поумневшие враги вызывали приступы ярости, перебивая длинные цепочки комбо подлыми тычками в спину. А ведь без этого не накопить себе жизней, что особенно актуально для аркадного режима. Скачущие по всей арене боссы с их резкими выпадами и неожиданно активировавшейся броней казались примером ленивого геймдизайна. Но чем больше проводишь времени в четвертой части, тем быстрее понимаешь, как нужно играть по правилам, задуманным авторами. И в действительности не такие уж они читерские. Уж насколько я равнодушен к выбиванию ачивок, но получение ранга S на харде в Streets of Rage 4 — один из самых увлекательных опытов за последние годы.
Все боссы, ставшие играбельными персонажами, получили новые сокрушительные спешлы. Вот такой теперь есть у Шивы
Дело в том, что четвертая часть в большей степени не про веселое времяпровождение в компании подпитых друзей, хотя легкий уровень сложности дает такую возможность. На высшем уровне она про превозмогание, выводы из собственных ошибок, а также непреодолимое стремление к улучшению навыков и результатов в рейтинговой таблице. Если человек продолжает играть в Streets of Rage 4 как в первые три, бездумно лупя суперударами и игнорируя все те преимущества, которые несут в себе джагглы и границы экрана, то лучше обойти Mr. X Nightmare стороной. Потому что ключевой фишкой дополнения стал новый режим выживания, который требует куда большей отдачи, нежели битва со всеми боссами подряд или даже получение максимального ранга.
Согласно завязке, доктор Зан решил основательно подготовить героев к новой угрозе и отправил их в виртуальную реальность, созданную воспаленным сознанием Мистера Икса. Геймплей в новом режиме — это череда рандомно сменяющих друг друга уровней, включая позаимствованные из прошлых частей. При этом уровень сложности тоже растет совершенно случайно: скажем, во время первого забега я без проблем вынес врагов на первых десяти этапах и лишь с одиннадцатого начал основательно напрягаться. А в другой ситуации получил по голове уже на шестом и был вынужден стыдливо нажать на рестарт. Есть еще и альтернатива в виде фиксированной последовательности уровней, которая доступна в течение ограниченного времени.
В девяностые серию нередко называли «Драками в баре» из-за японского названия Bare Knuckle и скверных познаний в английском. Ну и, собственно, вот
Важным элементом реиграбельности служат модификаторы, которые выпадают после каждого пройденного этапа. Повышение силы, снижение урона от вражеских атак, появление напарника и еще куча всего. На отсутствие интереса к повторным заходам теперь точно не пожалуешься с учетом такого количества опций, позволяющего адаптировать игру под себя. Хотя, если честно, я был бы очень рад наличию твиков, позволяющих еще сильнее перекроить геймплей под свои нужды. Например, оставить только ретро-уровни, где враги с их корявыми анимациями и оттого резкими выпадами представляют наибольшую угрозу. Кстати, новый режим можно опробовать в сетевой игре абсолютно бесплатно, если удача сведет вас с человеком, расшарившим «выживальческую» сессию на весь мир. Правда, как показал опыт, играют в Streets of Rage 4 в основном западные геймеры, поэтому с пингом все, мягко говоря, печально. И с учетом боевки, завязанной на таймингах, печально вдвойне.
Вы зацените, какая ненавязчивая отсылка в арене Dead Pool из Morta Kombat 2
Настоящее разочарование может поджидать игрока после того, как он разменяет третий десяток уровней. Вот уж где возникают подчеркнуто намеренные проблемы с балансом, а на арену выкатываются десятки врагов — быстрых и живучих. Это дополняется метеоритным дождем и другими не менее подлыми ловушками. Если первые двадцать уровней служат хорошей проверкой наработанного скилла, то последующие уже отдают душком ранних MK, где самым действенным способом одолеть читерский AI был спам одного приема, на который периодически ловился компьютерный оппонент. Так и здесь: в условиях полнейшего хаоса разумнее будет навесить на себя перков, добавляющих эффекты огня, яда и электричества к спецприемам и долбить ими до посинения. Причем этот процесс отчего-то дико просаживает фреймрейт до каких-то совсем невразумительных значений. И ладно бы на Switch, но нет: оказалось, что фейерверк двухмерных спеллов старушке PS4 не по зубам.
Геймплей Survival Mode в Mr. X Nightmare. Источник: PlayStation
Также необходимо отметить, что Survival Mode — не только аддитивная прибавка к прочим режимам, способ напрячь свой скилл пуще прежнего или, тем паче, инструмент для выбивания ачивок. Он также открывает доступ к альтернативным спецприемам. Благо не нужно достигать каких-то высот в рейтинговой таблице: просто копим очки за прохождение уровней, и неважно, сколько ушло попыток или до какого уровня добрался геймер. И некоторые атаки, прямо скажем, сильно меняют ощущение от персонажа. Кто там жаловался на то, что Аксель обожрался стероидов и из самого сбалансированного героя серии превратился в неповоротливый танк? С новым мув-сетом это просто адская машина для вышибания дерьма из вражеских туш.
Подозреваю, что не обойдется без очередного патча, правящего баланс — в сети уже хватает роликов с демонстрацией неперебиваемых комбо длиной в вечность. А пока любители набивать легкие очки могут возрадоваться и улучшить результат в Boss Rush. Но какими бы имбовыми не казались новые спецы, перекошенный баланс самого Survival им все равно не выправить. Когда тебя окружают со всех сторон, да еще и заливают метеоритным дождем, времени для прожимания длинных комбо не будет. Придется постоянно маневрировать, а не лепить бруталити одному-двум зажатым в углу врагам.
Для тех, кто так и не сумел прочувствовать геймплей на кончиках пальцев, разработчики добавили режим тренировки, который, к слову, доступен и без DLC. В нем, как в японских файтингах, геймера сперва обучат азам, а затем выдадут череду челленжей, требующих выполнения уж очень хитрых и длинных комбо. Воплотить такое в жизнь иной раз не помогут и полсотни попыток. В завершение следует отметить такие новшества, как смена раскраски персонажей и уровень сложности Mania+, рассчитанный на тру-хардкорщиков, а также целых четырех новых персонажа, а не три. Но секретного спойлерить я не хочу.
После десяти часов, проведенных в режиме выживания Mr. X Nightmare, он все еще выглядит интересным концептом, требующим серьезного ребаланса на поздних стадиях. Или совершенно нечеловеческих навыков. Здесь есть где разгуляться любителям серьезного вызова и подчеркнуто нечестных сложностей, а менее искушенным геймерам не стоит испытывать свои нервы — повыбивайте лучше лишних очков в превосходном Boss Rush.