Обзор ремейка System Shock. Это классика, это знать… надо?
Обзоры и превью

Обзор ремейка System Shock. Это классика, это знать… надо?

Ремейк System Shock ждали с опаской — разработчики подливали масла в огонь неаккуратными высказываниями и переносами, чем иногда откровенно пугали. Но вот игра вышла и получила отличные оценки и отзывы геймеров — учитывая, насколько редки сейчас immersive sim, проходить мимо кажется преступлением. Вот только оригиналу в следующем году пойдет четвертый десяток, и, несмотря на качество ремейка, кажется, он должен быть стать еще «ремейкистее». А что получилось у Nightdive — рассказываем после десятка часов мытарств с SHODAN.


Это классика, это знать надо

История оригинальной System Shock вышла непростой, как, похоже, и вообще у любого immersive sim. Хоть игра и получила на релизе отличные отзывы от критиков и пользователей, а также неплохо продалась, для студии это был убыточный проект. Примечательно, что сиквел повторил судьбу оригинала, а третья часть хоть и была анонсирована, признаков жизни с тех пор не подает.

Разумеется, ремейк первой игры тоже не могли обойти всевозможные проблемы, главные из которых — семилетняя разработка и неоднократные переносы. Игра должна была выйти еще в 2021-м, но в итоге добралась до цифровых прилавков только в мае 2023 года, и то лишь на ПК — консольных версий придется подождать неопределенное количество времени. Также недавно команда вляпалась в историю с использованием ИИ для создания облика антагониста игры (он тоже ИИ), чему поклонники были не рады.

В игре есть русский перевод, но шрифт настолько ужасен, что я зачастую играл на английском

Но System Shock Remake все-таки вышла, снова получила отличные отзывы от прессы, а затем и от игроков. Ремейк удался? Да, как ремейк проект более чем удался — System Shock никогда не выглядела так стильно, не игралась так удобно и не была настолько доступной для современной аудитории. Вот только не факт, что именно такой ремейк нужен был этой игре.

Дело в том, что оригинал вышел без малого тридцать (30) лет назад. Это натурально ровесник DOOM 2 1994 года, да и выглядит оригинал, на самом деле, похоже. Ну, не считая чудовищный интерфейс, занимающий половину пространства на экране.

Первая и вторая System Shock. Несмотря на всю критику раннего 3D, сиквел по всем параметрам сохранился лучше

Строго говоря, настоящей классикой стал вышедший в 1999 году сиквел, на который затем и равнялись создатели Bioshock, Deus Ex и Dishonored. Именно System Shock 2 довела до ума все идеи не до конца определенного жанра immersive sim, по которому мы сейчас и маркируем эти игры. А вот оригинал не может даже похвастаться тем, что был на этом поле первым — его еще в 1992-м опередила Ultima Underworld: The Stygian Abyss.

Об этом немалом возрасте будет напоминать все, начиная с простого сценария. Хотя в отличие от Джона Кармака и его DOOM, в System Shock есть явная завязка и даже сюжетные повороты, а сама тема как нельзя актуальна в наше время. Мы играем за безымянного хакера — все зовут его Хакер. Действие разворачивается в 2072 году, и наш Хакер пытается взломать местную корпорацию, чтобы выкрасть ее секреты. Этому мешает подоспевшая охрана, которая вяжет киберпреступника прямо в собственной квартире.

Атмосфера ретро-будущего передана отменно — в таком стиле хочется отдельную игру

Взятого с поличным негодяя встречает голограмма босса компании, которая предлагает сотрудничество в обмен на помилование. С Хакера требуют отключить этические ограничения искусственного интеллекта SHODAN. Успешно справившись с задачей, герой теряет сознание из-за немедленно начавшегося хаоса. Очнувшись полгода спустя в медицинской капсуле, он понимает, что оказался на космической станции «Цитадель», где помимо него обитают взбесившиеся роботы, мутанты и сама SHODAN.


Вы со своим ChatGPT доиграетесь

С этого момента мы полноценно берем управление в свои руки. Первые впечатления строго положительные: стильная графика, отличная производительность и очень удачный интерфейс сразу намекают на высокое качества ремейка.

Быстро и безболезненно развеиваются и надежды на достойную боевую систему — буквально при первой встрече с роботом в соседней комнате. По уровню исполнения ближнего боя, стрельбы и стелса System Shock напоминает TES 4: Oblivion. Комплимент это или нет, мы и сами не знаем.

Махать дубинкой перед мутировавшими рожами долго не придется

Махать дубинкой перед мутировавшими рожами долго не придется

В этом нет ничего удивительного: перед нами дословный ремейк тридцатилетней игры. На свое время System Shock действительно предлагала поразительно широкий набор действий: хотите — расстреливайте врагов, хотите — режьте лазерной саблей, хотите — заманивайте на мины. А самые отчаянные даже могут попытаться обойти их в стелсе.

Это и сейчас выглядит неплохо, ведь тут есть и прокачка оружия со снаряжением (другой прокачки нет), некоторый крафт, да и действительно можно попробовать разобраться с недругами разными способами. Но это по-прежнему новая кожа, натянутая на скелет старой, очень старой игры, из чего и растет кривизна происходящего.

Встречаются и линейные шутер-эпизоды в киберпространстве

Встречаются и линейные шутер-эпизоды в киберпространстве

Сам мир имеет структуру метроидвании, причем достаточно старомодной. Буквально это значит, что если вы хоть чуть-чуть страдаете топографическим кретинизмом, то играть будет тяжело. Изучать окружение интересно, в нем много секретов и мало какие игры сейчас делают с таким вниманием к левел-дизайну, но речь идет в основном об узких коридорах и достаточно похожих друг на друга комнатах, а количество бэктрекинга иногда превышает все разумные пределы. Все дело в самом строении игры — вас изначально не запирают в одной локации, давая исследовать несколько уровней станции, однако в важные места пускают постепенно, по мере приобретения сюжетных предметов.

В этом кроется еще одна из проблем. Краеугольный камень всего жанра immersive sim сформулирован студией Arkane: у любой задачи всегда должно быть несколько решений. Опустим, насколько позорно и для галочки сама Arkane реализовала это в Redfall, однако System Shock этому правилу вообще не соответствует.

Настоящая световая сабля, а не как в «Звездных Войнах»!

Настоящая световая сабля, а не как в «Звездных Войнах»!

Чтобы продвинуться по сюжету, вам всегда нужно сделать конкретное действие: найти конкретный вид взрывчатки, узнать шестизначный пароль от терминала (обычные пароли в игре трехзначные, так что вас встречает не знаменитое «0451», а «451») и так далее. Альтернативного варианта для таких ситуаций нет, и развлечь себя вариативностью вы можете разве что в прокачке и боях.

Хотя, как это принято говорить про иммерсивы, «игра не держит вас за идиота». Правда, для этого используется старомодный и неприятный способ, который напоминает скорее о старых квестах. Некоторая сюжетно важная для прохождения информация содержится в разбросанных тут и там записках — так или иначе, придется изучать их все. Из-за таких приколов застрять с полным отсутствием понимания происходящего становится проще простого, а использование чужого прохождения (подойдет и вариант для оригинала 94-го) убивает весь иммерсивный опыт.

Выглядит страшнее, чем на самом деле

Выглядит страшнее, чем на самом деле

Учитывая неинформативную карту, полное отсутствие системы квестовой навигации (даже самостоятельно маркеры можно ставить только на легкой сложности) и другие подобные приколы, разработчики собственноручно ограничили аудиторию игры старыми фанатами и самыми ортодоксальными современными геймерами — теми, кто не признает принятые сейчас удобства от слова совсем.


Технически не подвели

Зато игра лишена главной болезни всех релизов 2023 года. В System Shock отличная графика, низкие системные требования, а баги и проблемы с производительностью отсутствуют практически полностью.

В плане визуала игра напоминает картину импрессионистов. Не столько цветовой эзотерической кашей на экране, сколько тем, что ее стоит рассматривать издалека. В буквальном смысле: подойдя к объектам вплотную, вы увидите пикселизированные текстуры. Так и задумано: изображение приобретает современный вид, как только вы отойдете на пару шагов назад.

Учимся говорить правильно: не «текстурки времен палеозоя», а «стилизация»

Простую картинку разукрашивает освещение. Благодаря этому скучные коридоры «Цитадели» не выглядят настолько безликими, а киберпанк-город из вступления напоминает лучшие моменты из «Бегущего по лезвию».

Немного спорными могут показаться модельки монстров — они выглядят слегка нелепо и мультяшно. Но это, вполне вероятно, осознанное решение: местный ретро-футуризм весь как будто сделан с теплой ностальгией и иронией к жанру, всем этим пузатым мониторам на космических станциях и летающим автомобилям рядом с дискетами.


Первые 20 минут ПК-версии. Источник: IGN


Отдельно радует и минималистичный интерфейс с приятными анимациями. Разработчики нашли компромисс между центром управления полетами из оригинала и современными минималистичными тенденциями, выдав что-то вроде варианта из новых Deus Ex. Впрочем, учитывая количество мусора, с которым вы взаимодействуете, не хватает набора общих действий — сейчас предметы нельзя даже автоматически отсортировать.

При этом игра буквально готова запуститься на любом ведре, а на более-менее приличной системе спокойно выдаст и 60 стабильных кадров, и отличную картинку. Обладатели топовых сборок так и вообще могут поиграть в 8K или 4K@120 fps, при этом не обломавшись от уровня графики. Вот тут действительно понятно, ради чего переносили!

Ради чего стоит играть:

  • Олдскульный геймдизайн
  • Хорошее техническое исполнение
  • Стильный ретрофутуризм
  • Простой сюжет на актуальную тему

Что портит удовольствие:

  • Олдскульный геймдизайн
  • Необузданный бэктрекинг
  • Постоянно застреваешь в поисках кода для очередной закрытой двери

 

Итог

В ремейк System Shock стоит сыграть тем, кто любит максимально дотошно исследовать каждый миллиметр локаций, читать все записки и вникать во все игровые механики. Если первое прохождение Prey/Dishonored заняло у вас порядка 30-40 часов, то и в System Shock вы проведете не меньше времени. Но если вы играете расслабленно, позволяя себе пропускать неинтересные моменты и иногда откровенно забивать на необязательный контент, то от игры стоит держаться подальше. Возможно, что для настолько дословного ремейка оригинал уже слишком устарел, и ему нужно было полное переосмысление, а не техническая обновка. Для многих более разумно будет сыграть в те же Prey от Arkane или System Shock 2 — вот это уже настоящие immersive sim со всеми вытекающими.

Игры в материале:

Комментарии (23)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Yustan
Топ 1000 адекватов
67
08.06.2023 09:14
Поиграю, когда в РФ будет доступно
Thiefling
Собачка-неудачка
75
08.06.2023 04:36
Теперь можно подождать еще лет 10 и получить ремейк СШ2.
Александр Алентаев
Мыльный Драке
10
06.06.2023 03:52
Дело ясное, что дело тёмное (с)
lamidex
Надиратель задниц
75
06.06.2023 10:55
гениально, Ватсон
Tumsfestival
GURU team
54
05.06.2023 20:27
"вы хоть чуть-чуть страдаете топографическим кретинизмом"
Принял.
lamidex
Надиратель задниц
75
06.06.2023 10:56
Бывает
Nightyshar
Шериф GameGuru
69
05.06.2023 18:35
А почему же тогда это считается иммерсив-симом,если вариативности почти нету,а выбор каким оружием убить врага был и в думе
lamidex
06.06.2023 10:56
это не Doom далеко
ну всё же гемплей здесь не идёт по рельсам, строго заданным разработчиками, врагов можно, например, запереть в комнате, оббежеать вокруг по соседнему тунелю, отключить световой мост, чтобы они не добрались. Конечно, это на минимальном уровне всё сделано, в сравнении с современными И-С, и мало кто использовать будет, но это есть.
PainDevil
Легенда GameGuru
23
05.06.2023 18:33
Я хоть и не играл в оригинал, но для меня это обязательный мастхев к прохождению
lamidex
Надиратель задниц
75
06.06.2023 10:57
Я тоже так считал ещё давно - и до сих пор не прошёл
ViceMallow
GURU team
19
05.06.2023 17:16
Отличное возрождение классики иммёрсив-симов. Для меня систем шок стал некой песочницей. А ещё я словил вайбы первой готики, лол. Потому-что в ней я исследовал локации и собирал лут, прежде чем приступить к сюжету. То же делал и в систем шоке. Рекомендую всем, кто хочет реального ИГРОВОГО опыта
a.reivakh
Странствующий бард
62
05.06.2023 16:15
Как хорошо читать, что ремейк удался. И зря я отменил предзаказ в прошлом году...
Flame for all
05.06.2023 16:50
Почему зря? Купишь сейчас, мб по фулл прайсу, мб по скидке, зато за продукт, который действительно есть, который действительно вышел, а не за обещания.
a.reivakh
Странствующий бард
62
05.06.2023 17:46
Потому что издатель свинтил и фулл-прайс - 3000... А предзаказ был 800 рублей.
Flame for all
05.06.2023 18:00
Ну тогда только скидок ждать
PSYCHOff
Всегда прав
62
05.06.2023 17:55
они демку полностью рабочую где-то год назад выпускали, так что игра была, не многие так делают
a.reivakh
Странствующий бард
62
05.06.2023 18:02
В 2019 первая версия демки вышла. Потом в 2021 обновлённая вместе с открытием предзаказов.
Flame for all
Властелин лута
60
05.06.2023 18:03
Демки и ранний доступ это лучше, чем обещания за "воздух", но всё же, на мой взгляд, всё ещё недостаточное оправдание для предзаказа.

Сам предзаказываю в основном в двух случаях:
1) если хайплю проект и являюсь фаном (тут любое рациональное зерно отключается)
2) если знаю, что сейчас нужная сумма на предзаказ есть, а потом, через N времени, когда игра выйдет, её точно не будет.

В остальном лучше дождаться выхода проекта и не платить за хрень с патчами первого дня, хреновой оптимизацией и прочее-прочее.
lamidex
Надиратель задниц
75
06.06.2023 10:57
не зря
Антон Логвинов
Всевидящее око GameGuru
72
05.06.2023 14:20
Буду
lamidex
Надиратель задниц
75
05.06.2023 14:43
Будда
lamidex
Надиратель задниц
75
05.06.2023 13:51
Давно слышал о System Shock. Но так и не заинтересовался

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?