Обзор Pentiment. Книжка с картинками для взрослых от геймдиректора Fallout: New Vegas
Обзоры и превью

Обзор Pentiment. Книжка с картинками для взрослых от геймдиректора Fallout: New Vegas

Многие из нас, когда были маленькими, думали, что вырастут и будут покупать столько конфет (или пива), сколько захотят, а играть будут во взрослые игры, увидев которые мама сойдет с ума от количества крови, матюков и голых сисек. Кто ж знал, что конфет уже не захочется, от пива болит голова, а настоящие взрослые игры — это двухмерные исторические RPG про средневековых художников. Давайте разбираться, кто уже дорос до таких развлечений, и чем они, собственно, развлекают.


Леонид Каневский в Средневековье

Дело происходит в Баварии шестнадцатого века. Молодой художник Андрес в аббатстве небольшого города Тассинг заканчивает свой шедевр — это та работа, которая отделит подмастерье от признанного мастера. Все вроде бы идет неплохо: Андрес снимает комнатку у семьи местных крестьян и работает каждый день, а в аббатстве у него есть наставник, который помогает закончить картину.

Только все меняется, когда в город приезжает заносчивый барон, одинаково раздражающий что местных ремесленников, что послушников. По возможности он может выбесить и игрока, но обижаться смысла нет — основная часть истории стартует с его убийства, расследование которого нитью связывает весь сюжет. Начать собственное независимое следствие Андерс решает из-за того, что обвиняют в убийстве его наставника, немолодого и явно невиновного аббата.

Та самая сцена, которая в учебниках называется «спусковым крючком сценария»

Та самая сцена, которая в учебниках называется «спусковым крючком сценария»

Прямо как в «Андрее Рублеве» Тарковского, история средневекового художника затрагивает 25 лет его жизни, но проходит в том самом городке Тассинг, из которого Андерс еще в начале мечтает уехать. Впрочем, помимо обычного детектива из Pentiment выходит и неплохой «сельский» детектив — на фоне непростых отношений и других злоключений жителей основное расследование иногда уходит на второй план.

Стоит сразу отметить, что даже «успешно» пройдя игру, вы с большой вероятностью не узнаете кто убийца: Pentiment совсем не детектив Агаты Кристи или Конан Дойля. И даже не серия «Скуби-Ду», в которой с криком «Ага!» с чудища в конце срывают маску. После финала в душе останется сомнение, и это отличный повод начать игру заново, чтобы разнюхать все получше.

Но начав игру заново, придется опять мотаться по тому же Тассингу и окрестностям

Но начав игру заново, придется опять мотаться по тому же Тассингу и окрестностям

Дело в том, что в Pentiment есть что-то среднее между реальным течением времени и разбитием суток на части как в играх серии Persona. То есть разработчики искусственно ограничивают игрока в его возможностях, не давая на полную развернуться любителям все исследовать и со всеми переговорить. Более того, банально заболтавшись с кем-нибудь в диалоге, можно пропустить лишнюю часть дня и что-то не успеть!

Видимо, игра подразумевает, что вы выберете себе одного-двух подозреваемых и начнете копать под них — звучит круто? Ну да, особенно в сочетании с тем, что найти убийцу вам вряд ли удастся, а осознать бесперспективность версии получится где-то в середине прохождения. Хотя найти улики и обвинить непричастного человека тоже по-своему забавно — разработчики предусмотрели такие вещи и прописали соответствующие диалоги.


Не совсем как Disco Elysium

Сейчас мы перейдем к описанию основной части игрового процесса Pentiment, но держите в уме вот что: на бумаге это кажется очень похожим на Disco Elysium, но из-за ряда мелких различий в итоге от прохождения остаются совершенно другие эмоции. Да, это тоже RPG, в которой нет ничего, кроме диалогов и шатаний по локациям одного города, но у игр разная суть.

Как и с Ревашолем в Disco Elysium, вся Pentiment происходит в Тассинге и окрестностях, которые мы исследуем в разные периоды. Игра разбита на три акта, между которыми проходят многие года — каждый раз в городке Андрес оказывается немного другим человеком. То же самое происходит с самим Тассингом и горожанами: суровый быт средневековой Европы тоже накладывает на них тяжелый отпечаток.

Старые люди нарисованы так, будто потихоньку стираются с картины

Старые люди нарисованы так, будто потихоньку стираются с картины

Собственно, именно персонажи — центральная часть Pentiment. Диалоги, диалоги и еще раз диалоги, чем еще тут можно заниматься? Подчас разговор может затянуться, и палец уже устанет прокликивать бесконечные сообщения, но деваться некуда — в игре используются комиксные «облачка» с текстом вместо «ленты Твиттера» из Disco Elysium, из-за чего может создаться иллюзия, что графомании тут немного. Но это, конечно, лишь иллюзия — могут ли иначе создатели Pillars of Eternity?

При этом уместнее сравнить Pentiment с какой-нибудь визуальной новеллой или интерактивным кино, ведь ваши выборы тут гораздо важнее, чем «статы» и «харики». У Андерса нет как таковых цифровых характеристик — в ходе одного из диалогов во вступлении вы выбираете его любимые предметы в институте, и то, как он проводил свободное время, а также религиозные и политические взгляды.

Вы учили римское право или медицину? А может, надо было вместо этого пить пиво и тискать трактирщиц?

Вы учили римское право или медицину? А может, надо было вместо этого пить пиво и тискать трактирщиц?

Если герой любил покутить в студенческие годы, то в диалоге с какой-нибудь дамой появится вариант с приставаниями, а если вместо пива Андерс внедрял дисциплины права, то сможет не раз выручить местных крестьян. Но цифровых характеристик вроде «+5 к знанию римского права» или «-10 к харизме» тут нет — либо знаешь, либо даже не задумываешься.

Зато тут важен каждый разговор, и иногда диву даешься, какой мощный толчок расследованию дает то, что вы поделились хлебом с плотником. Хотя некоторые решения, о которых игра даже помечает, что «это запомнят», стреляют только в самом-самом финале, до которого еще нужно добраться.

Пообещал заплатить за аренду раньше времени? Тебе это еще припомнят!

Пообещал заплатить за аренду раньше времени? Тебе это еще припомнят!

Но выборы подсовываются постоянно: как поприветствовать дворянина, небрежным кивком или со всеми почестями? С кем сегодня отобедать? Будете ли вы поддерживать протестантские идеи Мартина Лютера и тем самым выводить католических священников из себя? Благодаря этому у игры огромный потенциал для перепрохождения.

Как и в Disco Elysium голоса в голове Гарри Дюбуа постоянно что-то ему нашептывают, а иногда даже побуждают героя к действию в обход игрока — в новой игре Obsidian не так. Местные голоса возникают в моменты выбора: герой может посоветоваться со Святым Гробианом, Сократом и царем Иоанном. Что характерно, решать за героя и влиять на ход беседы они не будут, лишь как хороший психотерапевт разложат видение ситуации по полочкам со своей точки зрения и оставят решение за вами.

Вместо галстука и древнего рептильного мозга у нас тут историческая личность, католический святой и Сократ

Вместо галстука и древнего рептильного мозга у нас тут историческая личность, католический святой и Сократ

Собственно, это, наверное, основное, что отдаляет игру от очевидного сравнения с Disco Elysium: градус безумия тут крайне низок. Вы в средневековом городе, вокруг реалистичные персонажи и исторический контекст, со всеми этими деталями быта и социально-религиозными трансформациями общества, вызванными идеями Мартина Лютера. Ни с галстуком поговорить, ни напарника азиатом обозвать — можно разве что как грязный кмет подебоширить в корчме.

Такая проработка нарратива и нелинейность — фирменный почерк Джоша Сойера, геймдизайнера, участвовавшего в разработке Icewind Dale, Neverwinter Nights 2, Pillars of Eternity, но особенно известного по Fallout: New Vegas. Нелинейность и разнообразие, пускай и ценой посредственного технического исполнения — короче, все как обычно, но в этот раз вроде обошлось без сумасшедших кранчей.


Скромное инди из Game Pass

Хотя кто-то заинтересовался игрой из-за Сойера, а кто-то из-за того, что «вау, выглядит как мемы про страдающее Средневековье». Да, игра действительно выполнена в стиле средневековых гравюр, что маскирует ее дешевизну и скупость анимации, но тот же стиль куда более ярко выражен, например, в The Procession to Calvary, которая тоже когда-то раздавалась в Game Pass.

Еще один интересный факт — в Pentiment практически нет музыки. Конечно, красивая мелодия играет в главном меню, но при исследовании мира вас будет сопровождать либо свиное хрюканье, либо уличный шум, либо оглушающая тишина холла аббатства — ну или что-то в этом духе. Разумеется, это не идет на пользу игре с таким количеством бэктрекинга.

В этом меню шрифты выглядят не так запутанно, как в самой игре

В этом меню шрифты выглядят не так запутанно, как в самой игре

Если даже с музыкой в Pentiment швах, то про озвучку и говорить как-то неловко. Ее, конечно же, нет, но разработчики попытались стильно выкрутиться — игрок может выбрать режим, при котором разные персонажи «говорят» разными шрифтами. Прежде чем соглашаться, внимательно посмотрите на все виды букв и подумайте, не порвут ли эти лишние закорючки ваш мозг.

Что еще сделано стильно, так это местная энциклопедия: про многие понятия и исторических личностей можно почитать прямо во время диалогов, и оформлено это как заметки на полях книги с гравюрами. Там же неподалеку можно почитать про судьбы героев, что поможет вернуться в струю после длительного перерыва.

Местная энциклопедия — та редкая вещь, которая задействует ваш трехмерный графический ускоритель по назначению!

Местная энциклопедия — та редкая вещь, которая задействует ваш трехмерный графический ускоритель по назначению!

«Приятным» сюрпризом стало полное отсутствие русской локализации на релизе, хотя английский тут гораздо проще, чем в Disco Elysium. Но, как и в случае с эстонским постмодерновым приключением, официальный «русик» для Pentiment обязательно будет — когда-нибудь после релиза.

А еще, в отличие от Fallout: New Vegas и Pillars of Eternity, Pentiment — та редкая игра Obsidian, которая вышла в приемлемом техническом состоянии. Вылеты и сломанные квесты у кого-то иногда все-таки встречаются, но в целом игру прямо сейчас можно взять и безболезненно пройти. Упомянутые выше названия что-то тронули в вашей душе? Тогда именно так и нужно поступить. Если знаете английский, конечно.


Первые 16 минут Pentiment. Источник: IGN


Ради чего стоит играть:

  • Вариативный сюжет, где решения имеют последствия
  • Атмосфера средневековой Европы и проработка мира
  • Поразительная реиграбельность
  • Похоже на мемы про «страдающее Средневековье»

Что портит удовольствие:

  • Это игра-книга, нужно много читать
  • Бэктрекинг
  • Сделано бедно, толком нет даже музыки
  • Российской локализации тоже нет

Итог

Сейчас надо как-то обойтись без штампов вроде «игра не для всех» — а Pentiment ведь ой как не для всех, и даже ценителей классических RPG ее аскетичность может отпугнуть. Такой эксперимент действительно можно выпускать только с поддержкой кого-то вроде Microsoft и ее Game Pass, где она обязательно найдет свою аудиторию — любителей разветвленных, необычных и комплексных историй с погружением, ради которых иногда придется немного пострадать, наворачивая лишние круги по локациям и получая совсем не то, что ожидал от своих решений. Прямо как в Средневековье.

Игры в материале:

Играть
Комментарии (27)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
KronRonan
21
12 дней назад
Выглядит все конечно мое почтение.. Сразу хочется на всю ночь углубиться в это
Александр
8 дней назад
в стиле видеорекламы средства от диареи
Nightyshar
Рок-звезда
55
12 дней назад
Я так понимаю это первый и последний раз когда игра от обсидиан вышла не забагованной,наконец-то дождались
Почему же первый) аутер ворлдс была прекрасно вылизана.
Nightyshar
12 дней назад
Точно,забыл про него
Отличная игра, между прочем)
Wetgoose
12 дней назад
Согласен целиком и полностью, но я, как фанат нью вегаса, был немного разочарован. Много самоповторов, менее качественно в плане ветвистости сюжета и всего такого. Плюс налет четвертого фоллача с гипетрофированными лут-системами не очень порадовал.

Впрочем, сейчас тянет перепройти, а это для меня всегда главный признак хорошей игры)
RUNAS
Не такой как все
37
14 дней назад
Хороший обзор
Podbiowolf
Смотрящий по играм
59
15 дней назад
не уверен что мне эта игра интересна, но обзор хороший.
Ravan
Судьбоносный
55
15 дней назад
Унылые серые лица вгоняют меня в депрессию. Мне этого и на улице хватает.
Thiefling
Собачка-неудачка
38
16 дней назад
Замечательная игра, судя по всему. Подожду русский, что уж. На дисколизиум дождался, и на это попробую.
Yustan
Собачка-неудачка
19
16 дней назад
В список желаемого до выхода православного языка

(а потом я понял, что у Габена этой игры нет :D)
StreamThread
Рок-звезда
57
16 дней назад
Проигрыватель на сайте стал недолюбливать мое железо. Я прекрасно знаю, что мой ноут не тянет 1440p 60 fps (И даже в 1080p 60 fps бывают пропуски кадров). Но до 480p то за что уменьшать? 🤔
StreamThread
16 дней назад
Тем временем на YouTube очень символичное количество лайков )

http://img.playground.ru/images/5/9/Snimok_ekrana_2022-11-22_015120.jpg
rachel_kidman
Критик критиков
30
16 дней назад
Ну The Life and Suffering of Sir Brante как-то осилила и это осилим. Было бы желание. 🤷‍♀️
Бранте топичный топ) но блин ветка аристократа настолько лучше остальных, что в принципе могла бы быть только она там
rachel_kidman
16 дней назад
Я вот как раз хотела попробовать, чо там с восстанием. Мало ли. 👀
15 дней назад
Комментарий был удален пользователем или администрацией сайта.
Wetgoose
GURU team
63
15 дней назад
С калькулятора я поначалу тоже пригорел, но потом понял, что это как в жизни. Иногда для принятия правильного решения либо для какого-то волевого поступка тебе реально не хватает статов 👾
Комментарии на сайте