Три года назад российская студия Owlcat Games выпустила свой дебютный проект — классическую RPG Pathfinder: Kingmaker по мотивам популярной одноименной настолки. Несмотря на технические проблемы и местами странные геймплейные решения, игра стала успешным трамплином для студии и разошлась миллионом проданных копий. Owlcat Games не стала собирать прямой сиквел, а взяла за основу лучшее из оригинала и рассказала совершенно новую историю в уже полюбившемся сеттинге. Мы провели в Pathfinder: Wrath of the Righteous целую неделю и теперь рассказываем, почему за эту российскую ролевую игру будет не стыдно даже самым хардкорным фанатам жанра.
Вообще, про такие проекты, как Pathfinder: Wrath of the Righteous, принято писать «в лучших традициях старой школы». Именно старая школа задействована в разработке — креативный процесс возглавляет Александр Мишулин, трудившийся над такими хитами СНГ-геймдева, как Silent Storm, «Демиурги», Heroes of Might and Magic 5 и «Аллоды Онлайн». Внушительный список, верно? Судя по новой игре, с тех пор Мишулин лишь набрался опыта.
Как и в случае с Kingmaker, средства на разработку Wrath of the Righteous собрали с помощью Kickstarter, где обе части были встречены с теплотой, выраженной в многократно превышенной сумме итоговых сборов. И именно взятая планка в два миллиона долларов на разработку сиквела при минимально необходимой сумме $300 000 стала ярким индикатором общего «доверия толпы» к Owlcat Games.
«Ладно, а что за игра-то получилась?», — спросит читатель. Скажем так: Wrath of the Righteous вышел бы достойный конкурент для Baldur’s Gate 3 и Black Geyser: Couriers of Darkness — однако релиз BG3 сдвинулся на 2022 год, а Black Geyser не смогла привлечь массового интереса, несмотря на высокое качество тайтла. В отсутствие других конкурентов, новая Pathfinder вполне может стать лучшей ролевой игрой года. По крайней мере, сейчас для этого есть все предпосылки.
И теперь, когда читатель-то уж точно заинтригован, самое время перейти к деталям. Генерация персонажа — мое почтение. Десятки классов, расовых особенностей, перков, уникальных черт и прочего. По своей вариативности система создания героя оставляет позади и старые части Fallout, и дилогию Pillars of Eternity. Тут можно слепить хоть боевого котика, хоть наездника динозавров. Авторы добавили все опции из Kingmaker, разбавив их сетом из новых портретов, умений и классов. Их счет теперь идет на сотни.
Пока по всему миру бушует нашествие демонов, пришедших из Мировой язвы, богачи устраивают пиры с эскортницами
Далее Pathfinder: Wrath of the Righteous радует пафосным (в хорошем смысле) саундтреком в духе Джереми Соула и вываливает на игрока тонну лора. Что-то про войну между Голарионом и Бездной, которая длится свыше сотни лет, про некую Мировую язву, что захватывает мир, и крестоносцев, пытающихся одолеть демонов. Про решающий Пятый крестовый поход, частью которого как раз станет протагонист. С первых же минут льется слишком много информации — это может стать минусом, но для внимательных геймеров, которые не брезгуют читать полотна текста, игра раскроет дотошно прописанный мир с плеядой интересных деталей.
Пережив нашествие демонов во главе с Королем саранчи, партия героев оказывается под землей и сталкивается с народом монгрелов — обособленных затворников, которые выживают за счет рыбалки и натурального хозяйства. И из этого самого дремучего подземелья начинается освободительная кампания во главе с нами. Игра с первых минут дает понять, что с деталями у WotR вообще все хорошо. Если героиня подвернула ногу, то будет передвигаться с реалистичным прихрамыванием. Врагов сочно разрывает на части, и есть несколько анимаций гибели от различных стихийных заклинаний, которые наверняка порадуют гуро-эстетов. При посещении библиотеки встречаются десятки фолиантов, которые реально можно прочесть, и в некоторых даже будут скрываться ключи к головоломкам в мире игры. Пришли в дом к богатому графу? Ждите BDSM-вечеринку с участием эльфов! При этом старая добрая изометрия, которую олды любят со времен первых Baldur’s Gate и Pool of Radiance, радует глаз: картинка яркая, сочная, полная деталей. Это и впрямь Pathfinder 2.0.
Трогательная встреча двух жен в комнате, полной трупов, которые сопротивлялись минутой раньше
А вот геймплей остался консервативным и верным классике D&D-игр: в ходе странствий мы собираем партию из шести приключенцев, путешествуем по Голариону, срываем планы демонов, поклоняющихся Бафомету и прочим нехристям. Как и в любой ролевой игре на Infinity Engine, группу необходимо сбалансировать с учетом скиллов героев и предпочитаемого стиля игры. Компаньоны колоритные — ведьма с расстройством аутического спектра, которая пережила казнь на костре, мутант с асимметричными частями тела, как у Харви Дентона, застенчивая и милая дамочка-суккуб да говорящий клинок, который мнит себя человеком. Эта кучка-мала постоянно создает конфликты и отпускает колкости в адрес друг дружки. Разумеется, у каждого из компаньонов есть персональный квест, помогающий ему раскрыть дополнительные навыки: например, плутифлинг Вольджиф после помощи с личной проблемой позволит дистанционно обмениваться товарами с миром демонов. А говорящий клинок можно будет превратить в любое оружие с мощными баффами. И таких нюансов наберется на вагон с вереницей тележек!
По всем признакам WotR является хоть и современной cRPG, но бережно заботится обо всех классических аспектах жанра: игрокам постоянно дают выбор. Хочется играть в реальном времени или пошаговом режиме? Переключение осуществляется одной кнопкой в любой момент времени. Не охота прокачивать героев? Предусмотрена автоматическая настройка всех апгрейдов при повышении уровня с учетом выбранного класса. И так далее. Огромный плюс в том, что в любой момент можно сделать из игры как хардкорное ретро, так и дружелюбную сказку с иммерсивной историей. Даже уровень сложности «История» предусмотрели — для тех, кто хочет закликивать всех одной кнопкой и всегда выигрывать в диалоговых спорах.
Необходимость погружаться в детали ролевой системы возникает уже на стандартной сложности — если пренебрегать умениями, то далеко не продвинешься
Глобальная карта также получилась интересной: мы перемещаемся между пунктами, как в ранних частях Fallout, натыкаемся на рандомные встречи и злобно настроенных разбойников, получаем новые квесты и случайно обнаруживаем новые жилые пункты. Здесь даже есть свой «таинственный незнакомец», совсем как во все том же «Фолаче», который неотступно следует за группой путешественников. А позднее мы получим в свое распоряжение форты, которые понадобится защищать от нападок демонов. Совсем как в… ну, вы сами поняли.
Такие огрехи перевода, как фраза «Required companions», встречаются чаще, чем хотелось бы. Впрочем, в релизной версии они могут исчезнуть
Само собой, проблемы у игры также есть, по крайней мере в предрелизном билде. Из самых очевидных — локализация. Она сделана избирательно, потому что некоторые слова не переведены. Например, при путешествии по карте мира слово Stop указано по-английски. Есть и более крупные объемы текста, который в предрелизной версии оставался на английском: обычно это какие-то подписи или реплики героев. Возможно, патч первого дня это исправит. Критические ошибки тоже встречаются: так, однажды игра крашнулась и после вылета предложила заполнить баг-репорт. Но в сравнении с Kingmaker технических проблем в разы меньше, то есть предыдущие ошибки студия все-таки учла.
7 минут геймплея Pathfinder: Wrath of the Righteous. Источник: GameSpot
Pathfinder: Wrath of the Righteous — ламповая и олдскульная игра, которая очень старается приглянуться еще и казуальным геймерам. Она не стесняется некоторой архаичности, которая на деле лишь добавляет ей шарма. В главном меню есть кнопка «Лицензия» с деталями лицензионного соглашения, как в старых point-n-click квестах из уже далеких девяностых, а головоломки прямо отсылают к RPG-классике от BioWare и Black Isle. Каждый раз, когда появляется пазл с переключением рун или рубильников в нужном порядке, ветераны жанра украдкой роняют невольную слезу. Ответственно заявляем, что для них это приключение легко может встать в один ряд с хитами от Larian и Obsidian Entertainment. Owlcat Games — так держать!