Для чешской студии Ashborne Games стратегия Last Train Home стала первым настоящим дебютом. Если название студии вам ни о чем не говорит, то это неудивительно: ранее команда занималась лишь контентной поддержкой Comanche, но особого успеха не добилась, судя по рейтингам вертолетного шутера. Однако издательство THQ Nordic решило дать Ashborne Games шанс рассказать о важной странице из собственной национальной истории — участии Чехословацкого легиона в гражданской войне на территории России. Грамотно ли распорядилась студия ресурсами на собственный проект?
В дорогу дальнюю, дальнюю идем
Last Train Home — историческая стратегия в реальном времени. Заявленная историчность тут не для красного словца, а вполне закономерна, ведь в основу игры положены записки одного из бойцов Чехословацкого легиона. Так что сторилайн «базируется на реальных документах», которые уже вызвали негативный резонанс у части русскоговорящих игроков.
Кстати, эту тему вообще кто-нибудь поднимал раньше? История Чехословацкого корпуса крайне интересна, полна драм и кровавых событий. Игра рассказывает о легионерах, которые пытаются вырваться из России и вернуться к себе на родину — в новообразованную Чехословакию. У горстки вояк, уставших от войны на чужбине, есть бронепоезд и жгучее желание добраться до Владивостока, чтобы на корабле отбыть в Европу. К слову, в реальности именно Владивосток стал портом, в котором последних военнослужащих дожидался американский военный транспорт «Хеффрон».
Есть ли он в игре — большой вопрос. Прохождение Last Train Home может занять от 40 до 100 часов: хоть мы и получили доступ к игре заранее, дойти до титров не успели. Но заимели достаточно опыта, чтобы оценить масштабную сюжетную кампанию в полной мере.
Арты в игре приятные, хотя им недостает детализации, и порой кажется, что за некоторыми из них скрыты концепт-арты
Гибридный геймплей
Last Train Home принадлежит к жанру стратегии, но не вполне обычной — она использует, по сути, сразу три разных геймплейных слоя, которые невозможны в отрыве друг от друга. В первую очередь это стратегия в реальном времени: у нас есть гибкая рамка, которой можно выбирать войска и гонять их по карте туда-сюда, собирая ресурсы и разведывая зоны за туманом войны. Красоты Пензы и Москвы, Калуги и Владивостока — все это к вашим услугам. На каждой миссии игроков ждут вручную собранные и в деталях проработанные локации.
Вот только, в отличие от обычных RTS, каждый юнит придется беречь. Это полноценная личность — со своими особенностями, тараканами в голове и даже взглядами на правильное, по его мнению, мироустройство. Last Train Home доводит эту концепцию до предельного микроменеджмента: у юнитов есть параметры, словно они пришли из RPG-системы, есть боевая и небоевая специальности, есть свои преференции по союзникам и антипатии. Во многом игра объединяет опыт Jagged Alliance, «В тылу врага» и «Операция Silent Storm», добиваясь предельной проработки личностей. Почитать про наших легионеров можно и в энциклопедии, которая ждет в главном меню. Особенно круто, что при выборе «иммерсивной озвучки» солдаты будут откликаться родными голосами: чешским и словацким, а наши соперники — вопить по-русски. То есть все реплики звучат в соответствии с многонациональным колоритом игры.
Обучение наглядно показывает нам преимущества каждой специальности. Штурмовик бежит в штыковую атаку, гренадер швыряет гранаты, а пулеметчик ловко управляется с тяжелым вооружением
Второй «слой» — тактическая составляющая. Здесь Last Train Home раскрывается в качестве тактики в реальном времени с умной паузой. Мы сами настраиваем реакцию паузы на внутриигровые события, и в любой момент можем остановить игру, чтобы поразмыслить над дальнейшими действиями. С учетом того, что юнитов всегда мало, солдаты хрупкие, но у каждого есть по несколько активных умений, пауза пригодится. Комплексная боевка позволяет прятать комбатантов за препятствиями, отправлять штурмовиков в штыковую или забрасывать неприятеля гранатами.
Вот только все ресурсы, вплоть до патронов, ограничены, то есть буквально наперечет. Поэтому стратегическая составляющая делится на две части: в отсутствие врагов мы исследуем локации, собираем топливо для паровоза, уголь, ткани, цветы для лечебных процедур и другие ресурсы, а во время обнаружения врагов правильно позиционируем юниты и расправляемся с неприятелем. Есть возможность красться, совершать незаметные убийства и не позволять врагам поднимать тревогу: вместо условной «тревожной кнопки» большевики используют столбы с колоколами. По ощущениям от боевки Last Train Home близка к Commandos и Warmongers, но все-таки масштабнее — в боевых действиях принимают участие отряды до десяти человек.
Пулеметчик на мосту решает любые проблемы. Если патронов хватит
Поездка поездатая
Наконец, третьим аспектом игры является система менеджмента ресурсов: у нас есть поезд с грузовым вагоном, который должен быть набит металлами для починки механизмов, едой для наших легионеров, углем и другими ресурсами. Нянчиться со своим транспортным средством придется не меньше, чем в какой-нибудь Faster Than Light. Каждый вагон поезда обладает своими задачами: вагон-барак обеспечивает койки для солдат, вагон-лазарет используется для лечения раненых при условии того, что вы назначите врачей, а артиллерийский вагон позволяет делать артобстрелы во время миссий.
Каждый вагон можно разглядеть, изучить, почитать про его спецификации и людей, которые там коротают быт
На наши плечи ложится множество менеджерских задач — назначение рабочих в поезде на дневную и ночную смены, тренировка навыков бойцов и сбор ресурсов. На глобальной карте мы можем управлять поездом в ограниченном диапазоне: останавливать его, запускать со стандартной скоростью или на полный ход. При этом игра поощряет лутинг на глобальной карте: мы отправляем отряды бойцов в лес за грибами, на озеро за рыбой и так далее. Вдоль железной дороги встречаются населенные пункты, в которых можно торговать — например, обменивать трофейные сигареты на продукты питания. Причем в деревнях цены ниже, чем в городе.
На экране торговли мы можем как меняться с другими купцами предметами, так и покупать их за местную валюту
Забота о поезде требует множества ресурсов, и главный — это время. Оно постоянно уходит, и кормить голодных солдат нужно ежедневно. При этом Last Train Home заходит на территорию Frostpunk и позволяет каждого нашего работника ограничить в еде. Например, выдавать только половину пайка или вообще объявить солдату принудительную голодовку.
Менеджмент детальный и сложный, но его, как и другие аспекты, можно отдать на откуп компьютеру. Например, включить автораспределение ресурсов и вакансий на поезде, чтобы не заниматься мелкой суетой.
В Малино торгуем, а в чаще ищем древесину и любой подножный корм
Наши храбрые герои, их жестокие захватчики
Чешская студия решила сполна показать в Last Train Home все зверства гражданской войны. Большевики тут представлены в однозначном негативном ключе — звери и варвары, начиная с предателя генерала Морозова, который в самом начале убивает нашего майора. Задачу по оценке подлинной историчности игры мы перед собой не ставили, хотя совершенно точно стоит сказать, что в ней сходу имеются определенные сомнения. Разумеется, в игре нет ни одного положительного русского персонажа. Майор Газдик в начале ломается, не хочет вступать в конфликт и призывает сохранять нейтралитет, чтобы русские сами разобрались, но его сменщик капитан Лангер чуть ли не открытым текстом заявляет: «Убивать красных русских — это миссия во благо». И понеслось.
Красный террор никто не отменял, и это понимаемо — в российской истории и правда была такая кровавая страница. Но когда на этом фоне бравые чешские швейки представлены исключительно как носители высокой морали и нравственности — вот это уже очень плохо. Участников конфликта авторы показывают слишком однополярно, по мемной методичке «их отсталые дикари и наш благородный народ». Противостоят нам поголовно злодеи — они расстреливают мирных во славу Ленина, сжигают деревни и трусливо ретируются в уютный броневичок, когда дело пахнет жареным. В противовес таким карикатурным большевикам все словаки, чехи и прочие легионеры выглядят как герои из классической сказки. Помните же ее?
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор,
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!
— А.С. Пушкин
Стоило все-таки быть объективнее: Чехословацкий корпус не только боролся со «злыми красными», но и массово расстреливал крестьян и рабочих — счет шел на тысячи убитых гражданских. Раз уж взялись вспоминать такие неприятные исторические эпизоды, их надо вспоминать как следует, а не использовать игру в качестве площадки для обеления собственной нации. По этой причине немногочисленные обзоры на русском языке в Steam носят очень раздраженный тон, даже если сама игра пользователям понравилась. Западным игрокам совершенно все равно, на что и был расчет.
Слабоумие и отвага
Впрочем, художественный вымысел под видом исторически достоверного повествования — не главная беда Last Train Home, в ней хватает и фактических проблем. Пожалуй, главная — это искусственный интеллект. Он откровенно слаб: враги почти всегда прут напролом, не пользуясь никакими тактическими хитростями и уловками. Предел их способностей — спрятаться за укрытие, а затем встать в полный рост, чтобы перебежать за следующий мешок с песком. Компьютер ведет себя тупо и зачастую не дает достаточного челленджа, который ждешь от игр подобного жанра, так что тактический геймплей получается весьма условным и репетативным. Но для кого-то это станет панацеей, ведь сохраняться во время миссий нельзя, поэтому любая ошибка стоит тут очень и очень дорого.
Конечно, мазохисты могут в любой момент выкрутить ползунки страданий, ведь в Last Train Home представлена очень тонкая настройка уровней сложности. Она доступна в любой момент и курирует практически каждый чих в игре, от потребления пищи и получения урона до щедрости находимых ресурсов. Между миссиями также есть занятная нарративная составляющая: наши солдаты комментируют события, разворачивающиеся в игре, а мы время от времени выбираем реплики, которые олицетворяют наше собственное отношение к происходящему. Плюс ко всему, за время путешествия наши персонажи становятся свидетелями главных событий гражданской войны в Российской республике.
Релизный трейлер Last Train Home
Ради чего стоит играть:
- Необычный жанровый симбиоз
- Проработка русских локаций и просторов
- В целом приятная боевая система
Что портит удовольствие:
- Дураковатый искусственный интеллект
- Сплошной красный террор и героизм чехословаков
- Чрезмерный объем микроменеджмента состояния поезда
Итог
Любители необычных стратегий могут найти для себя в Last Train Home что-то новое: к геймплею можно предъявить несколько неудобных вопросов, но видно, что игра делалась с любовью, тщанием и вниманием к деталям. История в духе культового фильма «Сквозь снег» захватывает: повстанцы едут на тяжелом бронепоезде через Сибирь навстречу своей долгожданной свободе, правда, радеющего за историческую объективность геймера многое в сюжете может оттолкнуть. Нам Last Train Home скорее понравилась — она вдохновлена множеством самых разных стратегических и тактических игр, при этом предлагает нечто самобытное. Не самое плохое завершение года для жанра RTS!
их варварская company of heroes 2 - наша священная Syrian Warfare
кхе-кхе 😌
Это точно)
Может тогда брошюрку? 😁
Геймплейно, как я понял, ничего интересного и нового...Обычная тактика, как тот же Вархаммер 40к: Даун оф Вар 2, В Тылу Врага или более массовые аналоги Блицкриг или Айрон Харвест какой...Только с довеском Икскомовской базой - поездом, для манагерства. И что мы имеем в сухом остатке, вторичную тактику, которая без галочки "пошаговая" не особо имеет смысла...Поэтому даже нет смысла это сравнивать с Джаггой или любой другой нормальной пошаговой тактикой, которые именно благодаря пошаговости глубоки геймплейно. И всратый клюквенный сюжет...
И нет, подобные игры не особо подогревают интерес к истории, и вряд ли кто-нибудь поиграв в это захочет почитать историю Гражданской войны, скорее после прохождения данной игры, ибо лень читать историческую литературу, будут свято уверены, что белочехи были ангелами божьими среди русских варваров (особенно западные люди). Кстати, отчасти они же и являлись одной из причин "Красного террора", об этом они забыли упомянуть? И расстрел императорской семьи...один из поводов, ибо отряды белочехов как раз подходили к городу, что значительно ускорило решение о расстреле (по одной из версий). И то что само их нахождение и существование на территории, тогда уже бывшей Российской Империи, привело к кучам смертей и могло превратиться в натуральную катастрофу (как будто революции самой по себе было мало).
Поэтому смело мимо. Даже Джэк Воробей мод если включить и с пиратским флагом - нинада.