Обзоры и превью

Обзор фильма «Обитель Зла: Раккун-Cити». Впечатляюще в своей посредственности, но с нюансом

Видеоиграм вообще не везет с экранизациями, а «Обитель Зла» уже больше девятнадцати лет отдувается за всех сразу. Полнометражный перезапуск был надеждой на каноническое воспроизведение игры в формате фильма, особенно на фоне творчества Пола Андерсона, невероятно вольно обошедшегося с франшизой. Но коллективный разум интернета поставил на новой версии крест сначала после оглашения кастинга, затем после публикации первых кадров, а над бюджетной компьютерной графикой в трейлерах не смеялся только ленивый. Мы постарались избавиться от скепсиса и все-таки посмотрели фильм; как ни странно, но положительные стороны у ленты есть, и сейчас мы расскажем, кого она может заинтересовать.


Давайте на время отбросим ностальгические чувства к оригиналу и забудем про восторги от ремейка второй части. Серия Resident Evil всегда косила под боевик класса B, в котором герои говорят ванлайнерами, на резких сюжетных поворотах можно вылететь (от смеха под стол), а в конце герои обязательно расстреливают из ракетницы мутанта размером с двухэтажный дом. Очевидно, что сюжет и персонажи были лишь частями общего целого, выполняющими свои функции ровно настолько, насколько это нужно. Игры работали как игры, создавая приключение из напряженных сражений, менеджмента ресурсов, загадок, атмосферы и остальных удачно складывающихся элементов.

Если держать это в голове, то идея объединить сюжеты первых частей выглядит не такой уж и плохой. Resident Evil проходится за 11 часов, оригинальная Resident Evil 2за 8. Если вычесть беготню в поисках разных ключей и патронов с лечебными травами, хронометража как раз наберется на полнометражный фильм. Впрочем, в таких условиях все равно что-нибудь обязательно пойдет под нож.

Итак, на дворе сентябрь 1998 года, в город Раккун-Сити пребывают молодой полицейский Леон Кеннеди и девушка с неопределенным родом занятий Клэр Редфилд. Первого в американское захолустье занесло перераспределение после несчастного случая на предыдущем месте службы, а вторая ищет способ связаться со своим братом Крисом, которого не видела пять лет. Клэр удается найти его, но и Криса зовет долг службы — в мрачный особняк, где пропала группа бойцов.

Вместе с другими членами отряда S.T.A.R.S. он должен выяснить, что за чертовщина происходит в странном доме и его окрестностях, поэтому вместе с Джилл Валентайн, Альбертом Вескером и несколькими сайдкиками отправляется за город. Хотя сразу после его отлета чертовщина начинается и в самом Раккун-Сити, из которого уже какое-то время в срочном порядке вывозит все свое имущество корпорация «Амбрелла»…

На этом месте читатели разделятся на два лагеря: знакомые с серией Resident Evil сощурятся и скажут, что это немного необычное развитие событий, а незнакомые отметят, что набор имен и событий в абзаце выше — это просто какой-то набор имен и событий. В вопросе следования первоисточнику новая «Обитель Зла» делает интересный ход: в одном фильме уместилась прорва знаковых сцен, персонажей и локаций из двух культовых игр сразу, за смешением которых в рамках одного произведения наблюдать интересно. Но оценят это только подготовленные зрители.

С кастингом дела обстоят хуже. Актеры для семьи Редфилдов подобраны идеально — помимо попадания в образ, Крис напоминает молодого Тома Круза, а Каю Скоделарио можно назвать единственной звездой картины. Альберт Вескер хоть и не совсем похож на оригинал, но по крайней мере не выбивается из типажа. А вот Леону и Джилл мало того, что изменили национальную принадлежность и не попали в изначальные образы, так еще и поменяли характеры. Леон стал комичным и неумелым героем, который отмачивает дурацкие шутки и постоянно попадает в передряги, а Джилл растеряла статус главной героини и теперь просто отсвечивает на втором плане.

Что стоит знать о новом Леоне? Его основное крылатое выражение в этом фильме  — «жопа».

Разумеется, из-за смешения сюжетных линий многое изменилось или вообще пошло под нож, сделав, например, невозможной экранизацию Resident Evil 3 — во время ее действия Джилл находится в особняке из первой части. Многие герои поменяли мотивацию и даже сторону конфликта: разрекламированная девочка-мутант Лиза Тревор вдруг стала положительным герем, а Альберт Вескер теперь как будто выполняет роль совсем другого персонажа из второй части, который в самом фильме мелькнул только в сцене после титров. Предыстория и подноготная этих героев также не раскрываются, поэтому в полной мере оценить их подачу, метаморфозы и развитие простые зрители не смогут.

Еще одно удачное описание новой версии Леона — буквально в одном кадре

При этом поначалу лента действительно интригует. Первая половина выдержана в атмосферной и неторопливой манере, то притворяясь тягучим психологическим хоррором, то довольно ярко показывая эпоху — с ночными закусочными, потертыми пейджерами, кассетными плеерами, старыми телефонами и соответствующими песнями на радио. Пока нас еще пытаются пугать, это даже выглядит интересно — создатели заигрывают с ожиданием скримеров, тянут саспенс и обращают внимание на зловещий таймер, весь фильм ведущий отсчет до чего-то ужасного.

Также изначально неочевидно, к чему ведут те или иные сюжетные линии. Особенно в этом плане выделяется серия флешбеков из сиротского приюта, которая тянется сквозь всю картину красной ниточкой и связывает прошлое с настоящим в этой истории. Но хоть она и получилась довольно удачной, значительного влияния на общую канву не оказывает.

Основной акцент во флешбеках и вообще среди всех героев сделан на Клэр, от лица которой мы наблюдаем, как постепенно приходящий в запустение город начинает жить совсем не той жизнью, которую ждешь от американской глубинки. Но все многообещающее, что здесь есть, заканчивается примерно в середине, и на место отсылок к классике жанра хорроров приходит цитирование худших боевиков про зомби. Вместе с этим пропадают какие-либо попытки напугать, впрочем, кто-нибудь обязательно скажет, что и игры никогда не были страшными.


Обитель зла: Раккун-Сити — трейлер. Источник: SonyPicturesRU


Дело в том, что изначально серия Resident Evil вызывала страх именно за свою жизнь — а точнее жизнь героя. В условиях дефицита патронов и лекарственных средств передвигаться по заброшенному особняку и осажденному полицейскому участку просто необходимо было максимально аккуратно, потому что драться неудобно, а смерть отправит далеко назад к последнему сохранению.

В фильме же попереживать за главных героев, конечно, не получится, но вот поволноваться за судьбу симпатичных второстепенных персонажей — вполне.

Отсутствие бюджета с самого начала бросается в глаза, но в экшен-сценах мириться с этим труднее. Многое в фильме все еще выглядит достойно, а пластиково-резиновых зомби, дешевый реквизит и перестрелки в темноте (берегитесь эпилептических припадков) можно и перетерпеть. Но вот на попытки актеров двигаться так же, как и герои из игр конца девяностых, без смеха не взглянешь — ходящий с пистолетом вверх Леон и шаркающие по условным «шашечкам» зомби выглядят комично. Здесь же стоит остановиться на бестиарии — а точнее, на его отсутствии. Одна мутировавшая собака, один засвеченный в трейлере «лизун», две обглоданные, но живые вороны и огромная биомасса, припасенная для традиционного ритуала в конце — вот и все, что из обширного лора выудили создатели.

Впрочем, разных отсылок к играм много, хотя их реализация иногда вызывает вопросы. Например, в злополучном полицейском участке герои проводят относительно много времени, но при этом не решают головоломок и совершенно его не исследуют, ну и конечно же не бегают от Мистера Икс. Здесь это просто локация, которая должна сделать приятно старым фанатам, как и знакомые всем ключи необычной формы, и интерьеры особняка, и Джилл-сэндвич, и подземная лаборатория с вирусами, и попытки попасть в классические образы персонажей, и…

Многие знаковые сцены действительно удачно перенесены на экран

В итоге искать разного рода отсылки и гадать, как разработчики адаптировали персонажей и события гораздо интереснее, чем непосредственно смотреть сам фильм. Поклонники получат гораздо больше удовольствия, чем незнакомые с первоисточником зрители, и в этом плане новая версия далеко впереди фильмов Пола Андерсона, забросивших игровой канон на дальнюю полку, лишь изредка вытаскивая оттуда какие-то особо зрелищные сцены без контекста.

Зато благодаря свежей истории погрузиться в старые фильмы могли и незнакомые с играми люди. «Раккун-Сити» же успевает ввести целую плеяду героев и даже более-менее показать их характеры, но вот целый ряд подробностей остается за кадром. Из фильма зрители не узнают, в чей же особняк попали Редфилд, Вескер и Валентайн, как он связан с «Амбреллой», кто такая эта Лиза Тревор, а также чем отличаются и как вообще работают маячащие на экране и обсуждаемые героями Т и G-вирусы.

А вот классический монстр для финала не радует ни своей историей, ни исполнением

В вопросе экшена впереди тоже гексалогия от мужа Миллы Йовович. Практически в каждом из шести фильмов были запоминающиеся экшен-сцены, в то время как в новинке они либо невнятны, либо очень скоротечны. Хотя из всего связанного с визуалом картины  хочется похвалить разве что работу оператора как уже упоминалось, временами «Раккун-Сити» цитирует классику жанра, не в последнюю очередь интересными ракурсами камеры и проработанными планами.

Круг замкнулся: «Обитель Зла» стала настоящим фильмом категории B, а не косящей под него видеоигрой. Но в этот раз вышло даже убедительнее, чем у Андерсона и, например, Resident Evil 8 создатели «Раккун-Сити» действительно располагали скромным бюджетом, который буквально в два раза меньше, чем у каждой из последних игр.  Страшно загадывать, получит ли развитие этот перезапуск франшизы, но пока что понятно одно новичкам здесь смотреть не на что.

«Обитель Зла: Раккун-Сити» — это совсем невпечатляющий фильм, но зато его авторы постарались не уходить далеко от канона. Это как главный плюс ленты, так и основной минус  — других особенностей у картины нет, а вот временами чересчур вольная адаптация может расстроить самых ортодоксальных фанатов. Единственные, кому стоит обратить на «Раккун-Сити» внимание — видавшие виды поклонники Resident Evil, которые не против посмотреть на новую интерпретацию старых событий, хотя и они встретят финальные титры придерживая лицо рукой.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии на сайте