Похоже, что в прокат вышли почти все фильмы, пострадавшие от переносов из-за пандемии. В числе последних — и «King’s Man: Начало», который провалялся в ящике около полутора лет. Не растерялись ли бодрый экшен, юмор и остросоциальная ирония за это время — и были ли они вообще в шпионском триллере про Первую Мировую? Мы отсидели свое в полупустом зале премьерного дня и готовы об этом рассказать.
Удивительно, но в России любят фильмы про джентльменов — видимо, сказываются давние имперские амбиции и отношения с Великобританией. Два года назад предпандемийный прокат сотрясали «Джентльмены» Гая Ричи, успев собрать хорошую кассу перед локдауном, а также став одним из самых успешных фильмов года.
«Kingsman: Секретная служба» в свое время тоже был хорошо принят, хотя картина вообще стала приятным удивлением для зрителей и кинопрокатчиков по всему миру. Мало кто ожидал, что из экранизации комикса о британских супершпионах выйдет такая залихватская смесь молодежного кино, «бондианы» и стиля Гая Ричи — режиссер всех трех частей Мэттью Вон в конце 90-х был продюсером его лент «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», так что в фирменном юморе кое-что понимает.
Впрочем, новый фильм от романтики британских гопников сознательно дистанцируется. Действие происходит в неспокойные времена Первой Мировой Войны. После неожиданного убийства австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда связанные союзными обязательствами страны вынуждены начать военные действия на территории Европы. Пока Российская Империя помогает сдерживать Германию с востока, над Британией не висит угроза массового голода из-за морской блокады, но король Георг Пятый уверен, что скоро Россия выйдет из конфликта — и островитянам придется туго. Чтобы этого не допустить, в далекую холодную страну с водкой, балетом и медведями отправляются несколько джентльменов.
В этот раз главными героями выступают герцог Орландо Оксфордский и его сын Конрад, сыгранные соответственно заслуженным Волан-де-Мортом Рэйфом Файнсом и молодым британским актером Харрисом Дикенсоном. В отличие от Эггси и Галахада из двух предыдущих фильмов, между ними нет того конфликта разных социумов и мировоззрений, который был одной из основных фишек франшизы. Наблюдать за очередной дилеммой «отцов и детей» гораздо скучнее, чем за простым парнем с улицы, которого учат хорошим манерам. Ведь манеры — лицо мужчины.
Лицом Kingsman, помимо джентльменской темы, был своеобразный китч, выражающийся в высмеивании «бондианы» и современности с помощью черного юмора. Очевидно, что в 1917 году высмеять 2020-е трудно, но зато в фильм попала целая прорва исторических личностей. Правители, послы, министры, генералы, Мата Хари, Гаврило Принцип, Распутин и еще несколько персонажей, которых не хочется спойлерить, хоть и радуют своим появлением, держатся на экране недолго и большой роли не играют.
Впрочем, главные герои тоже принимают участие в исторических событиях на правах мебели, хотя на историчность тут, разумеется, никто и не претендует — с таким количеством клюквы про все участвующие в ленте страны это было бы просто невозможно. Судите сами: русские тут показаны легко переобувшимися из монархистов в коммунистов конформистами, англичане — чопорными занудами, американцы — алчными эгоистами, немцы не умеют нормально говорить и всегда орут как Гитлер с трибуны, ну а негры и женщины в этом балагане — самые адекватные и уважаемые люди.
Говоря об уважении (особенно к историческим образам), стоит вернуться к Григорию Распутину — здесь он сыграл роль вроде Леди Димитреску из Resident Evil Village. Мрачный мужчина с немытыми патлами выступал лицом рекламной кампании фильма, лихо отплясывая под «Калинку-Малинку» и рассказывая про свои пустые яички. А в самой картине его довольно мало: он хоть и эффектно, но выбывает из повествования в первой трети. Это особенно обидно, учитывая, насколько нехаризматичным получился главный злодей, и насколько неудачный сюжетный поворот связан с его личностью.
Здесь есть другой важный момент — своеобразным Рождественским чудом или подарком на Старый Новый год можно назвать то, что фильм вообще выпустили в России. Судите сами: в картине открытый гей, распутник и даже педофил Распутин подсаживает чету Романовых на опиум и крутит императором Николаем Вторым как хочет. А хочет он следовать интересам тайного общества заговорщиков, расшатывающих лодку мирового порядка.
Со стороны это может и звучит как достойный треш, но на самом деле такого здесь мало: недостаточно, чтобы сюр стал особенностью фильма, но хватает, чтобы казаться неуместным. Сама картина так и не определилась, чем она хочет быть: треш-боевиком, шпионско-историческим триллером или семейной драмой. Да, в этот раз о комедии речи не идет, потому что в фильме мало шуток и всего несколько смешных сцен (самый угар — как раз с Распутиным). А вот семейным страданиям героев уделено много времени, но они состоят из настолько приевшихся приемов и «сухих» сцен, что вызовут сочувствие лишь у совсем узкого круга зрителей. После просмотра создается впечатление, что Мэттью Вон вообще не понял, почему первая часть в свое время вышла такой удачной и какие ее элементы этому способствовали.
Например, знаменитая сцена в церкви с Колином Фертом приобрела культовый статус в узких кругах смотревших ленту, но после того, как ее не удалось повторить во втором фильме, в «Начале» решили вообще отказаться от аналога. Зато был вставлен солидный кусок с боями на фронте Первой Мировой, ценность которого сомнительна, а исполнение после «1917» совершенно не впечатляет. Уж лучше бы вырезали его, и картина длилась удобоваримые два часа, а не почти два с половиной, как сейчас!
Хотя за пределами грязных окопов дела с экшеном обстоят неплохо. Под конец встречается несколько изобретательных экшен-сцен, которые портит только посредственная компьютерная графика, а драка с Распутиным запоминается, но ее почти полностью показали в трейлере. Впрочем, этого все равно мало, чтобы сдержать зевоту зрителей на протяжении приличного хронометража — фильм часто провисает и по темпу, и по накалу страстей.
Визуальную сторону тоже не записать в достоинства. Несмотря на то, что «King’s Man: Начало» пострадал от пандемии только в вопросе проката и был готов еще в середине 2020-го, многие сцены создают впечатление, будто их снимали в современных, стесненных ковидом условиях. Хотя некоторые эпизоды явно происходят на улицах Лондона или других европейских городов, зачастую все выглядит так, будто было снято в павильоне, а ведь должно демонстрировать просторные локации и размах действия. Не помогает и обилие среднего качества компьютерной графики в тех местах, которые, казалось бы, несложно снять на натуре, но зато иногда в кадре присутствует приличная массовка. В итоге некоторые сцены, которым просто положено быть масштабными, получились камерными и оттого совершенно невнятными.
Как, в общем, и сам фильм. Единственное безоговорочно хорошее, что здесь есть — харизматичный актерский состав. Даже сквозь дубляж чувствуется британский колорит, который исходит от исполнителей второстепенных ролей, а на Рэйфа Файнса приятно смотреть во всех сценах. Но ему, как и Чарльзу Дэнсу (Тайвин Ланнистер из «Игры престолов»), Оскару Айзеку (Лето Атрейдес из «Дюны»), Стэнли Туччи и другим прекрасным актерам просто нечего играть — только Распутин получился по-настоящему ярким персонажем, и то в основном из-за похабности и клюквы. Но стоит ли он похода в кино?
Несмотря на задел на сиквел, вряд ли мы увидим продолжение приключений герцога Оксфордского. Фильм вышел слабым и как новая часть Kingsman, и как простой комедийный боевик. Да, это не самое худшее, что можно посмотреть в кино или на стриминговых сервисах, но тратить на это время целенаправленно не стоит. В конце концов, есть множество подобных историй на несколько голов выше.
Или вы не про Бобби Котика?