Обзоры и превью

Обзор Dune: Spice Wars в раннем доступе. Уникальная 4Х-стратегия с большим потенциалом

Авторы Northgard и Wartales решили наконец-то отдохнуть от классического фэнтези, ради разнообразия отправив свои челноки в далекое будущее — то самое, что написано по канонам Фрэнка Герберта. Богатое книжное наследие «Дюны» преобразовали в стратегическую игру в реальном времени, но у нее нет практически ничего общего ни с Dune 2: Battle for Arrakis, ни с Emperor: Battle for Dune. Shiro Games пошла своим особенным путем, забыв о чужих достижениях и провалах.


Судя по всему, первым делом авторы твердо решили: «Мы не будем делать еще одну классическую стратегию в реальном времени». С согласия издателя Funcom, студия Shiro Games пошла на эксперимент — сделала свою версию Sid Meier’s Civilization, но без пошагового режима и полностью в реальном времени. Без строительства привычной для RTS базы или тактических битв в духе Total War. Иными словами, из Dune: Spice Wars получилась занятная 4Х-стратегия, которую нельзя переключить на вроде как подходящий ей пошаговый формат.

Четыре фракции мертвой хваткой вцепились в Арракис — кого выберете?

Если верить Shiro Games, то они очень любят и ценят творчество Герберта — впрочем, сложно было бы представить людей, которые создали стратегию по мотивам его романов, испытывая к ним антипатию. Именно поэтому в Dune: Spice Wars видны элементы книжного канона. Так, великий дом Атрейдесов в игре представлен зеленым цветом, а не синим, как в играх от Westwood. Ого! Но при этом игра не застряла в прошлом, совсем уж ограничив себя рамками первоисточника. Кое-какие вольности разработчики себе все же позволяют, из-за чего на форумах в Steam уже бушует локальный холивар.

В частности, гендер Льет-Кайнз сменили с мужского на женский, потеряв ярко выраженную мужскую фигуру с отческо-отцовским характером, который был присущ ему в литературных трудах. При этом в Shiro пояснили этот момент — уж очень им понравилась актерская игра Шэрон Дункан-Брюстер, сыгравшая в фильме Вильнева женскую версию персонажа. Не спешите кричать «Повесточка!», ведь из четырех доступных в игре фракций лишь в одной лидер представлен женщиной, и это при том, что у Герберта сильных женских персонажей предостаточно.

Арты с именитыми героями, сошедшими со страниц книг Герберта, прекрасны. Узнали, кстати?

Итак, что же такое Spice Wars? Это 4Х-стратегия, которую можно поставить на паузу, но нельзя разыграть по ходам, словно шахматную партию. Она вдохновлена одновременно и Гербертом, и Вильневым, и бог весть кем еще — при этом авторы позиционируют себя в качестве пуристов, которые свели количество нововведений к минимуму. Как известно, в 4Х-стратегии для победы требуются четыре не самых простых вещи: исследовать (-xplore), расширяться (-xpand), эксплуатировать (-xploit) и уничтожать (-xterminate). И для этого вам выделены четыре фракции, каждая из которых мечтает оторвать от Арракиса кусок пожирнее.

Пустыню с ее залежами ценного вещества пряности (а по-русски — спайсухи), кровью и дипломатией будут делить великие дома Атрейдес и Харконнен, фракция контрабандистов и народ фрименов. На манер Civilization или Old World у каждой стороны есть единоличный лидер и четверо его советников, дающих бонусы для разных сфер развития, но в кампанию разрешено взять только двоих. Само собой, каждая фракция предпочитает разные способы достижения целей — так, герцог Лето Атрейдес умеет использовать мирную аннексию, а лидер контрабандистов Эсмар Туек способен размещать шпионские штабы в поселениях враждебных фракций.

Харконнены штурмуют нейтральное поселение

Игра начинается совсем как партия в «Циву». У нас есть один-единственный захудалый город, даром что столица, и один летающий скаут-орнитоптер. Задача: исследовать ближайшие районы, захватить их или выкупить с помощью ресурсов, наладить дипломатические связи с конкурентами и воздвигнуть первый завод по переработке пряности, чтобы платить дань Империи за право заниматься спайс-бизнесом на Дюне. Вот, в общем-то, и все — короткое обучение заканчивается за пять минут, толком не рассказав о возможностях и инструментах. А их тут предостаточно.

Таймер неумолимо тикает, замедлить ход времени нельзя. Постоянно происходят события — то нейтральные фримены исподтишка устраивают рейды, отправляя войска из ближайших сиетчей, то общие ресурсы из-под носа увозят вражеские орнитоптеры, то песчаные черви сожрут зазевавшийся харвестер. Ивентов предостаточно, и они не ждут, пока вы примете решение — на любое действие даются считанные секунды на раздумья. Да и в общем Dune: Spice Wars поощряет проактивный геймплей, когда вы уже заранее понимаете, как действовать в той или иной ситуации.

Если поднять камеру слишком высоко над пустыней, то игра приобретет вид привычной контурной карты

К счастью, для большинства юнитов есть опции автоматизации — харвестеры сами будут улепетывать на твердую землю при малейших признаках Шаи-Хулудов в регионе, а разведчики будут самостоятельно изучать карту, открывая залежи ценных минералов. Но проще от этого в любом случае вам не станет, если нет богатого опыта игры в игры от «Парадоксов». Одних только ресурсов тут восемь штук, от понятных «воды» и «кадров» до экзотики типа очков влияния в межгалактическом совете. Те, кому казалось, что семь основных ресурсов в Heroes of Might and Magic 3 это перебор, в Dune: Spice Wars точно не выжить.

Проект пока что в очень раннем доступе со всеми вытекающими. Единственный режим игры — стандартный скирмиш, в котором необходимо задушить врагов войсками и отобрать их территории. Для разнообразия разрешают включить и другие способы победы: очками политического влияния или же специальными очками гегемонии, которые прокачиваются по мере развития технологий и освоения залежей планеты. Но от базовой победы «Превосходством» отказаться нельзя, то есть любителей дипломатии все равно могут задушить, сравняв их столицу с зыбким песочком.

Вечер сменяется ночью, а ночь уступает дню, во время которого на пехоту накладываются дебаффы

И да, сюжетной кампании нет и вроде бы даже не планируется — никаких CGI-роликов с актерами типа Джеймса Эрла Джонса, как в старых играх от Westwood Studios. И в этом смысле Emperor так и остался последней сюжетной стратегией про интриги великих домов Империи. К слову, о них: помимо отношений между фракциями, в Dune: Spice Wars представлен Ландсраад, верховный орган законодательной власти Империи. С его помощью мы проводим законы, выгодные для нас и разрушительные для конкурентов, а также платим ежемячную дань Ландсрааду спайсом, чтобы не прогнали с планеты. Точнее как: игра каждые несколько минут предлагает три законопроекта, и мы с помощью очков влияния в Ландсрааде и с помощью дополнительных очков убеждения можем блокировать или ратифицировать те или иные законы применительно к конкретным фракциям. Можем вообще на это все забить, но враги непременно подсунут нам дебаффы. 

Dune: Spice Wars обновляется так же, как играется: в режиме реального времени. С релиза уже выпустили пару-тройку патчей, но беда у игры точно та же, что у Total War: Warhammer 3, которую автор одновременно любит и ненавидит. В игре предостаточно багов, вылетов, долгие загрузки и мощная нагрузка на современную ПК-конфигурацию, которая от внешне пастгенной игры кряхтит и сопит. Прямо сейчас игра в раннем доступе, и особо комфортно ворваться в нее не удастся. Плюс, сюжетных элементов даже в жалком виде каких-нибудь мини-кампаний на манер Imperator: Rome нет, развлекайте себя товарищи сами.


Геймплейный трейлер Dune: Spice Wars


Ну и не ради того, чтобы поворчать, но… на все четыре фракции тут представлено всего одно древо технологий с четырьмя ветками прокачки: война, торговля, шпионаж и коренные разработки типа торговли водой или паракомпаса. В этой игре вообще культ числа 4: от фракций до советников и ветвей развития. При этом у всех одинаковые юниты, которые различаются разве что параметрами и названиями, но по сути идентичны — и нет фирменных фишек, которые давно уже ассоциируются с их владельцами. Где, например, ядерная ракета «Рука Смерти», стоящая на вооружении у Харков? Где боевые танки и самолеты? Почему армия представлена всего ПЯТЬЮ видами пехотных войск?! К слову, Steam полон критических рецензий от игроков, ожидавших более динамичный геймплей, отсылки к предыдущим играм серии, пусть и от других разработчиков, и меньшее количество микроменеджмента, заточенного на собирательстве избыточного числа ресурсов. Как известно, Арракис — самый строгий и беспощадный учитель.

Зато игра вышла на русском языке, чему в 2022 году неожиданно можно порадоваться. Дожили. Конечно, локализация коснулась лишь текста, да и тот с постоянными косяками вроде встречающихся английских терминов посреди стены текста из кириллицы или имен в стиле «Грни Халлек».

У Dune: Spice Wars есть потенциал вырасти в сильную экономическую стратегию, которая в 4Х-формуле отдает доминантную роль эксплуатации ресурсов, а не экстерминации врагов. Да и жонглировать этими ресурсами подчас трудно. Что куда хуже, прямо сейчас контента маловато — это честный Early Access, который при ближайшем знакомстве обладает лишь мнимым разнообразием. А еще игра рискует быстро наскучить из-за размытости аудитории. Тут в реальном времени происходит слишком много всего, и для адептов пошаговых стратегий она может быть слишком уж динамична. Фанатам классических RTS эта стратегия наоборот покажется медлительной и неортодоксальной — без привычного отстраивания базы на манер StarCraft и штамповки убер-танков. Funcom умеет оттачивать проекты за годы раннего доступа, достаточно вспомнить Conan Exiles. Любопытно, во что же превратится Dune: Spice Wars через полтора года, к концу 2023-го?

Играть
Комментарии (7)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
ilos_life
GURU team
4
21 день назад
так брать или нет?
Galactrix
Критик критиков
18
20 дней назад
Обязательно брать, но потом.
если нравилась классика (билдинг ин прогресс, констракшн комплит) то однозначно нет!
.. если же вам ближе скучный тухляк нортгард - то можно поюзать, и то недолго..
SpecteR
Легенда GameGuru
21
22 дня назад
Если там есть попа барона - то кидаю деньги в монитор
Там можно устроить попу Барону
Михаил Бочаров
GURU team
25
22 дня назад
АТРЕЙДЕСЫ! АТРЕЙДЕСЫ! АТРЕЙДЕСЫ!
Galactrix
Критик критиков
18
22 дня назад
Круто! Но буду ждать полноценного релиза. У меня и так раннего доступа проектов десять или даже больше. Запретил себе покупать такое :)
Комментарии на сайте