Шесть лет назад, когда вышла первая Death Stranding, с обзором игры на портале GameGuru произошел курьез: компания Sony в маркетинговых целях взяла из нашей рецензии цитату «определенно не тот случай, когда нужно играть всем и каждому» — и с легкой руки убрала из нее отрицательную частицу «не». Кажется, эта исправленная цитата стала пророческой: недавно Кодзима выпустил самую высокооцененную игру в своей карьере. Мы перенесли тонны грузов, пережили хиральные бури и темпоральные дожди, а теперь рассказываем, стоит ли играть в нее лично вам.
A Hideo Kojima game
Фанаты Хидэо Кодзимы напоминают историю о мальчике, кричавшем «волки». Неиссякаемый поток мемов с «Кодзимой-гением» и «Кодзимой-предсказателем» настолько размыл заслуги геймдизайнера, что превратился из описания восторгов в типичный едкий комментарий под новостями о Death Stranding.
А ведь хвалить Кодзиму есть за что. Опустим великолепную постановку роликов (MGS 5 была «снята» полностью одним дублем задолго до перезапуска God of War) и сложные сюжеты, которые, да, ему помогали писать другие сценаристы. Не будем заострять внимание на глубокой интеграции пацифизма в игровой процесс и на доведенной до фетишизма детализации военной техники и действий профессиональных бойцов.
Действия военных и их снаряжение Кодзима по-прежнему показывает с методичной дотошностью
Но чего у Кодзимы не отнять, так это актуальности тем, на которые он рассуждает в каждой игре: черт побери, слишком часто он оказывается прав. Верить шутке о том, что Death Stranding предсказала пандемию — а она удачна, ведь образ доставляющего припасы изолированным людям курьера стал нам близок, — все-таки не стоит. Но сравнение реальности с событиями Metal Gear Solid все равно пугает.
Достаточно взглянуть на кадры с Украины или из зоны арабо-израильского конфликта, и их легко можно спутать с полем боя из MGS 4. Повсюду дроны, камеры фиксируют каждый шаг бойцов, а командиры отдают приказы из штабов, наблюдая за боем в прямом эфире через Discord. Не хватает только двуногих Метал Гиров для полного сходства. Туда же и горы фейков, зарытые в безграничных объемах неподтвержденной информации, разобраться с которой не под силу и профессиональным журналистам из-за стремительного распространения данных. Именно в таком виде общество «пост-правды» описано в знаменитом финале Metal Gear Solid 2, вышедшей в далеком 2001 году. Пускай аналогичные идеи излагались ранее, так точно, пожалуй, представлены они доселе не были — и уж точно не в видеоиграх.
Что же предсказывает Death Stranding 2? Каким образом будет идти процесс перераспределения сфер влияния между государствами после ядерной войны...
Происходящее в целом стало гораздо более приземленным. В оригинальной Death Stranding простую историю в сеттинге постапокалипсиса рассказали так, что многие игроки попросту ничего не поняли, а в сиквеле новый подход чувствуется сразу. Помимо краткого пересказа событий, в первых главах быстро расжевывают все особенности местного мира, обрисовывают положняк и рассказывают, что произошло за 11 месяцев с финала прошлой игры.
При этом мир все еще продолжает погружаться в хаос
В мире Death Stranding произошел этот самый death stranding (в русском переводе это «Выход Смерти», на деле что-то типа «связывания смертью») — некое событие, из-за которого души умерших не могут перейти в загробный мир и возвращаются к своим телам. Поскольку души состоят из антиматерии, при соприкосновении с телом они вызывают мощный взрыв; именно такими взрывами и был разрушен привычный мир.
В первой части сыгранный Норманом Ридусом курьер Сэм помог остаткам правительства США провести хиральную сеть от одного берега страны до другого. Таким образом разъединенные поселения превратились в новую страну — UCA, то есть Объединенные Города Америки. Параллельно Сэм остановил террористов, пытавшихся эту сеть разрушить, ну и доставил нуждающимся сотни полезных и не очень грузов.
Загробные сущности стали еще злее и внимательнее
Чтобы обходить места обитания Тварей, — душ умерших, которые не могут уйти в загробный мир и пытаются прикоснуться к живым, устроив взрыв — Сэм использовал специальный «прибор». Речь о «ББ-28» — нерожденном ребенке в специальной капсуле, подключенным по сети к своей матери с мертвым мозгом. Поскольку малыш толком и не родился, он одновременно и жив, и мертв, благодаря чему чувствует Тварей на большом расстоянии. Когда «прибор» начал сбоить, начальство заставило его утилизировать. Сэм же вместо этого разбил резервуар и скрылся с малышом в неизвестном направлении.
Спустя 11 месяцев начинается Death Stranding 2. Названный Лу малыш вырос, Сэм прячется от UCA и занимается мелкими заказами, пытаясь не отсвечивать. Но его все равно находит Фрэджайл — сыгранная Леей Сейду курьерша, сотрудничающая с UCA на правах подрядчика. Она предлагает снять все обвинения с Сэма, но он должен подключить к сети Мексику — так же, как в прошлый раз подключил Америку.
Пока Сэм бродит по Мексике, неизвестные убивают Лу и калечат Фрэджайл. Их следы ведут в Австралию, которую — по случайному совпадению — UCA тоже хочет подключить к своей сети. Курьеру не остается ничего, кроме как отправиться за ответами на другую сторону света.
Малыш подрос и потерял связь с «той» стороной — как минимум в привычном смысле
Режиссер, сценарист и продюсер — Хидэо Кодзима
Новое путешествие куда более блокбастерное, чем все, что Кодзима делал до этого. Поднявшийся темп, оживший мир и саундтрек от Woodkid практически убили атмосферу одиночества, которой славилась первая часть. А во второй половине игры впечатляющих экшен-сегментов в катсценах и геймплее больше, чем во всех MGS вместе взятых.
Впрочем, фирменные Кодзимовские штучки никуда не делись. Пускай странных вещей на единицу времени теперь происходит намного меньше, а возможность покакать, пописать и помыться в убежище объединили в одну функцию, Death Stranding 2 все еще очень странная игра, которая просто не может понравится всем и даже большинству.
Относиться к происходящему нужно одновременно и очень серьезно, и нет — в этом смысл постмодернизма
Фирменных звонков по кодеку (читай — радио) гораздо меньше, но персонажи все еще любят позвонить и прогнать телегу на отвлеченную тему или разжевать геймплейную фишку, ломая четвертую стену. Смешные и трагичные сцены могут идти через склейку, а специфический сортирный юмор никуда не делся — правда, ничего уровня дрищущего солдата из MGS Кодзима уже давно не выдавал.
На прежнем уровне осталось и описание мира. Теперь в любой момент (даже во время роликов) можно открыть кодекс и прочитать о том, что такое «Бриджес», кто такая Фрэджайл, чем занимаются курьеры и как устроена местная хиральная сеть. Правда, на вопрос о том, почему с неба падает ускоряющий время дождь ответ по-прежнему «потому что», а пресловутый хиралий так и остается необъясненным магическим материалом, работающим по принципу наномашин из Metal Gear Solid. Как сделаны все эти роботы, передающие материальные объекты через пол мира сети и другие невероятные технологии? Хиралий, сынок.
Мальчику Хидэо исполнился 61 годик, и он все еще любит киберниндзей
Набор культурных якорей у Кодзимы за последние десять лет тоже не изменился. Снова киберниндзя, снова Моби Дик и снова говорящие имена у персонажей типа Тучки — девушки, вызывающей дождь. Отсылки к легенде о белом ките уже порядком поднадоели, ведь они есть во всех трех последних играх Kojima Productions. Но здесь Кодзима пошел дальше и, наконец, ввел своего капитана Ахава.
Также знаменитый геймдизайнер в очередной раз применяет свой способ закручивания невероятных сюжетных поворотов: в начале игры вам говорят, что штаны главного героя зеленые, хотя всем очевидно, что они фиолетовые. Персонажи либо игнорируют этот факт, называя их зелеными, либо делают вид, что ничего не происходит — даже когда кто-то сомневается. Под финал с огромным количеством деталей выясняется, что штаны все-таки фиолетовые, и далее в куче роликов и десятке аудиодневников разжевывается, кто, как и зачем вводил общественность в заблуждение.
Палки > веревки
Смысл оригинальной Death Stranding Кодзима описывал так: представьте, что обезьяны вместо палок сначала научились пользоваться веревками. Не калечить друг друга ударами, а привязывать грузы, связывать себя с другими, преодолевать пересеченную местность и, проще говоря, созидать всеми доступными способами. Игра была об этом: за убийство наказывали, а основной целью была доставка нуждающимся благ цивилизации и преодоление всех препон на пути.
Не зря у Death Stranding с Horizon один движок
В сиквеле палки победили. Америку и Австралию заполонили бандиты, благодаря хиральной сети получившие доступ к быстрому созданию оружия. Потусторонние Твари стали агрессивнее, также появились новые их виды, которые могут не только чувствовать, но и видеть Сэма. Про сектантов, возглавляемых одним из антагонистов, из-за спойлеров говорить просто нельзя — но сражения с их огромными боевыми роботами могут посоперничать в зрелищности с MGS 5 и серией Horizon.
Правда, механика боев почти не улучшилась и осталась неудобной. Нормально целиться мешают огромные грузы на спине Сэма, которые не всегда можно безопасно скинуть поблизости. Сам герой очень инертный — его движения и управление заточены под то, чтобы было интересно карабкаться по камням и преодолевать препятствия, а не прыгать в слоу-мо как Макс Пейн.
Зачистка рейдерских аванпостов и преодоление зон с Тварями по-прежнему выглядят условно. Вы либо вырезаете всех по стелсу, либо сразу начинаете бой и быстро решаете проблему. С другой стороны, зоны обитания и тех и других настолько небольшие, что их можно просто обойти, еще на стадии планирования маршрута заложив небольшой крюк. Да и за пределы своих владений противники выходить боятся, поэтому от них всегда можно сбежать.
Перед зачисткой нужно отметить всех врагов — прямо как в играх Ubisoft
Динамики добавили и новые типы задач, которые ставят перед игроком. Раньше самое драйвовое, что могли попросить заказчики — выкрасть у бандитов или из зоны Тварей какие-то грузы. Теперь есть и отдельные миссии на зачистку аванпостов, и тушение пожаров, и спасение животных, и другие развлечения.
Сюжет тоже построен динамичнее. Каждые пару основных миссий нам добавляют какую-нибудь новую механику, будь то перегонка грузов вагонами или тушение пожаров из смоляной пушки. С такой же периодичностью происходят важные сюжетные события, поэтому если идти тупо по истории, заскучать не получится даже у тех, кому геймплей не нравится.
А чтобы не заскучали те, кому игровой процесс заходит, его расширили во всех направлениях. Раньше улучшения снаряжения выдавали за подключение новых точек, а теперь к этому прибавилась и обычная прокачка. За расширение сети Сэм получает дополнительные мощности к суперкомпьютеру, который добавляет перки типа расширения аккумуляторов, улучшенного прицеливания, более точной работы сканера пересеченной местности и тому подобное.
Дальнобойная романтика с таким-то дизайном больше напоминает первую Mass Effect
С гуманистическим посылом игры забавно противоречит огромное количество оружия, доступного герою. Как и в MGS 5, жизнь каждого человека нужно беречь, но, как и в MGS 5, арсенал постоянно пополняется. Впрочем, значительная его часть все-таки нелетальная, к тому же теперь против людей и Тварей работают одни и те же пушки с одними и теми же патронами.
Гораздо комплекснее стали механики, связанные с доставкой грузов. Делать это можно и по старинке на своих двоих, тараня на спине порядка 150 кг полезного веса, а можно пользоваться разной техникой. В обоих случаях стало сложнее: мир сотрясают землетрясения, а из-за усилившегося темпорального дождя реки выходят из русел, происходят наводнения, песчаные бури и другие стихийные бедствия. И все это может случиться прямо во время доставки, сломав вам заранее проложенный маршрут. Также добавили динамическую смену времени суток — ночью приходится использовать осветительные приборы, которые издалека видят противники.
«Не стреляй по пацанам, брат, одумайся!»
Сократить время в пути можно на транспорте. Основные виды техники не изменились: в гараже томятся трициклы, грузовики-вездеходы, экзоскелеты и левитирующие платформы для погрузки, на которых можно катать как на скейте. Все это еще и дают кастомизировать, за ресурсы добавляя аккумуляторы или укрепляя для боевых столкновений — с транспорта приходится стрелять прямо на ходу.
Добавились и новые возможности по облагораживанию территорий. Помимо строительства дорог, убежищ, мостов и прочих удобств, упрощать себе жизнь можно прокладывая монорельс, и затем как заправский бизнесмен отправлять фуры «во Владик». Точки отправления и доставки конечно же строго закреплены за несколькими поселениями, но между ними дают перегонять натурально тонны полезностей для строительства.
Это вам не московский монорельс
На месте и фирменный асинхронный мультиплеер. Прямо как в Dark Souls вы видите следы других игроков — вот кто-то построил мост над бурной речкой, а вот кто-то подумал о страждущих и прямо посреди поля разместил генератор для зарядки аккумуляторов и убежище от темпорального дождя, где можно переждать непогоду. Со временем появляются и целые участки полноценного шоссе, по которому грузы возятся как в «Дальнобойщиках», только без пробок.
В общем, для новичков игровой процесс стал понятнее, не утратив при этом фишки того, что это все-таки игра про курьера. Осилить 40-часовую сюжетную кампанию должно быть не в тягость даже пресловутым подпивасным геймерам, ищущим хлеба и зрелищ.
Бывалые же грузчики-ветераны снова могут оставить 150 часов, выполняя все дополнительные заказы и строя для каждого задания уникальный маршрут с точечным подбором снаряжения.
Работу других игроков трудно не заметить
My Snake is Solid
Нельзя не сказать, что выглядит Death Stranding 2 потрясающе. В начале игры нас встречает ролик с пейзажами Мексики, который выглядит как высококачественные натурные съемки — настолько фотореалистичной местности в видеоиграх еще не было. Большая дальность прорисовки, мягкое освещение и естественные цвета делают любой ракурс камеры фотографией из журнала National Geographic.
Мир вообще стал сильно живее. Вместо серых горных пейзажей Исландии, которые Кодзима выдавал за разрушенную Америку, теперь мы путешествуем по куче разных зон. Леса, прерии, горы, снег, пустыни и, разумеется, болота — по насыщенности локаций Death Stranding 2 напомнила мне Final Fantasy 16 с ее сеттингом псевдореалистичного средневековья и фотореалистичной графикой. Также жизни добавляют и многочисленные животные, состав которых отличается в Мексике и Австралии.
Вступительный ролик и первые мгновения игры выглядят просто безумно
Фантастические технологии и фантасмагорические Твари тоже впечатляют — в первую очередь дизайном. Разные лаборатории, города и убежища выживших стали гораздо разнообразнее и зачастую привлекают взгляд подсветкой, особенно в ночное время. Монстры же отожрались до неприличных размеров и стали поразнообразнее, чем гигантские летающие киты и кальмары из первой части. Не забудем и про боевые машины, некоторые из которых дадут фору рободинозаврам из Horizon.
Вся плеяда голливудских звезд, которых Кодзима затащил к себе в студию и оцифровал, тоже выглядит восхитительно. Норман Ридус, Эль Фаннинг и Лея Сейду играют покореженных людей, живущих в странном мире, и каждое их слово и движение передают всю ту гору психических расстройств, которые они успели заработать.
Почти одна и та же сцена, почти шесть лет разницы
Отдельно хочется отметить Нормана Ридуса в главной роли. В первой части он был подавленным и сломленным человеком, который просто не боялся ничего потерять — ведь ничего не осталось. В сиквеле личные ставки для персонажа выросли, ведь речь идет, по сути, о его ребенке — и количество выдаваемых Ридусом эмоций возросло пропорционально.
Вернулся и Трой Бэйкер в роли мистера «я частица Бога» Хиггса. Уже в оригинальной Death Stranding он был характерным антагонистом, которому при каждом появлении хотелось немедленно начистить лицо. В сиквеле его персонаж стал еще безумнее и могущественнее — учитывая, что им движет лишь чувство мести, это плохая новость для главных героев и хорошая для игрока. Ведь каждое появление злодея удивляет постановкой и радует зрелищной битвой с боссом.
Не такую экранизацию Metal Gear Solid мы ждали
А вот Луке Маринелли в итоге отвели совсем немного экранного времени, хотя его появления многие ждали из-за схожести образа с Солидом Снейком. Он здесь играет примерно ту же роль, что и Мадс Миккельсон в первой части, но выглядит, конечно, бледнее, чем датский актер. Ну, что ж, если вы хотели обломить Твердому Змею зубы, то такая возможность будет в ходе зрелищной битвы на кладбище.
Из новичков стоит отдельно отметить Доллмэна — марионетку, которую Сэм носит на поясе. Он разбавляет одинокие походы своими комментариями по поводу и без, а также умеет взлетать будто заправский дрон и сканировать местность. С одной стороны, это разбавляет атмосферу полного одиночества и оживляет происходящее, а с другой — именно за медитативность и единение с природой многие и полюбили первую часть.
Пейзажи иногда пугающе похожи на новые Final Fantasy
Саундтрек тоже изменился. В игре не так много лицензированных песен, как в Death Stranding, зато рэпер Woodkid написал для нее целый альбом. Никуда не делись и холодные космические синты Людвига Форссела — в титрах композиторами значатся оба музыканта. Из-за этого атмосфера, как уже упоминалось, стала блокбастернее, а одиноким себя не чувствуешь практически никогда.
Ради чего стоит играть:
- Захватывающий и трогательный сюжет со всем тем, что мы любим
- Гуманистический посыл — игрок помогает людям, а не калечит
- Все связанное с работой курьером стало комплекснее и интереснее
- Динамичные бои с огромными Тварями и бандитами
- Толпа голливудских актеров, играющих на все деньги
- Потрясающий саундтрек
- Невероятная графика
- Полностью на русском языке
Что портит удовольствие:
- О строении местного мира лучше глубоко не задумываться
- Основной геймплей по-прежнему неспешный, что понравится не всем
- Игру сделали динамичнее, но механики сражений все еще кривоватые
- Фирменное Кодзимовское безумие зайдет не всем
Итог
Death Stranding 2 сделана для более широкого круга игроков, чем оригинал. Она больше, насыщеннее, понятнее и динамичнее — но все еще не растеряла того безумия и глубины, за которые любят проекты Хидэо Кодзимы. Это по-прежнему не тот случай, когда играть нужно всем и каждому, но если вы любите интересные необычные сюжеты или игры с меланхоличной атмосферой, присмотреться стоит. А поклонникам «гения» ничего доказывать не нужно — они уже давно носят грузы в компании с нерожденным ребенком в банке и обсуждают многочисленные теории на форумах.