Обзор Age of Empires 4. Пляска на костях или глоток свежего воздуха?
Обзоры и превью

Обзор Age of Empires 4. Пляска на костях или глоток свежего воздуха?

Age of Empires увидела свет в 1997 году. Первая часть серии стала одним из прародителей всех исторических стратегий и по праву является одной из лучших игр своего времени. Между выходом третьей и четвертой игры прошло шестнадцать лет, за которые вполне можно было предположить о безвременной кончине франшизы. Однако Age of Empires 4 придает твердой уверенности в том, что «Эпоха Империй» жива, здравствует и будет здравствовать. Как минимум, еще какое-то время.


Для того чтобы сыграть в Age of Empires 4, не нужно наверстывать предыдущие. Сюжетно они никак не связаны, а механический пласт можно освоить прямо на месте. В разных частях представлены разные эпохи, и четвертая больше всего походит на вторую — в них показан период ранне-среднего средневековья. Ну, знаете, те старые добрые времена, когда Русь раздирали междоусобицы, велись Крестовые походы и все такое. Отличное было время, и одно из самых интересных для освещения в любом медиапродукте.

Age of Empires 4 не даст заплутать. Она за ручку проведет новичка по всем игровым аспектам, и даже во время игры в зависимости от опыта игрока будет давать ему подсказки

Начнем с основ. Это историческая стратегия в реальном времени. Как и предыдущие выпуски серии, четвертая «Эпоха Империй» погружает игрока в определенную эру, давая возможность сперва пройти несколько исторических кампаний за разные государства, а затем отправляет воевать в мультиплеерные баталии. Все предыдущие одиночные продукты под брендом AoE, включая экспериментальную Age of Mythology, придерживались этого незамысловатого костяка, и четвертая часть исключением не стала.

Как и положено любой более или менее комплексной игре, в которой для победы необходима не только реакция, но и немного прокачанный интеллект, игрока с порога отправляют обучаться премудростям местного геймплея. Во всех номерных частях серии принципы развития были идентичными друг другу, и в «четверке» все осталось по-прежнему. На фоне истории о превращении небольшой деревушки в укрепленный город и выдворении с его территорий врагов-оккупантов будут раскрыты основы постройки и развития поселения, укрепления фортификаций, найма и улучшения боевых единиц, а также ведения боя.

Первые шаги в освоении игры

По умолчанию у игрока есть лишь стартовое главное здание — ратуша или городской совет — и несколько готовых трудиться во славу родины крестьян. Рабочие эти весьма универсальны: они и деревья нарубят, и камня с золотом наколют, и оленя поймают, и зерновые поля обработают; построят и дряхлую хижину, и королевский замок. Даже отпор врагу могут дать, если по какой-то причине не осталось защитников покрепче. Грамотно управляя крестьянами, игрок должен отстраивать жилища, производственно-экономические, защитные и военные сооружения.

Жилые дома увеличивают лимит нанимаемых единиц живой силы. Производственные — помогают лучше и быстрее собирать ресурсы. Защитные — угадайте, что они делают — это стены и башни. Военные — тоже вполне очевидные: казармы, стрельбища, конюшни и иже с ними. При правильной балансировке игрок должен одновременно и не оставаться на нулях в плане ресурсов (пища, дерево, золото, камень), но и не допускать их застоя, ведь нереализованные вовремя средства — это огромная фора для противника. Стараясь не заигрываться в исключительно экономический симулятор, необходимо как можно скорее приступать к найму войск разной степени вооруженности, и желательно делать это, исходя из данных разведки, потому что бои здесь проходят по принципу камень-ножницы-бумага. То есть, копейщики легко унижают конницу, конница наказывает плохо защищенные дальнобойные отряды, а стрелки, в свою очередь, расстреливают пехоту еще до того, как та к ним приблизится. Но это очень упрощенно, есть много нюансов, о которых — позже.

Стандартные юниты из разряда «камень-ножницы-бумага». Конница против лучников, лучники против копейщиков, копейщики против конницы

Итак, игрок развивает поселение и в один момент упирается в предел эры. Чем круче эра, в которую вступило государство, тем больше плюшек оно может использовать, включая новые улучшения, новые виды зданий и воинов. Изначальная эпоха тут обзывается темной, но, выполнив определенные условия и построив специальное здание, можно отправляться на следующую ступень развития цивилизации — в феодализм. Выполняем аналогичные действия еще раз — переходим в замковую эпоху. Еще разок — и вот уже мы в «Эпохе Империй», которая и дала название всей серии игр.

Кстати, раньше было немного иначе. Вместо постройки специального здания, которые тут предлагаются на выбор игрока и дают разные бонусы, для перехода в следующую эру требовалось только выполнить нужные требования и за некоторое количество ресурсов «купить» переход дальше. Разница невелика, но для тех, кто уже давно играет в AoE, это заметно освежит геймплей.

Такой выбор дается для перехода в новую эру. Кстати, Спасских башен в AoE 4 может быть много, в процессе прохождения кампании за Русь ее можно возвести даже в Смоленске или в Казани

Развиваясь, параллельно необходимо исследовать карту, находить новые ресурсы и точки интереса, попутно стараясь насолить врагам. С наскока одолеть противника вряд ли получится, хотя наверняка существуют раш-тактики, дающие результат лишь при нерасторопном оппоненте, если речь идет о сражении с реальными игроками. А вот подтачивать экономику вражеского государства (или государств) при помощи регулярных раздражающих набегов — это отличная заявка на успех. К тому же, если речь идет о сражении одновременно с несколькими игроками, то некоторых можно обложить данью, взамен обещав не наносить во время такого «союза» урон.

Но рано или поздно приходит пора расправляться с супостатами, используя всю мощь армии, и на этом пункте стоит остановиться подробнее, так как баталии в Age of Empires 4 — одна из важнейших частей игрового процесса.

Враги на ранней стадии игры решили пресечь мне добычу золота. Но там не зря стоит оборонительная вышка с пятью лучниками внутри — золото останется моим

Ранее уже упоминался принцип камень-ножницы-бумага. Да, в целом — так все и обстоит, однако, с некоторыми оговорками. Стандартный копейщик весьма эффективен против всадников, но получит много урона от лучников. Если же его прокачать до элитного гвардейца (развитие войск нелинейно, и в определенных эпохах дается выбор), то юнит станет медленным «танком» в тяжелой броне со щитом наперевес, и залпы стрел ему будут уже далеко не так страшны. Однако он перестанет настолько эффективно бороться с конницей, так как длинная пика сменится на короткое одноручное копье.

Стандартный лучник по умолчанию здорово обстреливает пехоту, но явно проигрывает коннице и тяжеловооруженным целям. В процессе развития можно модернизировать его до воина с самострелом: это еще сильнее облегчит его защиту, но увеличит мощь против тяжелой брони. А если пойти дальше — можно получить мушкетера (стрельца — если по-московитски), который совсем уж слабо защищен, ходит медленно, но стреляет из мушкета ого-го, да и в ближнем бою может дать отпор.

Русские ранние латники, доступные во второй эре (для всех остальных — в третьей). Сомнительно, что они использовали такого рода кавалерийские турнирные копья, но не будем на этом заострять внимание. К тому же, копья эти ломаются после «врезания» в противника, и дальше в ход идет обычный меч

То есть баланс камня, ножниц и бумаги все время смещается туда-сюда. Не стоит забывать, что типов юнитов здесь значительно больше, чем стандартные «воин», «всадник» и «лучник». Что тут есть кроме них? Да чего только нет! Конные стрельцы, деление всадников на тяжелых и легких, осадные орудия (тараны, катапульты, требушеты, пушки), уникальные юниты для каждой нации, боевые корабли разной степени пригодности для водных поединков между собой и поддержки наземных бойцов.

В целом и общем, геймплей за все нации зеркален, однако же есть некоторые различия, и это касается не только войск, но и процесса развития поселения. И если с юнитами все довольно просто — у монголов крутые конные лучники, а у Руси — мощные латники на более ранней стадии игры, то на втором пункте стоит остановиться и разобраться поподробнее, потому что раньше такого в играх серии Age of Empires не было. А если и было, то не настолько глубокое.

На данный момент в игре представлено очень мало наций на выбор — всего восемь. Для сравнения, во второй части на старте было тринадцать государств, а в последующих шести дополнениях в общей сложности появилось еще двадцать четыре цивилизации. Даже такие малозначительные на мировой арене, как болгары или вьетнамцы. Что же есть в Age of Empires 4 сейчас? Англия, Китай, Франция, Священную Римская Империя (которая, как известно, ни разу не священная, вообще не римская и даже ни капельки не империя), Русь, Монголия, Делийский султанат (Индия) и Династия Аббасидов (арабы). Скорее всего, новые государства будут добавляться с выходом DLC, и хочется надеяться, что издатель не станет доить и без того хорошо потратившихся на игру и дополнения игроков, вводя «элитные» нации за донат.

По поводу разницы между цивилизациями. Если не вдаваться в подробности, то об основных различиях можно узнать прямо на экране подготовки к матчу. Выглядит это следующим образом:

Если хочется более развернутого объяснения, кто, что, чего, куда и зачем, то необходимо проследовать в раздел «обучение» —> «дерево технологий»

Тут можно досконально изучить плюсы и минусы выбранной нации. И это действительно стоит сделать заранее, потому что различия порой очень и очень существенные. К примеру, монголы, как кочевой народ, могут в любой момент свернуть свои здания, чтобы расположить их на другом месте. Это особенно полезно, когда необходимо передвинуть поселение поближе к линии фронта или локации, богатой ресурсами.

Те же степняки получают в свое распоряжение всадников еще в самую первую темную эпоху, пока остальные цивилизации, грубо говоря, едва слезли с деревьев и только взяли в руки первые палки. Они могут хорошо потрепать нервы на ранней стадии игры всем, кроме англичан, ведь у тех в арсенале — тяжеловооруженная пехота, доступная в темную эру только им.

Битва при Гастингсе — примечательный сюжет, и использовался он много где. Для сравнения — оная в AoE 4 и в Total War: Medieval 2

Вот, собственно, и все. Процесс игры всегда прост и сложен одновременно. Прост он в том, что геймплей в любом сражении по нарастающей набирает обороты, и от начального набора из главного здания, разведчика и нескольких крестьян в итоге получается огромный укрепленный город (или даже не один) и мощная разношерстная армия, при помощи которой необходимо победить противника. В некоторых случаях, если речь идет об обычных сражениях против игроков или ИИ, победить можно и иными способами.

Например, необходимо захватить и удержать у себя условную священную реликвию какое-то время, не давая врагам отнять ее. А сложен игровой процесс в непредсказуемости развития, ведь каждый противник думает по-своему, их количество от матча к матчу может разниться от одного до нескольких, также меняются и условия: карты для боя могут быть сгенерированы автоматически, что добавляет в каждую сессию еще несколько очков уникальности.

Красивый и безмятежный пейзаж из кастомного сражения. Ветераны серии с легкостью распознают все типы зданий

Теперь вернемся к одиночным кампаниям, но описывать подробно каждую — это значит настрочить целый роман, поэтому разберем все на примере только одной истории и покажем, насколько она разнообразна.

Мне, как человеку, пишущему этот текст на русском языке, крайне приятно, что в Age of Empires добавили полноценную русскую цивилизацию. Разумеется, в предыдущих играх славяне присутствовали и раньше, но выглядело это довольно скромно. В Age of Empires 2 они обладали лишь одним уникальным юнитом — тяжеловооруженным всадником «БОЯРИНОМ» — и парой незначительных уникальных технологий. В третьей «Эпохе Империй» вообще получилась какая-то псевдоисторическая каша, в которой за русских в кампаниях поиграть не дают, но представляют их очень злыми ребятами, которые на самом деле — лишь пешки некоего тайного общества под названием «Круг Оссуса».

Подлые кочевники хотят сжечь деревянную Москву. Но мы им не дадим этого сделать!

А вот в «четверке» русские — мое почтение! Мне настолько хотелось попробовать поиграть в первую очередь за родную нацию, что, пройдя обучающую кампанию, я тотчас ломанулся воевать за Русь. Здесь она представлена не в виде усредненных дикарей-злодеев, а в качестве самодостаточной многострадальной нации со своей глубокой историей, со своими победами и поражениями. Сама кампания называется «Становление Москвы» и охватывает период с 1238 по 1552 годы.

Сперва нам в руки дают разоренную монголами будущую столицу всея Руси, которая выглядит, мягко говоря, довольно жалко. Разрушенный деревянный частокол, сожженные хижины, плачущие над трупами мужиков бабы да чудом выжившие после крайнего нападения кочевников воины. Но ничего, Русь и не такое сдюжит. Отстраиваем все заново, прогоняем супостатов, возводим первый Кремль и двигаемся по реке истории дальше.

Примечательное и принципиальное отличие от предыдущих игр серии. Раньше в кампаниях мы наблюдали довольно цельные истории, чаще всего основанные на деяниях каких-то исторических личностей, и редко за рамки этих деяний выходящие. Например, в Age of Empires 2 кампания за французов начиналась со становления Жанны д’Арк и заканчивалась ее смертью. Кампания испанцев, аналогично, знакомила нас с восхождением, жизнью и смертью великого героя по имени Эль Сид Кампеадор. Монголы — все так же, только с точки зрения Чингисхана, то есть, как правило, сюжетные арки по своей продолжительности не превышали срок жизни какого-либо именитого исторического персонажа.

Между эпизодами нам показывают красивые ролики, в которых иногда наблюдается совмещение реальной съемки и графики, иногда — очень крутое косплейное представление, а иногда — современные кадры в высоком разрешении. Отличное решение, классические синематики, скорее всего, не выглядели бы так же эффектно

В третьей части кампании хоть и разделялись порой столетиями, но, все равно, рассказывали истории одной семьи по фамилии Блэк. В «четверке» подход изменился принципиально, кампании основываются не на личностях, а на государствах. Даже если в миссиях присутствуют исторические великие персоналии, речь идет все-таки не о них. Поэтому даже в пределах одной кампании между миссиями бывают промежутки в десятки лет, да и в самой миссии события происходят весьма условно, как, например, в следующем задании про Русь.

Москва крепнет, и спустя какое-то время на арену выходит князь Дмитрий Иванович, тогда еще не шибко известный. В пределах одной миссии он должен наладить экономику Москвы, постоянно платить дань монголам, отбиваться от шастающих туда-сюда разбойников и приобретать города, которые в скором времени должны войти в состав Московского княжества. Приобретать — в прямом смысле, платя за это деньги, потому как Дмитрий (пока еще не Донской) на заре своего правления расширял влияние не столько за счет силы своей дружины, сколько при помощи денег и связей.

После этого нас перемещают на печально известное Куликово поле (дай бог здоровья разработчикам, которые так дотошно подошли к воспроизведению событий русской кампании), где Дмитрий Иванович на берегу реки Дон дает монголам залихватского леща и с гордостью примеряет на себя титул Донской. Красивая битва, красивая победа.

Не даем ворогу перейти реку Смолку. Спойлер — в итоге все-таки даем, но ненадолго

Но на этом набеги монголов не прекратились, и князь должен оборонять теперь уже белокаменную Москву от возмездия хана Тохтамыша. Коварный хан взял столицу, разорил ее и восстановил зависимость Руси от Орды, так что князю Дмитрию пришлось золотом расплачиваться за предыдущие годы своего бунтарства. Надеюсь, это ни для кого не спойлер?

Монголы мстят, разрушая белокаменную Москву. Ничего у них святого нет!

История, связанная с правлением Дмитрия заканчивается, и игрока закидывают на много десятилетий вперед. В роли князя теперь Иван III, прозванный «собирателем земли русской». Он пока еще не освободил свой народ от гнета монголов, но стремится к этому, собирая под свои знамена все русские города. Последним непокорным остается Новгород, и князь Иван в следующей миссии присоединяет его к своему великому княжеству. Весьма кровавый период нашей истории, честно говоря.

Независимости Новгорода приходит конец

Покончив с независимостью Новгорода, князь почуял, что старый враг — монголы — уже не так страшен, как раньше. Теперь игроку предстоит воочию лицезреть одну из важнейших битв в истории Руси — стояние на реке Угре, после которой навсегда было сброшено ярмо Золотой Орды.

Монголы не хотят уступать в решающей битве. Но мы все равно справимся, и Орда вскоре распадется

Через некоторое время наследник Ивана Великого — Василий III — продолжил дело по объединению государства. Он считал литовские земли своими по праву, а потому направил стопы своего войска на многострадальный Смоленск. Сперва экспансия должна быть проведена в области, а затем она закончится феерической осадой смоленского кремля. Градус напряжения растет, и нынешняя Русь Московская — это огромная сила, с которой все вокруг вынуждены считаться.

Смоленск — более серьезный противник. Взять его без артиллерии практически невозможно. В самом деле, не мечами же по каменным стенам молотить?

Практически на все готовенькое приходит первый венчанный царь всея Руси, великий менятор профессий и просто хороший человек, Иван Васильевич Грозный. Здесь мы наблюдаем лишь финал Казанских походов, а именно 1552 год — само взятие татарского кремля, который до этого момента славянской экспансии успешно противостоял. После победы Иван Васильевич с гордо поднятой головой заявляет, мол, красота-то какая, лепота, и тем самым завершает эпичную кампанию за Русь. Московское царство с этого момента считается полностью организованным.

Сильное заявление. Проверять мы его, конечно, будем

И в таком ключе проходят остальные три кампании — «Норманны», «Столетняя война» и «Монгольская империя». Мало? Конечно, мало, но не стоит сомневаться в том, что периодические DLC будут добавлять новые истории, которые будет так же интересно проходить.

Норманны бьются с Англичанами. В этой битве нужно следовать тактике, иначе противник на холме задавит Вильгельма числом

Напоследок — четко ответим, что собой представляет Age of Empires 4, чем отличается от предыдущих частей и в чем на них похожа. На фоне очень слабой третьей части, которая была вроде как более-менее экспериментальной, «четверка» выглядит прекрасно. Не только выглядит, но играется соответственно. По сути, новая «Эпоха Империй» — это в своем роде ремейк второй части серии, ее наследник, идейный продолжатель и верный хранитель всеми любимых традиций. Кардинальной разницы с Age of Empires 2 попросту нет, если речь идет о геймплее, и это очень хорошо, потому что сам игровой процесс не устарел. Олдфаги его помнят и ценят, а новички в жанре стратегий легко смогут его освоить.

При этом точечные нововведения, сперва глазу незаметные, все-таки сильно этот процесс освежают. Например, способность юнитов наконец-то взбираться на каменные стены, чтобы обороняться с высоты. Возможность бойцам не колоть вражеские дома копьями, как раньше, а сжигать их факелами. Появление сбалансированных героев, которые очень полезны, но имбой, как это было в Age of Empires 3, они не являются; потерять Дмитрия Донского или Вильгельма Завоевателя на поле брани — раз плюнуть. И так далее.

Так, а я точно не Kingdom Come: Deliverance запустил? Смутно знакомая морда, доложу я вам

А вот в визуале, конечно, игре есть куда расти. Графика выглядит хоть и уютно, но несколько устаревшей — несмотря на то, что системные требования у Age of Empires 4 довольно жадные. Да и оптимизация хромает, в то время как точная настройка графики отсутствует, и нет возможности, скажем, отключить целые моря анимированной травы, сильно загружающей ресурсы ПК. Кроме прочего, периодически случаются совершенно непредсказуемые просадки fps и даже вылеты на рабочий стол без объявления войны. По крайней мере, так было в превью-версии. Будем надеяться, что проблемы обязательно канут в небытие с выходом игры или первыми патчами.

Положа руку на сердце, олдфаги могут одобрительно кивнуть в сторону Age of Empires 4. Это отличная игра в не самом популярном нынче жанре — и четвертая «Эпоха Империй» способна дать прикурить другим стратегиям. Она не только верно хранит традиции лучших частей серии, но также старается грамотно осовременить их. По пути разработчики умудряются не сломать то, за что мы полюбили Age of Empires многие годы назад. Нельзя не отметить и детальное внимание к истории древней Руси — эта кампания была особенно интересной и эпичной. Остается лишь надеяться, что Age of Empires 4 станет успешной, а в будущем мы увидим новые выпуски. И желательно, пораньше, чем через 16 лет.

Игры в материале:

Комментарии (2)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
ilos_life
GURU team
11
26.10.2021 09:45
Погнали
Gamaz671games
1
25.10.2021 11:53
ну после стольких лет ожиданий было бы странно, если бы они еще и плохой продукт выкатили

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?