Термин «Метавселенная», ворвавшийся в информационное пространство в последние полтора года, по степени хайповости можно сравнить разве что с NFT. Пиарщики и журналисты наперебой предвещают приход не то технологической революции, светом невиданной, не то мрачной антиутопии. Гигант информационного рынка Facebook даже меняет название на Meta в преддверии стройки века. А планы по созданию собственной Метавселенной анонсируют все, кому не лень: от Microsoft до разработчиков «Сталкера». При этом попытки разобраться в том, что из себя по сути представляет пресловутый Metaverse, вызывают немало трудностей. В этом материале мы заглянем в прошлое, настоящее и будущее Метавселенной — и по ходу будем пытаться понять, что же это такое и почему Марк Цукерберк, Тим Суини и Бобби Котик называют Метавселенной совершенно разные вещи.
Meta-что?..
Проблемы начинаются уже с попыткой дать Метавселенной какое-то внятное определение — слишком часто под ней подразумевают совсем не одно и то же. Сам термин, как это часто бывает, пришел к нам из научной фантастики, причем аж 30 лет назад. В киберпанковской антиутопии Нила Стивенсона «Лавина» люди бегут от суровой действительности, которой управляют всемогущие корпорации, в виртуальную реальность — Метавселенную, по которой перемещаются в виде оцифрованных аватаров. Современное видение Метавселенной во многом было сформировано романом «Первому игроку приготовиться» и его экранизацией. Там виртуальная реальность представляет собой куда менее мрачное игровое пространство, наводненное множеством поп-культурных отсылок.
Трейсер Microsoft добавить в Метавселенную уже может. Дело за Чунь Ли?
Если попробовать найти какие-то общие места в корпоративных презентациях, научных публикациях и аналитических статьях, то из отличительных черт Метаверса можно выделить следующие:
- Единое информационное пространство для работы, общения, досуга, покупок и игр, связывающее вас с другими людьми по всему миру. Метаверc преподносится как новый виток развития Интернета и потенциальная замена уже привычному «Web 2.0».
- Использование VR и AR-технологий. Meta делает большой акцент на необходимости уйти от плоскости экрана и создать виртуальное пространство, которое будет ощущаться реальным. Пожалуй, это главный selling point и главная палка в колесе реализации проекта Метавсленной.
- Присутствие в виртуальной среде. В форме аватара вы сможете сходить в гости к друзьям, посетить рабочее совещание и потусить на концерте любимой группы.
- Создание пользовательского контента. Сюда может входить как настройка аватара, так и обустройство виртуального жилища или творчество с помощью предоставленных разработчиками инструментов.
- Возможность иметь виртуальную собственность. Пункт тесно связан с предыдущим. Ставим .jpeg с обезьяной на то, что без NFT тут дело не обойдется.
- Объединение поп-культурных объектов из разных франшиз (персонажей, локаций, etc) в глобальный кроссовер, какого не было ни в Fortnite, ни в Smash, ни в фильмах Marvel.
Но это все пока что — обещания и спекуляции. Давайте ненадолго отложим в сторону аморфные проекты будущего от Meta и Microsoft и посмотрим, что нам пытаются продать под оберткой Метавселенной сегодня.
Metaverse сегодня: много шума из ничего
Лавину публикаций на тему Метавселенной в СМИ и блогах легко понять — хайп есть хайп. Гораздо больше поражает содержание этих публикаций. Многие газеты и журналы пишут о Метаверсе не как о проекте, а как о чем-то свершившимся. Неподготовленному читателю может показаться, что будущее уже здесь — осталось только разжиться VR-шлемом и можно отправляться исследовать границы нового мира, в котором люди учатся, работают, зарабатывают, отдыхают и просто живут! Самый вопиющий в этом смысле пример последних недель — широко разлетевшаяся новость о «первой свадьбе в Метавселенной».
Жили, дескать, в штате Нью-Гэмпшир пара коллег-возлюбленных: Трейси и Дейв. Познакомились они во время удаленного совещания в своей конторе, поэтому, когда дело стало близиться к оформлению брака, было решено справить замужество в Метавселенной. Церемония проходила одновременно в реальности и в виртуальном пространстве. А тех гостей, которым не хватало места за праздничным столом, любезно приглашали в VR. Там они могли танцевать и веселиться прямо как в реальности! Все остались в восторге! Звучит, как феноменальная история, которую можно будет пересказывать внукам и правнукам, да? А теперь взгляните, как это выглядело на самом деле.
Можете поцеловать невесту! Или здесь еще нет такой функции?…
То есть Метавселенной для красного словца обозвали одну крошечную локацию, которую смог бы смастерить любой посетитель курсов по 3D-моделированию, прикрученную к социальному VR-приложению с минимальным функционалом. Будущее — сегодня! Или взять другой случай, когда на фоне слухов о том, что крупная сеть гипермаркетов Walmart также заинтересована в Метавселенной, всюду стали тиражировать довольно жутковатый ролик. В котором продавец-консультант предлагает покупателю зашопиться всем необходимым, сидя в VR-шлеме на парковке возле магазина. Дескать, вот, как [нелепо] выглядит Метаверс от Walmart! В чем подвох? Ролик был сделан еще в 2017 году, демонстрировался в рекламных целях на фестивале для блогеров и никак не был привязан к теме Метавселенных.
Когда там уже Метавселенная от «Пятерочки»?
Для журналистов и ушлых дельцов «Метавселенная» сегодня — то, что принято обзывать термином buzzword — громкое словечко для маркетинга, вроде того, каким во второй половине 90-х было «Мультимедия». Никто толком не знает, что это такое, так почему не использовать его как душе вздумается? С другой стороны, заголовки вроде «Когда настанет Метаверс?» или «Мы уже в Метаверсе или еще нет?» отлично подчеркивает, что медиа запутались в вопросе не меньше, чем потребители. Иронично, что едва ли не самым надежным ориентире в этом потоке медийного шума стала фраза «Метаверс еще не то что бы существует» от Марка Цукерберга, имеющего репутацию едва ли не самого ненадежного человека в сети. Кстати, о Марке.
Metaverse завтра: вялотекущая антиутопия
Главной уликой в деле о Метавсленной как о масштабном проекте будущего по-прежнему остается запись прошлогоднего анонса от Facebook Meta. Для ролика, сравнимого по хронометражу с полнометражным фильмом, он раскрывает ничтожно мало информации, подающейся в худших традициях оторванных от реальности презентаций крупных компаний, да еще и с Цукербергом в центре внимания. Из того, что он рассказывает по существу, мы практически не узнали ничего нового: будет, мол, общее виртуальное пространство для работы, учебы, игр и общения, приложения больше не нужны, у нас тут все в одном! Фразы вроде «вы сможете делать вещи, о которых у нас еще нет конкретного представления» пониманию концепции не способствуют. Что это вообще должно было значить?
Осторожно, эти 77 минут жизни вам никто не вернет
О том, чем чревата подобная централизация, виртуализация и регламентация активности множества людей из всех сфер жизни в руках огромной корпорации, конечно, умалчивается, но дорисовать картину самостоятельно нетрудно. К примеру, один аккаунт для всего означает, что и один бан будет способен перекрыть человеку доступ и к играм, и к работе, и к общению. И неважно, что будет тому причиной — неуместное по мнению модерации высказывание или техническая ошибка. Еще большой вопрос, кто будет жестче регулировать Метавселенную — Meta или китайское правительство. Сколько бы Цукерберг не распинался о безопасности Метавселенной, какие-то проблемы с ней точно будут — и скорее всего утечки данных и уязвимости Facebook со временем покажутся нам мелочами. А жизнь за выхолощенными цифровыми аватарами наверняка усугубит для части общества проблемы с социализацией. Все это при условии того, что Метаверс действительно станет «Новым Интернетом». А на этот счет есть серьезные сомнения.
При всем хайпе вокруг Метавселенной, в версии Meta она не выглядит какой-то потрясающей революцией. Обещания Цукерберга даже не назовешь жестокими чудесами грядущего — ну что здесь чудесного? Meta — и как бренд, и как проект — смотрится не заменой Интернету, даже не надстройкой над ним, а надстройкой конкретно над Facebook. Пластырем на открытом переломе. До сих пор сложно отделаться от ощущения, что все это спешное переименование было вызвано в первую очередь необходимостью минимизировать репутационные издержки, связанные с замаранным скандалами именем.
Марк Цукерберг описывает Метаверс как «пространство, построенное вокруг людей», но не для людей. Что должно заставить перебежать туда простых юзеров — не может ответить даже обозреватель компьютерных технологий с почти тридцатилетним стажем. Спросите себя: зачем вам Метаверс кроме того, чтобы узнать, что это такое? Провести рабочее совещание или сыграть свадьбу при желании можно хоть в Discord, хоть в какой-нибудь MMO. А встроенные игры еще в Skype были. Аватары, играющие в пинг-понг другими аватарами? Прости, Марк, но мы это уже видели. 15 лет назад. На Nintendo Wii.
По идее главной особенностью, которая должна заставить народ побежать в Метаверс должны стать VR и AR, но на данном этапе они, скорее, представляют самое уязвимое место всей концепции. Мало того, что устройства виртуальной и дополненной реальности по-прежнему доступны мизерному проценту пользователей сети, так ведь еще существенную играет роль несовершенство технологий — хэдсеты громоздкие, тяжелые, а долгие сессии утомляют даже бывалых геймеров. Со временем эта ситуация, вероятно, будет выправляться в пользу Meta. Шлемы будут становиться удобнее и дешевле. Метавсленная будет аккумулировать новые причины для покупки VR. Но пока приложение Horizon Worlds от Meta, которое должно было дать пользователем некоторое представление о Метавсленной, выглядит (и звучит со слов успевших ознакомиться с проектом) как унылый VR-чат с примитивными казуальными игрушками.
Рекламный ролик Метавселенной от Microsoft куда более милосерден к зрителю
Кроме того, очевидно, что для полноценной реализации Метавселенной возможностей обычного VR-шлема может и не хватить. Зачем человеку мир, в котором количество органов восприятия сокращено всего до двух? Что это за демо-версия? Любопытные концепции устройств, способных на подобное, широко описываются в фантастической литературе. Вот максимально простой и понятный пример подобных технологий из антиутопии про Россию в мире далекого будущего «iPhuck 10» Виктора Пелевина:
— Я объясню, киса, — сказал я. — Вот эта железная дужка у тебя на голове транслирует визуальный контакт с твоим телом в тактильное ощущение. Легкие прикосновения рук и ног можно как бы подделать, воздействуя на твой мозг. Но самая интенсивная группа ощущений, так называемый «core set» — плотный и длительный телесный контакт, сложная стимуляция губ и гениталий — транскарниально имитируется плохо. Поэтому тебе все-таки нужен айфак с дилдом. Как и все в нашей жизни, любовь — это компромисс.
— А ты все романтичнее и романтичнее, — вздохнула она, подняла стакан и отхлебнула вина.
Возможны ли такие устройства в будущем? Кто знает, но даже если и возможны, то вряд ли речь идет о ближайших десятилетиях. В инфопространстве лишь изредка мелькают заметки об Илоне Маске, который вставляет USB-порт в крысу, и Гейбе Ньюэлле, который хочет сделать виртуальную реальность с «улучшением ощущений от игрового процесса». Но речь не идет о конкретных решениях — это просто первые неуверенные опыты. В текущий момент даже и неясно, обернутся ли успехом какие-то элементарные стимулы мозга извне, не говоря уже о сложной симуляции ощущений.
Но давайте вернемся в наше время и нашим менее продвинутым якобы Метавселенным. В случае грядущей метавселенной Microsoft ответ на вопрос «зачем людям туда надо?», кажется, более понятен, но все еще неубедителен. «Майки» аккумулируют в своих руках какие-то запредельные объемы интеллектуальной собственности и яркий кроссовер с героями Halo, Warcraft, Overwatch, DOOM и Fallout уже звучит как что-то, что способно заинтересовать многих. Но будет ли в лицензированный контент в Метавселенной Microsoft настолько самоценным и вместе с тем эксклюзивным, чтобы ради него стоило задуматься о покупке шлема — пока неясно. На одних камео Трейсер или Мастера Чифа аудиторию вряд ли удастся забрать — слишком высок порог входа.
В любом случае пока кажется, что прежде чем Метавселенная станет серьезной угрозой для нашей текущей полу-цифровой реальности со смартфонами и приставками, могут пройти годы и десятилетия. И даже в таком случае привычный нам мир закончится не взрывом, но всхлипом. Буднично, предсказуемо и скучно. Как презентация Meta.
Metaverse… вчера?
Вся эта суета заставила многих авторов искать черты Метаверса в уже существующих проектах, и прежде всего — компьютерных играх. Среди наиболее частых претендентов на звание прото-Метавселенной часто всплывает Minecraft — вот уж где с пользовательским контентом проблем никогда не было! А разговоры о праве на виртуальную собственность ходили еще в эпоху популярности Second Life. Помните, был такой симулятор жизни в нулевых? Без VR, конечно, но с аватарами и социальными функциями. Так там споры о легитимации цифровой недвижимости дошли аж до суда.
Будь в 2003 году в ходу слово «Метавселенная», Second Life именно так бы и продвигали
Но больше всего на Метавсленную из существующих игр, конечно, похожа Fortnite. Недаром, этот buzzword частенько встречается в речах Тима Суини. Некогда зомби-выживач с режимом королевской превратился за годы в площадку, где можно и фильмы Нолана посмотреть, и на концерт любимого рэппера сходить. В компании культовых героев комиксов и звезд спорта, разумеется. На волне успеха выступления Трэвиса Скотта даже ходили разговоры о том, чтобы провести в игре президентскую кампанию. Главной же проблемой Fortnite как потенциальной Метавселенной называют даже не отсутствие VR-режима (дело времени), а концептуальную стагнацию. Ведь как бы разработчики ни меняли облик проклятого острова, игроку с него не выбраться. А на ставшие обыденностью концерты нынче подчас ходят не для удовольствия, а чтобы срубить экспы.
До кучи это свидетельствует о том, что попытка реализовать подобные Метавселенной концепции явно начались не вчера. И у Fortnite с Metaverse на деле куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Просто «мы строим метавселенную» звучит как что-то более привлекательное для инвестиций, чем «мы строим свой Fortnite с VR и NFT». Все эти общие формулировки да экивоки навевают ассоциации с другой амбициозной игрой: No Man’s Sky. Вспомните ее маркетинговую кампанию, трейлеры и презентации. Огромный хайп и минимум конкретики. Убежденные сторонники игры ждали от нее революцию в отрасли. Скептики не могли найти, чем она должна цеплять. Не правда ли, выглядит знакомо? Вот только Шон Мюррей из студии Hello Games, вопреки популярному заблуждению, не говорил: «Вы сможете делать что угодно!» У Марка Цукерберга на это наглости хватило. И в центре его вселенной — по-прежнему зияющая пустота.
Вспомнилось Чёрное зеркало, где человека забанили и он для окружающих стал серым, безликим пятном, на работе, дома, на улице. Не надо нам таких Метавселенных)