Обзоры и превью

Обзор FIFA Online 4 или как мы побывали в футбольном гача-аду

В последние годы спортивные симуляторы обрели в комьюнити устойчивый имидж «симуляторов казино» из-за поощряющих микроплатежи систем. И если это — премиальный игровой опыт, представьте, что у FIFA есть еще и условно-бесплатная версия. Именно она запустилась в начале мая в России, а мы погрузились в нее с головой, чтобы рассказать вам, как далеко может зайти монетизация спортсимов.


Эксклюзивный для PC условно-бесплатный футбольный симулятор FIFA Online 4, обкатывали на азиатском рынке еще с 2018 года. Подготовка к релизу в России сопровождалась мощной пиар-кампанией с привлечением популярных блогеров и возвращением в виртуальное комментаторское кресло легенды русскоязычной FIFA Василия Уткина. Но учитывая, сколько камней летит в последние части FIFA за лутбоксы и непрозрачные механики, не говоря уже о несовершенствах движка, анонс free-to-play версии игры заочно заставил насторожиться многих ветеранов видеоигрового футбола. Нам довелось поиграть в нее несколько вечеров до релиза и еще несколько после. По итогу приходится заключить, что чуда не произошло. FIFA Online 4 вобрала в себя лишь отрицательные черты основной франшизы, наплодила множество собственных проблем и больше похожа мобильную гриндилку, чем на футбол.

Сравните невзрачный трансферный рынок...

Сходу внесем ясность — подобно режиму Ultimate Team, FIFA Online 4 — это игра не столько про тактические схемы, изящные пасы и завораживающие голы, сколько про разноцветные карточки с именами футболистов, получать которые игрок будет преимущественно из лутбоксов. Поэтому сразу разберемся с той частью игрового процесса, которая, казалось бы, должна быть важнейшей, но которой явно уделено меньше всего внимания — матчами. Серьезно, они даже длятся номинально какие-то смешные 6 минут, и их продолжительность никак нельзя изменить. Видимо, для того, чтобы ничто не отвлекало игрока от действительно важных по мнению разработчиков вещей. Уже по промо-роликам было ясно, что проект будет серьезно уступать последним выпускам FIFA по части физики и качества симуляции. На деле оказалось, что он уступает в этом даже игре пятилетней давности: у нас на старом аккаунте Origin завалялась FIFA 2016— было с чем сравнить.

...и яркую витрину магазина лутбоксов

Футболисты в FIFA Online 4 ощущаются пластиковыми человечками, не имеющими веса и инерции, мяч ходит медленно и неуклюже, а находящиеся под управлением ИИ напарники постоянно тупят. О какой-то серьезной комбинационной игре или тактических заготовках не может идти и речи. При этом несуразных ситуаций, которыми в целом славится жанр, здесь случается предостаточно. Футболисты мирового уровня оказываются не способны как следует обработать простейший пас и отдать точную передачу на пару метров, на отскоки мяча игроки реагируют самым нелепым образом, а коротышка Лоренцо Инсинье запросто может одолеть в верховой борьбе каланчу Вирджила Ван Дейка, если игре по какой-то причине так будет нужно. Исход игровых эпизодов здесь жесточайше подчинен скриптам, так что не удивляйтесь, если ваш подопечный вдруг выключится из борьбы за мяч без видимой на то причины. Словом, ради матчей в FIFA Online приходить точно не стоит. Из плюсов по этой части можно отметить разве что совершенно не ощутимую задержку — местные сервера делают свое дело.

Из чего же FIFA Online 4  состоит помимо матчей? В основном из гринда. В этом аспекте она способна переплюнуть многие гача-игры. От одного количества вещей, которые необходимо прокачивать, чтобы получить конкурентоспособный клуб, разбегаются глаза. Уровень адаптированности футболиста, уровень заточки карточки футболиста, уровень бонусов от футболистов одной команды в составе, уровень тренеров, уровень скаутов для найма тренеров, уровень стадиона для прибыли от матчей… Для знатоков FIFA вряд ли станет киндер-сюрпризом тот факт, что большинство этих механик сопряжены с рандомом, требуют влияния огромных внутриигровых ресурсов и ненавязчиво подталкивают игрока к тому, чтобы закупиться в местном магазине за реальные деньги. Но даже ветераны франшизы рискуют испытать шок от того, в насколько гипертрофирована форма всей этой околофутбольной мишуры в FIFA Online 4

Леха, Леха, как ты там в Бергамо играешь с такими статами?

Разберем это на примере центрального элемента в прогрессе клуба — заточке карточек. Разжиться футболистами с громкими именами в FIFA Online 4 оказывается на удивление нетрудно, но в изначальном виде и по характеристикам, и по поведению в матчах они похожи лишь на свою бледную тень. Скажем, один из лучших форвардов планеты Килиан Мбаппе имеет изначальный общий рейтинг 80 — нонсенс по меркам «большой» FIFA, где этот показатель приближается к сотне. Но довести до этого уровня его можно и здесь — с помощью заточки.

Работает это следующим образом: вы выбираете карточку, которую хотите улучшить, и еще от одной до пяти других карточек, которые готовы потратить на улучшение. Чем выше будет рейтинг сжигаемых карточек, тем больше шанс того, что улучшение пройдет успешно. Но шанс этот никогда не будет стопроцентным. А теперь, внимание: что происходит в случае, если кубики выпадут не в вашу пользу? Карточка, в прокачку которой вы уже могли вложить множество сил и времени, откатывается к первому уровню заточки из десяти возможных, отправляя в помойку все ваши старания! 

По идее, избежать этого можно, если отправить в топку дубликат прокачиваемой карточки. Но, во-первых, на то, чтобы получить десяток одинаковых карточек даже не самого высокого уровня, в теории могут уйти недели и месяцы. А во-вторых, по крайней мере на момент написания статьи, эта страховка попросту не работает! На моих глазах два футболиста, которых мне удалось заточить до четвертого уровня, скинулись до первого — при том, что на экране красовался логотип, символизирующий защиту от неудачного броска кубиков. Тут поневоле вспомнишь миф о Сизифе.

Проводим усиление карточки со страховкой...

Чтобы получить исчерпывающее представление о внутриигровой экономике, хватит трех цифр. За каждый матч в среднем можно получить от 5 до 10 тысяч монет в зависимости от результата. Чтобы купить пак с одним случайным футболистом начального рейтинга 75+, потребуются 500 000 монет. А если захотите купить на местном трансферном рынке Лионеля Месси без необходимости крутить рулетку, скопить придется 19 000 000 монет. В среднем на это должно уйти где-то 2500 матчей или 250 часов непрерывного геймплея без учета загрузок, пауз и меню. Напомним, что для полной гарантированной прокачки одного футболиста вам потребуется еще десяток его дубликатов и куча карточек схожего рейтинга. 

...ну и что пошло не так на сей раз?

А теперь добивочка — число матчей в день, за которые можно получить монеты, ограничено. Причем игра заранее об этом не сообщает. О том, сколько полноценных матчей вам осталось на сегодня, вы узнаете лишь за 10 игр до введения ограничения. Да, поначалу вам будут сыпать немало бесплатных бонусов, чтобы поощрить нового пользователя. Да, играть можно и командой из недорогих резервистов московского «Спартака». Но как скоро вы начнете сталкиваться с готовыми вливать в игру десятки тысяч рублей противниками, которые раскатают вас просто за счет многомиллионного состава — вопрос времени.

По идее сдерживающим фактором для них должна была стать система престижа. Помимо цены в монетах, у каждого футболиста есть еще и своеобразная стоимость в очках от 5 до 15. Основной состав команды не может стоить суммарно более 180 очков престижа. Но на деле в эту планку не упрется даже команда из одиннадцати Роналду. А заточка среднего футболиста позволит поднять его общий рейтинг выше сотни без изменения престижа — надо только заплатить!

Сколотить какой-никакой начальный капитал помогают упомянутые бонусы за выполнение заданий, но самые щедрые из них ограничены по времени. Пока что их исправно продлевают, но как скоро лавочку прикроют — знает лишь EA. И даже при получении заслуженных наград игрока будет ждать вездесущий рандом. Скажем, за ряд заданий можно получить лутбокс, который содержит якобы случайное количество монет: от трехсот тысяч до, внимание, десяти миллионов. На деле же из десятка открытых нами коробок самая ценная содержала лишь восемьсот тысяч виртуальных денег. И никакого обмана тут, конечно же, нет. Игроку просто не сообщают шансы дропа, как не сообщают шансы заточки. Так работают гача игры. А если хочешь получить гарантированное усиление — заноси денежку хоть до бесконечности. К слову, цены на донат тут отнюдь не народные. Чтобы открыть один пакет, в котором будет всего понемножку, потребуется закинуть в местный магазин как минимум 2500 рублей — да новые AAA-игры на PC столько стоят!

Даже после десятков матчей высокие уровни сложности остаются заблокированными

Важно отметить, что игра и безотносительно шансов дропа и заточки крайне избирательно относится к подаче информации. О скрытом ограничении на количество матчей было сказано выше. В случае, если вы не будете участвовать в онлайн-матчах на протяжении двух суток, игра отправит вас в более низкий дивизион, но узнаете вы об этом лишь постфактум. При продаже игрока на трансферном рынке вы получите лишь чуть больше половины его стоимости — такая вот комиссия, о которой вас никто не станет предупреждать. Всю жестокость механики заточек вам придется познавать путем проб и ошибок, игра не вдается в детали. Зато подобно маньячной воспитательнице из детского сада, она заставит вас пройти через целую серию обязательных тренировок, в которых вас научат базовым и интуитивно понятным навыкам.  В местном магазине есть возможность покупать цепочки из лутбоксов, в конце каждой из которых вы получите приятный бонус. Но если вы приобрете тот же лутбокс за ту же цену из соседней вкладки, в счет цепочки он не засчитается. Трудно поверить, что это было сделано не специально.

FIFA Online 4 умудряется оступиться даже в тех местах, которые всегда считались сильной стороной франшизы. Такого чудовищного интерфейса в игре не бывало с начала нулевых. Меню представляет из себя какое-то хаотичное нагромождение вкладок безо всякой идеи. При совершении сделок на трансферном рынке нет никаких ползунков, каждую цифру приходится вводить вручную. И даже такая простая операция, как замена футболиста, потребует недюжинных усилий. Думаете, достаточно перетащить одного игрока на место другого? FIFA Online 4 не ищет легких путей! Тут нужно выделить футболиста, которого вы хотите заменить, проскроллить колесиком длинный список резервистов, навести мышь на того, кто вам нужен, и кликнуть на крошечную иконку справа от его имени. А геймпад в меню и вовсе не работает.

После забитых и пропущенных голов обязательно показывают карточку их автора

Сложно сказать, изменится ли что-то из вышеперечисленного со временем и будет ли вообще у FIFA Online в России стабильно живой онлайн. Но увиденного на данном этапе достаточно, чтобы впредь обходить эту игру за версту. Можно ли найти в этом гача-аду хоть какие-то положительные стороны? Пожалуй, лишь относящиеся к второстепенным деталям. Саундтрек нас порадовал еще в бета-версии: тут и Queen, и Fatboy Slim, а знаковая песня группы Blur сведет олдскулы тем, кто застал легендарную FIFA 98. На релизе плейлист, правда, зачем-то разбавили современной русскоязычной попсой — решение как минимум спорное. А вот вновь слышать в наушниках Василия Уткина по-настоящему приятно. 

То говорят, играй чаще...

Правда, и тут не обошлось без червоточинки. Ассортимент реплик довольно широк, персонального упоминания удостоились даже многие малоизвестные футболисты. Но при этом во время матчей постоянно приходится слышать одни и те же, зачастую противоречащие друг другу и плохо сбалансированные по громкости фразы — подводит звукорежиссура. А раза четыре язык озвучки почему-то прямо посреди игрового эпизода менялся на корейский. И в эти моменты становится особенно ясно, насколько порой русскоязычной озвучке не хватает энергии. То ли неудачные дубли местами выбрали, то ли просто поленились перезаписать.

...то говорят, играй меньше!

И ладно бы у FIFA Online 4 не было никаких альтернатив, и можно было бы воспользоваться аргументом «ну, она хотя бы бесплатная!». Опробованная нами специально ради этого текста PES 2021 LITE от Konami по части симуляции матчей представляет из себя полную копию последней платной версии японского футсима с физикой кодзимовского Fox Engine. Да, у PES предостаточно собственных проблем, включая все тот же интерфейс. Да, в бесплатной версии нет режима однопользовательской карьеры, а многих лицензий нет и в платной. Но знаете, чего еще там нет? Ограничения на количество матчей, дубового управления, обилия непрозрачных механик и лютого гринда. 

Прокачка есть, но, представьте себе, повышать навыки футболистов там можно не только сжиганием их одноклубников, но и участием в матчах! При этом состав, который способен показать результат на относительно долгой дистанции, собрать там можно буквально за несколько вечеров активной игры безо всякого доната. А единственное отличие схожего с Ultimate Team режима MyClub от платной версии — запрет на участие в ежедневных испытаниях, позволяющих получить больше наград. Но что важнее всего, PES LITE по крайней мере не стыдно назвать футбольным симулятором. С тактикой, комбинационной игрой и какой-никакой реалистичностью. Бесплатная FIFA в ответ может предложить лишь красивые логотипы, известный саундтрек и голос Василия Уткина, периодически срывающийся на корейский.

Сложно найти хотя бы одну причину попробовать FIFA Online 4. Если только вы не хотите лично убедиться в том, что такое и вправду могло выйти на PC в 2021 году. Она выглядит до нелепого бедно даже на фоне основного конкурента в условно-бесплатном сегменте, не говоря уже о полноценных версиях футбольных симуляторов. А играется и того хуже. Словом, если так уж хочется поиграть именно в FIFA, мы советуем приобретать полную версию. Скупой платит дважды, а в случае с FIFA Online 4 — как минимум четырежды.

Комментарии (14)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
25 дней назад
Комментарий был удален пользователем или администрацией сайта.
Простите, я Вас не понимаю
Я и смотрю он что то впаривает мне, а у меня уже всё есть ( в миске еды навалом, массаж делают, за ушком чешут, FIFA тоже есть ... .)
Андрей Невский
26 дней назад
Ладно бы грайнд и заточка не так сильно влияли бы на результат. Поиграв пару дней, чуть пад не разбил о стену, слава Богу понял что дело тут совсем не в скилле... Из этих двух дней у меня получилось такое впечатление: если у тебя игрок меньше 90 и без заточек - он легко и в упор в пустые ворота промажет. Если же ты кормилец EA - то можешь и толком не уметь играть, залетать будет чуть ли ни с центра поля. Не хотите платить - "ничья" это по большей части ваш максимум в матчах против донатеров, ваша победа будет скорее ошибкой системы, ну или если противник ну совсем уж не имеет понимания игры да еще и с клавиатурой наперевес. Причем если вы будете играть против ИИ - те же самые игроки у вас будут спокойно забивать на тех же уровнях сложности. Вот это двойные стандарты. Нормальные и интересные матчи получаются лишь против таких же "бичей", может быть это паранойя, но такое ощущение, что донатеров игра тупо тащит...ну серьезно, сегодня я вырубил игру после эпизода где: роналду + месси создали момент, (я понимаю, что в этой игре без денег надо бить наверняка), так в итоге с 5(!) метров нанесли 3 удара подряд и попали в защитника, вратаря и штангу...Месси и Роналду.... За весь матч чел добежал к моим воротам кое как и нанёс удар едва попав в штрафную - конечно в 9ку))) а то расстроится и денег ИА больше не даст) У вас может быть под 70% владение мячом, 10+ ударов по воротам и может быть в 1 из 5 матчей против доннеров вы победите... Ну а если противник с бабками и тоже умеет играть....проще сразу выйти)
Igor Darxide
27 дней назад
Вырожденческое казино имени ФИФЫ от Лохотроник Артс с элементами циркового аттракциона для безмозглых задротов, сливающих непонятно как появившиеся у них денежные средства на какие-то виртуальные карточки, требующие какой-то там "левой" заточки правой ногой через среднее ухо с непредсказуемым результатом и не гарантированным качеством в среднем по цене в 2500 рублей....!!! Это ж какими идиотами надо быть, чтобы производить семяизвержение на такое порнографическое изделие....Мде.)
Grob 
13.05.2021 18:42
Ну я другого и не ждал)
DedushkaZedd 
12.05.2021 20:13
Странно, но факт - просто впервые услышав названия FIFA Online, я уже знал весь описанный в обзоре трэш)
Мои соболезнование обзорщикам. За "щупанье" подобного шлака нужно доплачивать)
доплачивать нужно пользователям которые читают такие шлаковые статьи, тратя на них своё время. половина всего описанного - тупо неправда. а то что правда - как будто не об этой игре а о номерных частях фифы. писать обзор на игру, поиграв только на закрытом бета тесте - весьма странная идея
Очень мило, что вы решили зарегистрироваться на сайте только для того, чтобы отстоять честь FIFA Online 4, но могли бы тогда и уточнить, а что именно неправда? Корявый движок? Лутбоксы по 2500 рублей? Гача-механики? Необходимость скупать десятки карточек для заточки футболиста? Или что каждый раз при этом приходится вращать барабан и надеяться, что не выпадет сектор «Банкрот»? Аргументы кроме «вы всё врёти» будут?

К слову, если бы вы внимательно читали «шлаковую статью», то знали бы, что игра была опробована не только в бете. Раскрою маленький секрет — мы специально ждали релизной версии, чтобы поиграть ещё несколько вечеров и получить полное представление о проекте. Незабываемый был опыт.
Сколько Вам "занесли" ?! Признавайтесь !
На кого работаешь, засранец..?!)
Комментарии на сайте